К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях
Авторы: Жигалина Ольга Алексеевна, Заваленкова Надежда Петровна, Рахимова Наталья Валерьевна, Монахова Виктория Алексеевна, Бабкина Валентина Валерьевна, Романова Ксения Александровна, Липатникова Эмилия Альбертовна, Зенова Анжелика Васильевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 24.10.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях / О. А. Жигалина, Н. П. Заваленкова, Н. В. Рахимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/523/18688/ (дата обращения: 22.12.2024).
{{{К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях
Жигалина Ольга Алексеевна, воспитатель;
Заваленкова Надежда Петровна, учитель-логопед;
Рахимова Наталья Валерьевна, воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 95
Монахова Виктория Алексеевна, воспитатель;
Бабкина Валентина Валерьевна, музыкальный руководитель
МБДОУ г. Иркутска Детский сад № 181
Романова Ксения Александровна, воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 139
Липатникова Эмилия Альбертовна, воспитатель
МДОУ Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида»
Зенова Анжелика Васильевна, воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 95
Со второй половины ХХ века стратегия (др.-греч. στρατηγία —«и скусство полководца ») как практика и методология начала развиваться в сфере бизнеса, постепенно получила развитие в сфере государственного управления, распространившись и в системе образования, в частности дошкольного.
Различные трактовки понятия «стратегия», по Ребровой Ю. П., представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Содержание понятия «стратегия» |
1 |
стратегия как развернутый и всесторонний план действий организации. К этой группе можно отнести подходы к определению понятия «стратегия» таких авторов, как Д. Б. Куинн, М. Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури, Д. Хангер |
2 |
стратегия как выбор определенного направления развития организации, методов конкуренции, а также ее позиции в окружающей среде. К данной группе относятся мнения о сущности понятия «стратегия» А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, О. С. Виханского |
3 |
стратегия как рассчитанная на долгосрочную перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченной главной цели организации — миссии, и других ее целей и задач. К этой группе можно отнести определения «стратегии» А. Чандлера, Л. Е. Басовского, И. Н. Герчиковой |
То есть стратегией можем считать детальный всесторонний комплексный план коллектива дошкольной образовательной организации, направленный на осуществление миссии и достижение долгосрочных целей и задач этой организации, а также показывающий общее направление ее развития.
Программа развития дошкольной образовательной организации — стратегический документ, разрабатываемый коллективом учреждения во главе с руководителем, с целью повышения эффективности процесса стратегического управления организацией для достижения указанных в документе показателей по различным направлениям деятельности.
Понятие «стратегическое управление» учеными трактуется с различных точек зрения, например: О. С. Виханский отмечает понятие «стратегическое управление» как управление организацией, в основе которого ведущая роль отводится человеческому потенциалу, И.Ансоффа связывает с понятием «стратегическое управление» сочетание стратегического планирования, анализ и выбор стратегических позиций, а также управление в реальном времени, Якимов А. В. определяет, что «стратегическое управление» — это процесс оптимизации всех видов ресурсов, позволяющий организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ». Процесс стратегического управления дошкольной образовательной организации можно представить в виде этапов, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Этапы |
Характеристика |
Инструмент |
Первый этап-анализ среды |
Целью этапа является формирование информационного банка данных о внешней среде, выявление положительных и негативных факторов, определение сильных и слабых сторон самой организации |
Для реализации первого этапа используются инструменты аналитического характера, такие как SWOT-анализ, PEST-анализ и др. |
Второй этап-разработка миссии и целей долгосрочного характера |
Заключается в выработке предназначения организации, конкретизации содержания деятельности, определения целевых ориентиров. Отличительная черта-согласованность, непротиворечивость и сопоставимость цели и миссии |
Ф.Котлер предлагает определять миссию и цели с учетом пяти факторов: история возникновения организации; действия и стиль поведения руководителей; ресурсы организации; внутреннее состояние и ключевые черты организации |
Третий этап - разработка стратегий развития |
Суть этапа в выработке и развитии вариантов, альтернатив и путей развития организации на долгосрочный период. |
Принято использовать матрицу И.Ансоффа, матрицу Бостонской Консультативной Группы (BCG), Матрицу Томпсона и Стрикланда, матрицу Д.Абеля, матрицу «МакКинзи», матрицу АДЛ и др |
Четвёртый этап-контроль |
Суть данного этапа заключается в проверке правильности осуществления стратегии развития |
Выбор показателей: показатели эффективности; показатели использования человеческого потенциала; показатели, характеризующие внутреннее состояние организации и внешней среды. Формирование системы измерения и отслеживания; системы контроля показателей качества дошкольного образования. Методы сравнения и корректировки |
Проблема управления дошкольным образованием рассматривается в трудах ученых: Н. С. Яковлева, А. В. Афанасьева, Л. Г. Борисова, В. Вебер, Л. Н. Суворова. Анализ научных работ, посвященных стратегическому управлению в образовании, показал, что эта проблема носит междисциплинарный характер. В работах по педагогике она освещена в трудах таких авторов как Е. Н. Геворкян, Б. С. Гершунский, Ю. Н. Петров, Ю. Б. Рубин и др., в экономических работах следующих авторов: Т. П. Колодяжная, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Л. Л. Майер, Л. С. Марков, П. И. Третьяков, К. Ю. Белая, Т. И. Шамова, И. П. Капустин и др. Ученые дают определение понятию «стратегия управления дошкольной образовательной организации», а также рассматривает управленческий цикл дошкольной организации. Поэтому перед руководителем и коллективом дошкольной образовательной организации стоит задача по формированию новых организационных моделей и технологий работы с кадрами организации, соответствующих социальному заказу государства, семьи и общества, а главное — требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
По мнению Ребровой Ю. П., стратегическое управление в дошкольной образовательной организации — это деятельность по достижению целей образования в перспективе, позволяющая дошкольной образовательной организации оптимально использовать внешние возможности, внутренний потенциал и оставаться устойчивой в современных условиях.
Стратегическое управление в дошкольной образовательной организации базируется на таких потребностях, как:
— во-первых, это потребность в предсказании того, что произойдет с дошкольной образовательной организацией в перспективе, на каком месте в системе рынка образовательных услуг она окажется, какую рыночную долю в регионе будет занимать.
— во-вторых, это потребность соответствия ожиданиям общества. Дошкольная образовательная организация выполняет социальный заказ.
— в-третьих, это потребность в формировании среды будущего, прежде всего внешней среды и, в соответствие с потребностями этой среды, формирование внутреннего континуума образовательной организации.
— в-четвертых, это потребность в представлении того, что ожидает внутреннюю среду дошкольной образовательной организации, как изменится состояние материально-технической базы, какие перемены ожидают коллектив.
— в-пятых, потребность в предсказании самого существования организации, её места в системе образования, прогнозирование возможных слияний и поглощений.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) //http://www.consultant.ru/
- Акинфеев Н. В. Особенности управления изменениями в образовательной среде. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2018. С.1–3.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. — М.: Экономистъ, 2016. — 526 с.
- Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 2015. — 296 с.
- Иванова М. Н. Стратегии развития образовательных организаций // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 421–423.
- Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: [сб. ст.] / М-во образования Рос. Федерации; [ред.-сост. Т. И. Оверчук]. — Москва: ГНОМ и Д (Казаков А. П.), 2014. — 239 с 29.
- Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практ. пособие. — Ч. 1. — М.: Перспектива, 2015.- 20 с. 30.
- Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 132 c.
- Майер Л. Л. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера. 2015. — 7 с.
- Маркова Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Практ. пособие. — М.: ЛРКТИ, 2017. — 71 с.
- Реброва Ю. П. Стратегическое управление дошкольной образовательной организацией: автореф.дисс.-Екатеринбург, 2018–92 с.
- Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии 90 оценки эффективности управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 513–515.
- Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 400 с.