Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности
Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
Деулина Людмила Александровна, магистрант
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организации.
Ключевые слова: руководитель, управление, эффективное управление, образовательная организация, конкурентоспособность, эффективность деятельности.
Формирование рынка образовательных услуг заставляет образовательные учреждения радикально пересмотреть традиционные подходы к управлению. Наблюдается переход от стратегического управления к эффективной модели. Именно такая система управления позволяет образовательному учреждению быть востребованным и конкурентоспособным.
Под конкурентоспособностью образовательной организации понимается степень ее привлекательности, а точнее привлекательности образовательных услуг, которые она предоставляет, на потребительском рынке. [3]
Одним из показателей конкурентоспособности современной дошкольной образовательной организации является эффективность её деятельности.
В современных научных исследованиях «эффективность деятельности организации» трактуется по-разному. Существует пять основных подходов, в которых приоритет отдается тому или иному целевому ориентиру. Они представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные подходы к определению «эффективности деятельности организации»
На наш взгляд эффективность деятельности образовательной организации представляет собой степень достижения ее целей, способность использовать внешнюю и внутреннюю среду с целью эффективного функционирования, способность достигать максимальных результатов при минимальных фиксированных расходах, способности к достижению цели на основе положительных внутренних характеристик, степень удовлетворенности населения организацией и качеством образовательных услуг предоставляемых этой организацией.
Суммируя различные подходы можно сказать, что эффективной можно считать деятельность той организации, в которой цели являются подвижными и трансформируются в соответствии с внешними и внутренними потребностями и требованиями, отражают внутренние и внешние условия функционирования, успешно достигаются при условии рациональных затрат, если средства для их достижения не противоречат законодательным и морально-этическим общественным нормам
На эффективность деятельности дошкольной образовательной организации влияет множество внутренних и внешних факторов (рисунок 2).
Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности ДОО
Одним из ведущих факторов обеспечения эффективности деятельности дошкольной образовательной организации является управление данным процессом, которое можно отнести к специфическим факторам.
По определению Пидкасистого П.И. процесс управления представляет собой определенное воздействие на управляемую систему с опорой на сформированные в ней объективные законы с целью перевода её в новое состояние. Особое внимание при этом уделяется научной организации труда, которая опирается на следующие составляющие (рисунок 3).
![](https://moluch.ru/blmcbn/35491/35491.003.png)
Рис. 3. Компоненты научной организации труда
Если анализировать перечень задач управления, то становятся очевидными проблемы управления современной организацией, в том числе и образовательной, которые связаны непосредственно с усложнением структуры организации, развитием средств коммуникации как внутри организации, так и в общении с внешним миром, с наличием большого количества конкурентов, с необходимостью создания гибкой системы экономической и психологической мотивации сотрудников организации, способствующей повышению заинтересованности работников в достижении цели, стоящей перед организацией. Решение всех обозначенных задач приводит, в свою очередь, к повышению эффективности деятельности образовательной организации. [4]
Именно управленческий аспект – ключевое звено в решении целей организации, включающий в себя качество работы персонала; сложившиеся в коллективе отношения; условия, созданные руководителем для поиска новых форм работы, совершенствования внутренних процессов организации; объективную оценку результатов деятельности каждого сотрудника и деятельности организации в целом.
Важную роль в реализации задач, стоящих перед организацией, играет компетентность руководителя, который должен сочетать следующие составляющие - личность, профессионал, управленец, менеджер. Он должен обладать такими личностными качествами, как: физическое и психологическое здоровье; оптимизм, уверенность в себе; высокий уровень внутренней культуры, доброжелательное отношение к людям. [1, 2]
Для эффективного управления руководителю необходим и ряд профессиональных качеств, среди которых: уровень образования; производственный опыт, компетентность в своей профессии; широта взглядов, эрудиция; умение планировать свою работу; стремление к самосовершенствованию; умением находить новые формы и методы работы, помощь окружающим, организовать их обучение.
Управленческая деятельность руководителя образовательной организации включает следующее:
- создание модели, управления, выделение ее структурных компонентов (Ресурсные центры, повышения профессиональной компетентности кадров и т.д ); содержательно-процессуальных компонентов (реализация программ и проектов, научно-методическое сопровождение, инновационная и опытно-экспериментальная деятельность, сетевое и интерактивное взаимодействие, социальное партнёрство; информационное обеспечение); [5]
- определение механизмов реализации инновационного подхода к управлению: развитие системы повышения профессиональной компетентности работников организации; проектирование сетевого взаимодействия организации; опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; создание системы участия организации в профессиональных конкурсах, конференциях, социальных проектах и т.д.
Можно выделить ряд показателей, которые свидетельствуют о качестве деятельности руководителя обеспечению эффективности деятельности образовательной организации:
1. В организации созданы условия для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям, куда относится обеспечение безопасности участников образовательного процесса, развитие материально-технического состояния образовательной организации, укомплектованность учреждения педагогическими кадрами, соответствующей квалификации, созданы условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
2. Управленческая деятельность построена на основе государственно-общественного характера управления, деятельность организации соответствует требованиям законодательства в сфере образования, в коллективе создан благоприятный морально-психологический климат, высокая исполнительская дисциплина, в управленческой деятельности применяются инновационные технологии. Руководство организацией построено на основе соблюдения последовательности и системности этапов - анализ ситуации, цели, ресурсное обеспечение, бюджет и контроль.
3. Организация активно себя позиционирует и имеет достижения муниципального, регионального и федерального уровня, принимает участие в экспериментальной деятельности, реализует социальные проекты.
4. Результативность образовательной деятельности, освоение обучающимися государственных образовательных стандартов и удовлетворенность родителей качеством образования.
5. Руководитель лично участвует в семинарах, конференциях, форумах, педагогических чтениях, профессиональных конкурсах, грантах, проектах.
Таким образом, всё вышесказанное свидетельствует о том, что эффективность деятельности образовательной организации - это процесс сотрудничества и взаимодействия, направленный на достижение значимых целей и оптимального результата деятельности организации. Одним же из основных факторов, влияющих на повышение эффективности деятельности образовательной организации, является управление этим процессом и, в частности, деятельность её руководителя.
Литература:
- Губанихина Е.В., Чижова С.М. Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 288-291.
- Губанихина Е.В., Тихомирова И.В. Укрепление здоровья педагогов как направление деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения /Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. - №11(15) - с.26.
- Деулина Л.А., Замятнина Н.В. Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 384-386.
- Теория организации. Сборник студенческих работ. / Отв.редактор, д-р экон.наук, проф. Куянцев И.А. – М.: Студенческая наука. – 2012. – 1987 с.
5. Трушакова Н.И. Инновационный подход к управлению развитием муниципальной образовательной системы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Чита, 2008. - 280 с.