Методика анализа социально-психологического климата в коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кульмагамбетова, С. Т. Методика анализа социально-психологического климата в коллективе / С. Т. Кульмагамбетова, Г. Г. Шалабаева, Кайсар Адамулы Нагымов, А. Б. Айтжанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94196/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности для принятия управленческих решений в области кадровой политики компании.

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, персонал, HR-менеджмент, кадровая политика, развитие персонала, нематериальное стимулирование.

The article reveals the problems of the personnel policy of organizations. As a result of the study, a procedure for analyzing the socio-psychological climate in the team for personnel management is carried out. The application of this method allows you to determine the various aspects of the relationship to the team for each involvement in managerial decision-making in the personnel policy of the company.

Keywords: human resource management, personnel, personnel management, personnel policy, personnel development, non-material incentives.

Ни одна компания не может сама увеличить свою производительность — это могут сделать только люди, человеческие ресурсы. Эти ресурсы является особым капиталом, который может развиваться, приумножаться, эффективно и целеустремленно работать. Но для этого необходимы определенные условия мотивации к труду и эффективное управление человеческими ресурсами — HR–менеджмент, которое с середины XX в. входит в число критических факторов конкурентоспособности многих компаний мира.

Актуальность проблемы состоит в:

1) острой потребности предприятий в квалифицированных и высокомотивированных работниках, работающих с максимальной отдачей, добиться которой можно только изменив отношение к кадрам;

2) необходимости создания на предприятиях более гибкой, легко адаптируемой к новым задачам системы управления ЧР, способной увеличить вовлеченность и производительность труда персонала;

3) важности сферы HR-менеджмента для стратегического развития компании, для достижения его конкурентоспособности как на рынке труда, так и в хозяйственной деятельности;

4) недостаточной степени понимания и применения концепции УЧР в казахстанских компаниях, недооценке значимости человеческого фактора в мышлении современных казахстанских менеджеров.

Как свидетельствуют данные анализа систем УЧР на казахстанских предприятиях разных форм собственности, в их деятельности существуют нерешенные проблемы в области кадровой политики, а именно:

— численность и состав персонала зачастую не соответствуют объемам деятельности, задачам предприятий;

— наблюдаются расхождения в составе персонала и в производственном управлении:

— между численностью администрации и рабочего персонала;

— между головными офисами и структурными производственными подразделениями крупных предприятий.

Наблюдается также отставание развития нормативно-правовой базы в части регулирования:

— квалификационных требований к работникам;

— социальной поддержки и заработной платы персонала, способствующей привлечению и закреплению специалистов на предприятия;

— недостаток подготовленных специалистов для удовлетворения потребностей производства и стратегическим задачам развития предприятий;

— недостаточная социальная защищенность работников;

— недостаточный уровень участия в решении кадровых вопросов руководителей.

В целях разработки и принятия управленческих решений в области персонала, первичным условием является определение социально — психологического состояния в коллективе. Так как от слаженной работы внутри отделов, команд и лидеров в лице руководителей зависят результаты всей организации.

Анализ социально-психологического климата в коллективе компании проводится при помощи анкетирования среди сотрудников. Анкетирование проходит в индивидуальной форме, раздаточным способом. Время прохождения анкеты 5–10 минут на каждого сотрудника.

В анкете происходит анализ различных сторон отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности, а именно определяется: эмоциональный компонент, поведенческий компонент, когнитивный компонент, краткая социально — демографическая характеристика, индекс групповой оценки отношений в коллективе, отношение сотрудников к своей работе, характеристику деловых и личных качеств руководителя.

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Каждый компонент имеет три ключевых вопроса, причём ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; 0; — 1. Полученные ответы по каждому компоненту можно сопоставить со следующими определениями:

— (+1) Положительная оценка. К этой категории относятся сочетания, в которых положительные ответы даны на все три или большинство вопросов данного компонента.

— (–1) Отрицательная оценка. Относятся сочетания, содержащие три или большинство отрицательных ответов.

— (0) Неопределённая, противоречивая оценка. Эта категория включает в следующие случаи: на все три вопроса дан неопределённый ответ; ответы на два вопроса неопределённы, а третий ответ имеет любой другой знак (+1/ — 1); один ответ неопределённый, а два других имеют разные знаки.

Полученные данные сводятся в общую таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: + / — / 0.

На опросном листе компоненты располагаются следующим образом:

— вопросы 1 и 6 относятся к эмоциональному компоненту;

— поведенческий компонент — это вопросы 2, 4, и 7;

— когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 5;

— вопросы 16–23 дают краткую социально — демографическую характеристику опрошенной группы;

— 1, 13, 14, 15 дают индекс групповой оценки отношений в коллективе;

— вопросы 1, 2 и 4 выявляют производственные установки, т. е. отношение сотрудников к своей работе;

— 3 и 15 вопросы дают краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

Э = (а (+) — а (–)): п;

Где, а (+) — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, а (–) — количество отрицательных ответов, п — количество опрошенных. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от (–1) до (+1). Далее количество возможных оценок (от –1 до+1) делится на три равные части: от –1 до –0,33; от –0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Так оценки, попавшие в интервал от — 1 до — 0,33 — отрицательные, от — 0,33 до +0,33 — неопределённые, а те, которые попали в интервал от +0,33 до +1 — положительные оценки. Произведённые вычисления позволяют вывести структуру отношений к коллективу в организации каждого сотрудника. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учётом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: 1) Полностью положительное; 2) Положительное; 3) Полностью отрицательное; 4) Отрицательное; 5) Противоречивое, неопределённое.

Социально-психологический климат коллектива трактуется:

— в первом как весьма благоприятный;

— во втором как в целом благоприятный;

— в третьем как совершенно неудовлетворительный;

— в четвёртом как в целом неудовлетворительный;

в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределённы.

Подведение результатов анкетирования проводится следующим способом:

Один балл засчитывается, если руководитель ответил положительно («да») на вопросы 1, 2, 4, а также вопросы с 6 по 10 и 13 вопрос, и если ответил отрицательно («нет») на вопросы 3, 5, 7, 11, 14 и 15.

Ответив на все вопросы, получим определенное количество баллов.

Если вы получили 14 или 15 баллов — система управления в организации высокоэффективна. В принципе, ничего не нужно менять, но необходимо поддерживать то, что имеете. Если вам хочется чего-нибудь новенького, лучше сосредоточить свои усилия на совершенствовании микроклимата в коллективе, создании комфортной среды для сотрудников и клиентов. С другой стороны, имеется необходимость расширения бизнеса, сейчас у вас есть надёжный тыл и можно смело наращивать обороты.

Если результат теста:

11–13 баллов — система управления достаточна эффективна, но нужно не останавливаться на достигнутом, улучшать и обновлять ее.

8–10 баллов — организации не помешает обновление системы управления персоналом.

1 до 7 баллов — у организации еще есть шанс изменить систему управления персоналом, но следует действовать незамедлительно. Необходимо срочно принимать меры, пока состояние системы управления персоналом не стало плачевным и имеет шанс оптимизироваться.

Анкета изучения социально-психологического климата в коллективе

Просим Вас ответить на вопросы анонимной анкеты

1. Нравится ли Вам ваша работа?

Конечно нравится

Думаю нравится

Работа мне безразлична

Думаю не нравится

Совсем не нравится

2. Если бы вам поступило предложение о смене работы, хотели бы вы перейти на новое место?

Да

Нет

Не думал об этом

3. Оцените по 5-бальной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у непосредственного руководителя: 5 — качество развито сильно, 1 качество совсем не развито

Качество

Оценка

Качество

Оценка

Трудолюбие

Отзывчивость

Общественная активность

Общительность

Профессиональные знания

Способность разбираться в людях

Забота о людях

Доброжелательность

Требовательность

Справедливость

4. Предположим, вы временно не работаете. Вернулись бы вы на своё место работы?

Да

Нет

Не думал об этом

5. Отметьте с какими из приведённых ниже утверждений вы согласны?

Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди

В коллективе есть разные люди (и плохие, и хорошие)

Большинство членов нашего коллектива — малоприятные люди

6. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили рядом?

Нет

Скорее нет, чем да

Не задумывался об этом

Скорее да, чем нет

Да

7. Оцените ваш коллектив по шкале от 1 до 9. 1 — коллектив, который вам очень нравится, 9 — коллектив, который вам очень не нравится. Необходимо выбрать только один вариант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику следующим критериям?

Да

Пожалуй, да

Не задумывался об этом

Пожалуй, нет

Нет

А. Деловые качества большинства членов коллектива на высоком уровне

Б. Личные качества большинства членов коллектива на высоком уровне

9. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск с членами своего коллектива, как бы вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило

Не задумывался над этим

Это меня бы совершенно не устроило

10. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива с кем они общаются по деловым вопросам?

Нет, не мог бы

Не задумывался над этим

Нет, не мог бы

11. Какая атмосфера преобладает в вашем коллективе? 1 — нездоровая атмосфера, 9 — атмосфера взаимопомощи и уважения. Можно выбрать только один ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12. Как вы думаете, хотели ли бы вы после долгого перерыва встретиться с членами вашего коллектива?

Нет

Скорее нет, чем да

Не задумывался об этом

Скорее да, чем нет

Да

13. Укажите в какой степени вы удовлетворены условиями работы в вашем коллективе?

Условие

Полностью удовлетворён

Пожалуй, удовлетворён

Трудно сказать

Пожалуй, не удовлетворён

Не удовлетворён

Состояние оборудования

Равномерность обеспечения работой

Размер заработной платы

Санитарно-гигиенические‌ условия

Отношения с непосредственным руководителем

Отношения в коллективе

Возможность повышения квалификации

Разнообразие работы

Реализация творческих способностей

14. Насколько хорошо организована ваша работа?

Да

Пожалуй, да

Не задумывался об этом

Пожалуй, нет

Нет

15. Пользуется ли ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

Да

Пожалуй, да

Не задумывался об этом

Пожалуй, нет

Нет

16. Ваш пол?

Мужской

Женский

17. Ваш возраст? __________

18. Образование?

Незаконченное среднее

Среднее

Среднее специальное

Незаконченное высшее

Высшее

Имеете научную или академическую степень

19. Стаж работы в данном коллективе? ___________________________

20. Ваша профессия? _________________________________

22. Ваше семейное положение? _________________________________

23. Какие изменения в коллективе произошли под влиянием коронавируса?________________________________________________________________________________________________________________________

Основные термины (генерируются автоматически): ваш коллектив, коллектив, нет, большинство членов, ответ, система управления, социально-психологический климат, эмоциональный компонент, ваша работа, высокий уровень.


Похожие статьи

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Эффективность труда в организациях жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути решения

В статье анализируются основные кадровые проблемы в сфере ЖКХ, рассматриваются основные методы воздействия на персонал для повышения эффективности труда и улучшения показателей деятельности организаций ЖХХ. Указаны опорные точки для создания оптималь...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Похожие статьи

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Эффективность труда в организациях жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути решения

В статье анализируются основные кадровые проблемы в сфере ЖКХ, рассматриваются основные методы воздействия на персонал для повышения эффективности труда и улучшения показателей деятельности организаций ЖХХ. Указаны опорные точки для создания оптималь...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Задать вопрос