Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и намечены перспективы его развития.
Ключевые слова:менеджмент, социальная работа, социальное учреждение, эффективность, эффективность социальной работы, социальное управление, менеджер, персонал.
Управление социальным учреждением на сегодняшний день является важнейшим критерием эффективности его работы. Управление в самом общем смысле означает воздействие на предмет, объект, процесс с тем, чтобы заставить его измениться в нужном направлении. Социальное же управление имеет свою специфику, обусловленную природой человека как объекта управления [4, с.11–12]. Эта специфика проявляется в «субъект-субъект» отношениях, складывающихся между менеджером и персоналом.
Таким образом, социальное управление характеризуется как процесс воздействия на общество, его отдельные группы и организации с целью либо сохранить их существующее состояние, либо добиться желаемых изменений [4, с.13].
Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, деятельность которой сознательно координируется для достижения поставленных целей [2, с.755].
Можно раскрыть сущность менеджмента в социальной организации через его цели:
1)Увеличение степени самостоятельности клиентов путем делегирования им полномочий;
2)Создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
3)Адаптация или реадаптация людей в обществе;
4)Создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих [2, с.765].
Цели вытекают в основные положения, опираясь на которые можно определить приоритетные направления менеджмента социальной работы:
- содействие развитию человека как самостоятельной и ответственной личности, способной решать свои проблемы, а также помощь в их саморазвитии, актуализации личностного и творческого потенциала;
- правовая защищенность клиента, помощь в отстаивании его интересов и прав;
- своевременная профилактика различного рода отклонений в развитии человека — нравственного, физического, психического, социального плана.
Таким образом, управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования [2, с.767].
Менеджмент в социальном учреждении охватывает разные аспекты работы организации: социальный аспект (удовлетворение потребности населения в социальных услугах); организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении); кадровый аспект (профессионализм специалиста по социальной работе).
Организационный аспект проявляется в координированности и сплоченности, связи социальных служб и подразделений внутри учреждения. При разобщенной работе подразделений эффективность работы в разы снижается. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на необходимости интегративности и межведомственности систем социальных служб федерального, регионального и местного значений, некоммерческих социальных и благотворительных организаций, волонтеров.
Кадровый аспект менеджмента в социальной организации предполагает профессионализм специалиста по социальной работе.
Профессионализм специалиста предполагает наличие знаний, умений и навыков, необходимых в данной профессии, а также его личностных, нравственных качеств. Эти характеристики, безусловно, являются главными критериями при профотборе. Вместе с тем, специалист по социальной работе — особая профессия, требующая от профессионала выполнения функций медиатора, посредника, психолога, юриста, консультанта, социального педагога, организатора, геронтолога. Компетентный менеджер обязан создавать программы, которые необходимы для развития профессионально важных качества личности, с помощью специальных программ повышать стрессоустойчивость работников и, соответственно, понижать у них риск развития эмоционального выгорания.
В процессе диагностики оценки эффективности социальной работы важнейшую роль играют количественные и качественные методы оценки эффективности социальной работы. Наибольшее распространение имеют количественные измерители задач и результатов — категории и численность обслуживаемых, виды предоставляемых услуг, их число за определенный период времени, стоимостное измерение предоставленных услуг. Качественные методы оценки эффективности более трудоемкие и сложно анализируемые, но вместе с тем выявляют мнение клиента о качестве услуг, о проблемах социальных учреждений и путях их решения путем анкетирования, тестирования, метода экспертных оценок и т. д.
Также эффективность социального управления определяется тем, насколько правильно определены цели органов управления и регламент их взаимодействия [1, с.4].
Менеджмент в нашей стране — пока весьма новый термин, мало применяемый руководителями социальных учреждений. Это связано с тем, что данная профессия возникла за рубежом изначально преимущественно в организациях, работающих на получение прибыли. Однако зарекомендовав себя как необходимых специалистов для повышения эффективности корпорации, менеджеры распространились и на другие общественные сферы: политическую, социальную, духовную. Таким образом, менеджмент в социальной работе — весьма перспективная отрасль науки, требующая исследования и развития, поскольку именно от качества управления социальными организациями зависит эффективность социальной работы, а соответственно, благосостояние и благополучие населения нашей страны.
Литература:
1. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект/ К. Н. Новикова//Отечественный журнал социальной работы. — 2004г. — № 4. — с.4–13.
2. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 6-е изд. — М.: «Дашков и К», 2009. — 860с.
3. Менеджмент: учебник для бакалавров /под общ. ред. А. Л. Гапоненко. –М.: Издательство Юрайт, 2013. — 396с.
4. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 425с.
5. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. — 364с.