Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 2704 раза

Библиографическое описание:

Офицерова, А. В. Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления / А. В. Офицерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 319-323. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44454/ (дата обращения: 19.11.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирования и мотивации их деятельности, представлена адаптированная методика изучения мотивов профессиональной деятельности педагогов с результатами экспериментального исследования.

Ключевые слова: стимулирование, мотивация, профессиональная деятельность, общеобразовательная организация, управление, педагог

В современных условиях система стимулирования и мотивации работников общеобразовательной организации играет значительную роль в управлении, так как повышает интерес работников к профессиональной деятельности, эффективность выполнения должностных обязанностей, способствует развитию удовлетворенности работников результатами и процессом деятельности. Подбирая средства стимулирования, руководитель лучше узнаёт потребности своих сотрудников, что позволяет создать более благоприятные условия для управления коллективом, а также возможность продуктивного влияния на их деятельность.

Доронина И. В. в своей работе «Мотивация и стимулирование персонала» [2], ссылаясь на ряд словарей по психологии, приводит ряд определений стимулирования. Наиболее полные из них:

– стимулирование — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность;

– стимулирование — это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Стимулирование труда, по мнению А. Я. Анцупова и В. В. Ковалева — это, прежде всего внешнее побуждение, факт трудовой ситуации, который является влиянием на поведение человека в области труда, материальная часть мотивации персонала. И оно несет в себе и нематериальную нагрузку, которая позволяет работнику реализовать себя как личность и работника одновременно [1].

Согласно определению Чеха В.В, мотивация — это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов [4]. Рассмотрим наиболее известные способы мотивации, которые включены в проведённую нами методику изучения мотивов профессиональной деятельности: внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами; внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности или внутренними мотивами субъекта; положительная мотивация — основана на положительных стимулах, часто ее называют стимулированием, т. е. создание положительных стимулов для достижения определенных целей, таких как повышение производительности, повышение эффективности; отрицательная мотивация — основана на отрицательных стимулах. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать [3].

Следуя вышесказанным определениям, можно провести сравнительный анализ понятий «стимулирование» и «мотивация», который представлен в рис. 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ стимулирования и мотивации

Анализируя представленные в таблице данные можно сказать, что мотивация — это процесс, который напрямую касается только работника, и может влиять на воздействие организации лишь косвенно. Стимулирование является процессом, который подталкивает работника к тем целям, которые выгодны для организации и вышестоящих лиц, то есть руководителей. Иными словами, процесс стимулирования толкает, а иногда и заставляет подчинённого выполнять свою работу и достигать поставленных задач, а процесс мотивации побуждает изнутри выполнять работника свою деятельность.

В ходе экспериментального исследования, нами были выявлены наиболее важные для педагогических работников способы стимулирования их деятельности. В исследовании приняли участие работники школы, с разным стажем работы: от 2 до 10 лет — 4 человека, от 10 до 20 лет — 4 сотрудника, свыше 20 лет — 9 педагогов. Всего 17 человек.

В исследовании была использована методика «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)». Методика была адаптирована с дополнением мотивов профессиональной деятельности, которые на наш взгляд являются наиболее актуальными для нашего исследования. Так же была изменена уровневая шкала оценки результатов. Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу данной методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Педагогам предлагалось прочитать мотивы профессиональной деятельности и дать им оценку по значимости по пятибалльной шкале. В процессе проведения диагностики получены эмпирические данные об особенностях отношений современных педагогов к мотивационным факторам, оказывающим различное влияние на успешность их профессиональной деятельности. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты, полученные при проведении методики изучения мотивации профессиональной деятельности

п/п

Мотивы

1

2

3

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

от 2–10 лет

от 10–20 лет

свыше 20 лет

от 2–10 лет

от 10–20 лет

свыше 20 лет

от 2–10 лет

от 10–20 лет

свыше 20 лет

1

Денежный заработок

2

3

4

2

6

2

Стремление к продвижению по работе

1

1

3

1

5

3

2

1

3

Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

2

2

2

2

2

7

4

Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

1

1

2

1

1

1

2

2

6

5

Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

1

1

2

2

1

2

1

2

5

6

Удовлетворение от самого процесса и результата работы

1

1

2

3

2

2

6

7

Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

2

1

1

3

3

3

4

8

Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке

2

2

2

2

2

7

9

Отношение к различным организационным изменениям и новациям в педагогической деятельности

1

1

3

1

1

4

2

2

2

10

Оказание содействия в прохождении аттестации, получения гранта, программы и т. п.

2

1

2

4

2

2

4

11

Социально-педагогический климат в коллективе

1

1

1

1

1

5

2

2

3

12

Предоставление дополнительных дней отдыха, возможность выбрать время отпуска

1

2

1

3

2

3

5

13

Публичная похвала, объявление благодарности, занесение на доску почёта

2

2

2

2

2

7

14

Предоставления возможности оказывать платные образовательные услуги или трудоустроиться по совместительству на другую работу

3

1

2

3

3

2

3

Итого

6

7

19

17

19

42

32

30

66

В процессе анализа полученных нами результатов был высчитан средний балл (таблица 2). Были суммированы показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7+ оценка пункта 13+ оценка пункта 14)/4

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5 +оценка п.8 +оценка п.10 +оценка п.12)/6

ВОМ = (оценка п.3 + оценка п.4 +оценка п.9 +оценка п.11)/4

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

Таблица 2

Средний балл

от 2–10 лет

от 10–20 лет

свыше 20 лет

ВМ

2,5

2,3

5

ВПМ

2,3

2.2

4,7

ВОМ

2

2

3,3

Проведённое нами исследование демонстрирует, что из числа более значимых мотивов, оказывающих большое влияние на эффективность сотрудника, можно отметить:

– заработную оплату, надлежащую затраченным действиям;

– перспективу продвижения согласно служебной лестнице;

– отсутствие конфликтов между руководством и работником, а кроме того внутри трудового коллектива;

– требование работы, не мешающие результативному исполнению рабочей деятельности сотрудником;

– увлеченность сотрудника трудовой деятельностью, независимое и беспрепятственное утверждение административных и других заключений, способность нести ответственность за установленные постановления и свершенные действия, а кроме того вероятность самореализации и признания мастерства работника.

Исследования и наблюдения за педагогическими работниками позволили выделить две основные группы испытуемых с различным соотношением мотивационных доминант в зависимости от стажа их работы:

– педагогические работники с доминированием внутренней и внешней положительной мотивации, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в гарантиях и безопасности со стороны руководства, поскольку педагоги этой категории стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Для них характерно стремление к достижению различных успехов в своей профессиональной деятельности, желание добиться признания, стремление к наиболее полной самореализации именно в своей профессиональной деятельности (стаж работы — свыше 20 -30лет);

– педагоги с ведущими внешними положительными и отрицательными мотивами. Это группа более молодых педагогов, они с большей готовностью воспринимают изменения, но многие из них рассматривают работу только как источник добывания средств, которые позволяют заниматься им более интересными делами вне работы. Для них характерно стремление к продвижению по работе, карьерный рост.

Результаты проведённого нами исследования позволяют говорить о том, что стимулирование и мотивация являются эффективными средствами управления. Однако, невозможно в процессе управления педагогическими кадрами применять одни и те же методы стимулирования и мотивации применительно к разным сотрудникам, которые отличаются взглядами на профессиональную деятельность, имеют разные жизненные установки, опыт, индивидуальные потребности, в том числе и в профессиональной сфере.

Литература:

1. Анцупов А. Я., Ковалев В. В., «Социально-психологическая оценка персонала». — М: ЮНИТИ-ДАНА., 2008. — 467с.

2. Доронина И. В. «Мотивация и стимулирование персонала: Учеб. Пособ». — Новосибирск: СибАГС, 2012. — 52с.

3. Трапицына С. Ю. «Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие [Электронный ресурс]». — СПб: ООО «Книжный Дом»., 2007. — 215с.

4. Чеха, В. В. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / В. В. Чеха. — // Вести образования.- № 8. — 2009.- 18с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, мотивация, оценка, оценка пункта, деятельность, общеобразовательная организация, работа, работник, стимулирование, внешняя мотивация.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Оценка системы мотивации трудовой деятельности промышленного предприятия: опыт исследования

В статье рассмотрены проблемы разработки и использования системы мотивации трудовой деятельности производственного персонала. Проанализированы современные системы мотивации персонала. Разработаны предложения по внедрению системы мотивации трудовой де...

Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений

В статье представлены современные методы и способы мотивации персонала образовательного учреждения. Рассмотрены понятия «мотивация» и «стимулирование». В табличной форме представлена совокупность методов и форм мотивации педагогического персонала в з...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Оценка системы мотивации трудовой деятельности промышленного предприятия: опыт исследования

В статье рассмотрены проблемы разработки и использования системы мотивации трудовой деятельности производственного персонала. Проанализированы современные системы мотивации персонала. Разработаны предложения по внедрению системы мотивации трудовой де...

Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений

В статье представлены современные методы и способы мотивации персонала образовательного учреждения. Рассмотрены понятия «мотивация» и «стимулирование». В табличной форме представлена совокупность методов и форм мотивации педагогического персонала в з...

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Задать вопрос