Исследование посвящено изучению влияния социально-психологического климата на эффективность деятельности организации. Рассмотрена взаимосвязь между поведением сотрудников, климатом в коллективе, стилем руководства и эффективностью производительности труда.
Ключевые слова: социально-психологический климат, руководитель, результаты компании, трудовая деятельность, эффективность деятельности организации, результативность компании, благоприятный социально-психологический климат, неблагоприятный социально-психологический климат.
В современных условиях на успех компании значительное влияние оказывают не только внешние факторы, но и внутренние. Одним из важнейших внутренним фактором являются сотрудники компании.
По словам Илона Маска, компания — это группа, организованная для создания продукта или услуги, и она хороша настолько, насколько хороши ее люди и насколько они заинтересованы создавать.
Другими словами — именно сотрудники являются основой успеха любой компании.
Компания ничего не достигнет если думать будет только руководство — эта цитата принадлежит Акио Марито, основателю компании Sony
Цитаты из книги «Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний», автор Джеффри Лайкер, Майкл Хосеус так же определяют ценность сотрудника в компании:
«Люди — единственный актив, который только увеличивает свою ценность с момента приобретения. Все остальные активы начинают обесцениваться с момента покупки.
Если собрать вместе людей, каждый из которых по максимуму выполняет свои обязанности, их возможности будут расти не в арифметической, а в геометрической прогрессии».
И это только малая доля точного определения значимости роли коллектива в успехи компании. А как мы знаем коллектив создают отдельные личности со своими желаниями, возможностями, способностями мировоззрением.
По словам Аристотеля «Человек — существо социальное». И с этим сложно не согласиться. Нам важно быть частью общества, удовлетворять потребность в общении, признании, поддержке окружающих нас людей. Большую часть нашей жизни мы проводим на работе общаясь с коллегами, удовлетворяя свою потребность в принадлежности к определенной группе. От того на сколько нас устраивает взаимоотношение в коллективе, то, чем мы занимаемся, осознаем свою пользу в общем деле зависит наше желание продолжить работу в этом коллективе, качество нашего труда и его эффективность. Сложно себе представить, что сотрудник, который в течении длительного времени испытывает беспокойство на рабочем месте, недоволен условиями труда, не чувствует свою значимость в коллективе и в общем результате будет работать с полной отдачей, предлагать идеи и вкладывать свои усилия на развитие этой компании. Согласно исследования Всемирной организации здравоохранения говорится, что потеря продуктивности из-за депрессии и тревожности обходится глобальной экономике в $1 трлн в год. Так же исследование показывает, что почти 86 % людей, проходивших лечение от депрессии, начинают справляться с большим количеством задач. Тем самым, благоприятный социально-психологический климат позволяет повысить производительность компании.
Влияние психологического климата на продуктивность деятельность сотрудников компании рассмотрены в диссертации кандидата психологических наук Нагимовой А. М. В своей работе Нагимова А. М. рассмотрела прямую зависимость социально-психологического климата на производительность труда и доказала методологически и практически на основе проведенной работы с реальными работающими предприятиями.
В своей работе автор акцентировал внимание на то, что работник относится к своим трудовым функциям как к средству и условиям достижения личных интересов, целей и потребностей. Значит, мера соответствия трудового поведения тем выше, чем ближе находятся индивидуальные интересы целям и задачам предприятия.
Понятие социально-психологического климата было дано Г. А. Моченовым и М. Н. Кочевником в 1970 г.: «Под социально-психологическим климатом... надо понимать эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах между людьми. Этот эмоционально-психологический настрой появляется в результате того, что при непосредственных личных контактах работников все связи между ними (функциональные, организационные, информационные, специальные и идейно-психологические) приобретают эмоционально-психологическую окраску, определенную ценностными ориентирами, моральными нормами и интересами членов коллектива». [10]
Ведь психологический климат — это, прежде всего отношение людей к групповой деятельности и их отношение друг к другу. [10]
По мнению американского психолога Л. Фестингер привлекательность группы для ее членов, а также полезность группы для личности и связанную с этим удовлетворённость быть участником данной групп позволяет удерживать человека в группе.
Другими словами, человек стремится стать частью той группы, где есть его личная заинтересованность в этом. Этого же мнения придерживались: Дж. Морено (румынский психиатр), Т. Ньюком (американский психолог, социолог), А. В. Петровский (российский психолог). По мнению психологов разных стран сплоченность группы — это единство во мнении участников группы, сходство отношений ее членов к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью, эмоциональная привлекательность группы для ее членов.
В тех коллективах, где нет взаимопонимания, взаимопомощи сложно достигать амбициозных целей. Отсюда вытекает проблема частой смены сотрудников. А текучесть кадров в свою очередь так же влияет на финансовые результаты самой компании. Решив проблему социального климата в организации, можно решить множество вытекающих из нее проблем. [8]
На данный момент интерес к проблеме социально-психологического климата в коллективе значительно вырос. Благоприятная атмосфера в коллективе дает не только позитивное влияние на результаты профессиональной деятельности, но и раскрепощает сотрудников и дает возможность для проявлений. Самые существенные признаки благоприятного социально-психологического климата в коллективе — это доверие и высокая требовательность сотрудников друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свобода личного мнения при рассмотрении вопросов всего коллектива, отсутствие давления руководства на нижестоящих сотрудников и признание за ними прав принятия необходимых коллективу решений [10].
В целом благоприятный климат включает в себя множество позитивных факторов, которые в совокупности помогают сотрудникам вести результативную трудовую деятельность, такие как:
– соответствие профессиональных и личных способностей каждого сотрудника выполняемой работе;
– отношение руководителя с работниками;
– уровень заработной платы;
– возможность профессионального роста;
– справедливая шкала поощрений и наказаний;
– признание результатов деятельности, не только администрацией, но и коллективом в целом;
– условия труда и оборудование рабочих мест.
Но основываясь на проведённом мной исследовании научной литературы и статей по данной теме первое место среди факторов, формирующих положительный социально-психологический климат в коллективе в данном списке, занимает социально-психологическая совместимость членов коллектива. Именно в таком коллективе проявляется взаимопонимание, сочувствие, сопереживание друг другу. Чем выше совместимость, тем эффективнее работает коллектив в целом. Работая в таком коллективе, сотрудники не тратят силы и время на доказывания своей значимости создавая конфликтные ситуации, а делают свою работу. В коллективах, в которых царит уважение друг к другу и к руководителю, никому не хочется подвести свою команду, поэтому все стараются выполнить задачи максимально качественно и в срок.
В случае несовместимости некоторых работников проявляется стремление членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов они могут привести к отрицательному эмоциональному состоянию и к конфликтам.
Создание и развитие социально-психологического климата в коллективе — это постоянная работа в первую очередь руководителей. А у членов коллектива задача поддерживать такой настрой в организации.
Литература:
- Беляев М. К. Управление персоналом на предприятии. Социально-психологические проблемы: тренинг персонала. Учебное пособие/Беляев М. К. — Волгоград: Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, 2014. — 212с.
- Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе как условие эффективной работы//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 3. С. 50–52.
- Будаева Э. В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э. В. Будаева // Вестник бурятского государственного университета. — 2015. — № 6. — С. 92–95.
- Токарева Е. А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка / Е. А. Токарева. — СПб.: Наука, 2009. — 542 с.
- Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. — М. 2010.
- Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. М. 2011.
- Анцупов А., Ковалев В. Социально-психологическая оценка персонала. — М. 2007
- Чегринцова С. В. Влияние социально-психологического климата на производительность труда работников // Экономика, социология, право. Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — Москва, 2015. — С. 165–167.
- Кондратьева, М. Ю. Социальная психология в образовании. / М. Ю. Кондратьева. — Москва:, 2008. — 383 c. — Текст: непосредственный.
- Моченов, Г. А. К вопросу о социально-психологическом климате научно- исследовательского коллектива / Г. А. Моченов, М. Н. Ночевник. — Москва:, 1970. — 22 c. — Текст: непосредственный.
- Психологическое здоровье на рабочем месте — Текст: электронный // Teletype: [сайт]. — URL: https://mhbagency.ru/mental-health-who (дата обращения: 06.06.2023).