К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях / О. А. Жигалина, Н. П. Заваленкова, Н. В. Рахимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/523/18688/ (дата обращения: 21.11.2024).



{{{К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях

Жигалина Ольга Алексеевна, воспитатель;

Заваленкова Надежда Петровна, учитель-логопед;

Рахимова Наталья Валерьевна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 95

Монахова Виктория Алексеевна, воспитатель;

Бабкина Валентина Валерьевна, музыкальный руководитель

МБДОУ г. Иркутска Детский сад № 181

Романова Ксения Александровна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 139

Липатникова Эмилия Альбертовна, воспитатель

МДОУ Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида»

Зенова Анжелика Васильевна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 95

Со второй половины ХХ века стратегия (др.-греч. στρατηγία —«и скусство полководца ») как практика и методология начала развиваться в сфере бизнеса, постепенно получила развитие в сфере государственного управления, распространившись и в системе образования, в частности дошкольного.

Различные трактовки понятия «стратегия», по Ребровой Ю. П., представлены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание понятия «стратегия»

1

стратегия как развернутый и всесторонний план действий организации. К этой группе можно отнести подходы к определению понятия «стратегия» таких авторов, как Д. Б. Куинн, М. Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури, Д. Хангер

2

стратегия как выбор определенного направления развития организации, методов конкуренции, а также ее позиции в окружающей среде. К данной группе относятся мнения о сущности понятия «стратегия» А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, О. С. Виханского

3

стратегия как рассчитанная на долгосрочную перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченной главной цели организации — миссии, и других ее целей и задач. К этой группе можно отнести определения «стратегии» А. Чандлера, Л. Е. Басовского, И. Н. Герчиковой

То есть стратегией можем считать детальный всесторонний комплексный план коллектива дошкольной образовательной организации, направленный на осуществление миссии и достижение долгосрочных целей и задач этой организации, а также показывающий общее направление ее развития.

Программа развития дошкольной образовательной организации — стратегический документ, разрабатываемый коллективом учреждения во главе с руководителем, с целью повышения эффективности процесса стратегического управления организацией для достижения указанных в документе показателей по различным направлениям деятельности.

Понятие «стратегическое управление» учеными трактуется с различных точек зрения, например: О. С. Виханский отмечает понятие «стратегическое управление» как управление организацией, в основе которого ведущая роль отводится человеческому потенциалу, И.Ансоффа связывает с понятием «стратегическое управление» сочетание стратегического планирования, анализ и выбор стратегических позиций, а также управление в реальном времени, Якимов А. В. определяет, что «стратегическое управление» — это процесс оптимизации всех видов ресурсов, позволяющий организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ». Процесс стратегического управления дошкольной образовательной организации можно представить в виде этапов, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Этапы

Характеристика

Инструмент

Первый этап-анализ среды

Целью этапа является формирование информационного банка данных о внешней среде, выявление положительных и негативных факторов, определение сильных и слабых сторон самой организации

Для реализации первого этапа используются инструменты аналитического характера, такие как SWOT-анализ, PEST-анализ и др.

Второй этап-разработка миссии и целей долгосрочного характера

Заключается в выработке предназначения организации, конкретизации содержания деятельности, определения целевых ориентиров. Отличительная черта-согласованность, непротиворечивость и сопоставимость цели и миссии

Ф.Котлер предлагает определять миссию и цели с учетом пяти факторов: история возникновения организации; действия и стиль поведения руководителей; ресурсы организации; внутреннее состояние и ключевые черты организации

Третий этап - разработка стратегий развития

Суть этапа в выработке и развитии вариантов, альтернатив и путей развития организации на долгосрочный период.

Принято использовать матрицу И.Ансоффа, матрицу Бостонской Консультативной Группы (BCG), Матрицу Томпсона и Стрикланда, матрицу Д.Абеля, матрицу «МакКинзи», матрицу АДЛ и др

Четвёртый этап-контроль

Суть данного этапа заключается в проверке правильности осуществления стратегии развития

Выбор показателей: показатели эффективности; показатели использования человеческого потенциала; показатели, характеризующие внутреннее состояние организации и внешней среды. Формирование системы измерения и отслеживания; системы контроля показателей качества дошкольного образования. Методы сравнения и корректировки

Проблема управления дошкольным образованием рассматривается в трудах ученых: Н. С. Яковлева, А. В. Афанасьева, Л. Г. Борисова, В. Вебер, Л. Н. Суворова. Анализ научных работ, посвященных стратегическому управлению в образовании, показал, что эта проблема носит междисциплинарный характер. В работах по педагогике она освещена в трудах таких авторов как Е. Н. Геворкян, Б. С. Гершунский, Ю. Н. Петров, Ю. Б. Рубин и др., в экономических работах следующих авторов: Т. П. Колодяжная, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Л. Л. Майер, Л. С. Марков, П. И. Третьяков, К. Ю. Белая, Т. И. Шамова, И. П. Капустин и др. Ученые дают определение понятию «стратегия управления дошкольной образовательной организации», а также рассматривает управленческий цикл дошкольной организации. Поэтому перед руководителем и коллективом дошкольной образовательной организации стоит задача по формированию новых организационных моделей и технологий работы с кадрами организации, соответствующих социальному заказу государства, семьи и общества, а главное — требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

По мнению Ребровой Ю. П., стратегическое управление в дошкольной образовательной организации — это деятельность по достижению целей образования в перспективе, позволяющая дошкольной образовательной организации оптимально использовать внешние возможности, внутренний потенциал и оставаться устойчивой в современных условиях.

Стратегическое управление в дошкольной образовательной организации базируется на таких потребностях, как:

— во-первых, это потребность в предсказании того, что произойдет с дошкольной образовательной организацией в перспективе, на каком месте в системе рынка образовательных услуг она окажется, какую рыночную долю в регионе будет занимать.

— во-вторых, это потребность соответствия ожиданиям общества. Дошкольная образовательная организация выполняет социальный заказ.

— в-третьих, это потребность в формировании среды будущего, прежде всего внешней среды и, в соответствие с потребностями этой среды, формирование внутреннего континуума образовательной организации.

— в-четвертых, это потребность в представлении того, что ожидает внутреннюю среду дошкольной образовательной организации, как изменится состояние материально-технической базы, какие перемены ожидают коллектив.

— в-пятых, потребность в предсказании самого существования организации, её места в системе образования, прогнозирование возможных слияний и поглощений.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) //http://www.consultant.ru/
  2. Акинфеев Н. В. Особенности управления изменениями в образовательной среде. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2018. С.1–3.
  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. — М.: Экономистъ, 2016. — 526 с.
  4. Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 2015. — 296 с.
  5. Иванова М. Н. Стратегии развития образовательных организаций // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 421–423.
  6. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: [сб. ст.] / М-во образования Рос. Федерации; [ред.-сост. Т. И. Оверчук]. — Москва: ГНОМ и Д (Казаков А. П.), 2014. — 239 с 29.
  7. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практ. пособие. — Ч. 1. — М.: Перспектива, 2015.- 20 с. 30.
  8. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 132 c.
  9. Майер Л. Л. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера. 2015. — 7 с.
  10. Маркова Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Практ. пособие. — М.: ЛРКТИ, 2017. — 71 с.
  11. Реброва Ю. П. Стратегическое управление дошкольной образовательной организацией: автореф.дисс.-Екатеринбург, 2018–92 с.
  12. Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии 90 оценки эффективности управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 513–515.
  13. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 400 с.