Особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, А. В. Особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования / А. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64148/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования. Рассмотрение данного вопроса производится путем изучения теоретической стороны вопроса — сущность мотивации, понятия мотива и стимула и практической стороны — анализ мотивации персонала в МКДОУ Детский сад «Елочка», выявление проблем и разработка рекомендаций по их решению.

Ключевые слова: труд, мотив, стимул, мотивация персонала, стимулирование.

The article deals with the features of staff motivation in budgetary institutions of preschool education. Consideration of this issue is made by studying the theoretical side of the issue-the essence of motivation, the concept of motive and incentive and the practical side-the analysis of staff motivation in ICDOU Kindergarten «Yolochka», identifying problems and developing recommendations for their solution.

Одним из видов деятельности человека является трудовая. Труд — это такая деятельность, которая имеет ощутимый результат — продукт труда, также за труд могут вознаградить.

Трудовая деятельность является сознательной — человек понимает, что только при приложении усилий можно удовлетворить возникающие у него потребности. Потребности — вещь индивидуальная, разумеется, базовые потребности есть у всех, однако уже здесь предъявляются требования, конкретные для каждого.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что человечество существует и по сей день, люди ежедневно работают и для их трудовой деятельности есть определенные причины. При выяснении конкретных причин трудовой деятельности сотрудников в отдельно взятой организации у её руководства появится возможность пересмотреть стимулирование персонала, что позволит повысить эффективность функционирования трудовых ресурсов.

Целью данного исследования является изучение теоретической стороны мотивации персонала — сущность мотивации, понятие стимула и мотива и практической стороны — изучение мотивационной картины у сотрудников МКДОУ «Елочка», выявление проблем на основе результатов исследования и возможные предложения по решению данных проблем.

Для достижения цели был определен ряд задач:

– изучить сущность мотивации персонала, понятие мотива и стимула;

– проанализировать мотивированность сотрудников МКДОУ Детский сад «Елочка»;

– предложить рекомендации по устранению выявленных недостатков в системе мотивации персонала МКДОУ Детский сад «Елочка».

В теории менеджмента есть такое понятие, как «мотив». Обычно оно означает обоснование необходимости конкретного действия. То есть, в качестве мотива может выступать желание удовлетворить ту или иную потребность.

Также с понятием мотива связано понятие «мотивация». Исследованием теории мотивации в разное время занимались такие великие деятели, как Ф. Тейлор, А. Маслоу, Ф. Герцберг, М. Вебер и другие.

Обычно под мотивацией в теории менеджмента понимают процесс побуждения каждого сотрудника и коллектива организации в целом к активной деятельности для достижения целей организации и удовлетворения своих потребностей. Мотивация бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация возникает под воздействием факторов внешней среды — стимулов. В качестве стимулов могут выступать следующие факторы: определенная величина заработной платы, соответствующая затратам труда работника, возможность ее роста, стабильная работа, возможность карьерного роста, комфортные условия труда.

Внутренняя мотивация обусловлена наличием у человека определенных мотивов. Мотивов существует великое множество, однако можно выделить определенные укрупненные группы мотивов: мотив стадности, мотив самостоятельности, мотив самоутверждения, мотив стабильности, мотив приобретения нового, мотив справедливости и мотив состязательности [1].

В каждой организации у каждого сотрудника свои собственные мотивы для осуществления им трудовой деятельности. Для того чтобы выстроить наиболее эффективную систему стимулирования труда в организации, работодателю необходимо выяснить мотивы, движущие членами коллектива. Одним из методов исследования мотивации персонала выступает анкетирование.

С целью выяснения мотивов деятельности сотрудников бюджетного учреждения дошкольного образования — муниципального казенного образовательного учреждения (МКДОУ) Детский сад «Елочка» — было проведено анкетирование сотрудников. Данное учреждение включает в себя 4 группы, которые посещает 108 воспитанников. Режим работы МКДОУ установлен, исходя из потребности семьи и возможностей бюджетного финансирования МКДОУ, и является следующим — пятидневная рабочая неделя с 10,5-часовым пребыванием детей с 7–30 до 18–00. Уровень образования — дошкольное образование. Формаобучения – очная. Нормативный срок обучения — достижение школьного возраста. Языкобучения — русский.

В качестве респондентов выступают сотрудники детского сада, в возрасте от 30–45 лет. Всего было опрошено 10 человек разных должностей. 30 % респондентов вполне удовлетворены размером оплаты труда, 30 % не до конца удовлетворены зарплатой, и, наконец, 40 % опрошенных вовсе недовольны. Больше половины (60 %) респондентов полностью удовлетворены условиями своей трудовой деятельности, 40 % опрошенных удовлетворены неполностью. Данную проблему можно решить анализом существующих условий труда и восполнением нехватки материально — технического обеспечения.

Также потребовалось выяснить, имеют ли сотрудники стремление к саморазвитию, профессиональному росту. В целом, ситуация благоприятная. 60 % опрошенных сотрудников имеют устойчивое желание развиваться. Остальные респонденты разделились на две равные части: 20 % среднемотивированы, желание развиваться у них носит стихийный, повременной характер, остальные 20 % слабомотивированы — отсуствует желание к саморазвитию.

Далее в исследовании предлагалось каждому опрошенному оценить эффективность своего труда по пятибалльной шкале. 70 % опрошенных оценивают себя на «четверочку», то есть как эффективных работников, остальные 30 % респондентов ставят себе «твердую пятерку», то есть оценивают себя как максимально эффективных работников. В целом, ситуация благоприятная, но путем мотивирования можно добиться, чтобы все себя оценивали себя на «твердую пятерку» или даже на «пять с плюсом». В целом, все опрошенные ощущают чувство внутреннего удовлетворения тем, что их труд приносит пользу, однако есть небольшое «но» — 20 % респондентов частично удовлетворены своей деятельностью.

Также в анкете сотрудникам предлагалось выбрать наиболее привлекательные для них способы вознаграждения за труд. Более половины опрошенных (60 %) считают, что повышение зарплаты — самый действенный метод мотивации, что, собственно говоря, неудивительно, потому что 40 % респондентов недовольны размером оплаты своего труда. Вторым по популярности действенным методом является увеличение размера премиальных выплат — так ответили 30 % респондентов, 10 % респондентов считает, что действенным стимулом являются поощрительные бумаги.

Большинство опрошенных (70 %) недовольны существующей в организации системой стимулирования труда, 20 % довольны ею в полной мере, 10 % респондентов выразили недовольствие по поводу данной системы.

На основании проведенного исследовании можно сделать следующие выводы:

– во-первых, больше трети опрошенных сотрудников не удовлетворены размером своей заработной платы, а треть — удовлетворены не в полной мере. Кроме того, по результатам исследования выяснилось, что наиболее действенными стимулами для сотрудников являются экономические (повышение заработной платы, увеличение размера премиальных выплат). К слову о стимулировании следует сказать, что более половины респондентов (70 %) недовольны существующей в организации системой стимулирования труда;

– во-вторых, благоприятная картина складывается и в оценке работников себя и условий своей трудовой деятельности: большинство опрошенных считают себя эффективными на «четверку», кроме того, большинству трудовая деятельность приносит чувство внутреннего удовлетворения, также условия труда являются удовлетворительными. Кроме того, более половины опрошенных имеют устойчивое желание развиваться, что при соединении с возможностью может дать хорошие результаты и повысить эффективность деятельности сотрудников в частности и организации в целом.

Таким образом, руководству муниципального казенного образовательного учреждения Детского сада «Елочка» можно дать следующие рекомендации по корректировке системы мотивации персонала:

– пересмотреть существующую систему стимулирования труда. Также следует уделить внимание и системе поощрения труда, направив усилия на материальные методы поощрения, так как в данном коллективе они являются наиболее эффективными;

– пересмотреть существующую систему обучения персонала, дать возможность работникам по собственному желанию проходить курсы повышения квалификации, проводить различного рода мероприятия, направленные на повышение компетенции сотрудников — семинары, конференции, деловые игры и т. д. Если руководство даст возможность желающим работникам к развитию, оно также сможет решить вопрос о недовольстве заработными платами, так как повысившие квалификацию сотрудники будут соответствовать всем компетенциям, определенным для каждой должности, и, следовательно, для них станет возможным как повышение текущей заработной платы, так и карьерный рост. Кроме того, при поощрении инициативы работников к развитию, поощрение организации различных мероприятий, участия в конкурсах профессионального мастерства позволит увеличить премиальные выплаты активным сотрудникам;

– также следует уделить внимание существующему материально — техническому обеспечению и условиям труда. При выявлении недостатка в необходимых для работы предмета по мере возможности пополнить фонд средств производства. Также для устранения недовольства условиями труда следует провести исследование, которое конкретизирует претензии сотрудников к тем условиям, в которых они работают.

Таким образом, выше были рассмотрены некоторые теоретические аспекты мотивации персонала. Кроме того, было проведено исследование мотивированности персонала МКДОУ Детский сад «Елочка», результаты исследования были проанализированы и выявлены определенные проблемы. Также были представлены рекомендации руководству МКДОУ Детский сад «Елочка» для решения выявленных проблем.

Литература:

  1. Энциклопедия управления персоналом [Электронный ресурс] — http://dps.smrtlc.ru/.(15.11.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, трудовая деятельность, сотрудник, дошкольное образование, заработная плата, мотив, мотивация персонала, респондент, условие труда, внутреннее удовлетворение.


Похожие статьи

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Разработка системы мотивации персонала

В статье рассматриваются особенности создания системы мотивации персонала на коммерческих предприятиях. Представлена актуальность заявленной темы. Определены этапы работы руководителя по созданию системы мотивации сотрудников. Система мотивации персо...

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.

Похожие статьи

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Разработка системы мотивации персонала

В статье рассматриваются особенности создания системы мотивации персонала на коммерческих предприятиях. Представлена актуальность заявленной темы. Определены этапы работы руководителя по созданию системы мотивации сотрудников. Система мотивации персо...

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.

Задать вопрос