Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные подходы к мотивации персонала организации

Экономика и управление
17.11.2019
5695
Поделиться
Библиографическое описание
Хохлова, Е. Д. Современные подходы к мотивации персонала организации / Е. Д. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64030/.


В работе рассматриваются методы мотивации персонала, применяемые в настоящее время на предприятиях различных отраслей экономики. Представлены результаты исследования мотивации труда и удовлетворенности работой среди профессионалов в России.

Ключевые слова: мотивационная система; материальная мотивация; нематериальная мотивация.

В нестабильных условиях развития современной экономической системы России для каждой коммерческой организации важнейшей задачей является формирование и построение эффективной системы управления персоналом. Организация эффективно работающей системы мотивации и стимулирования персонала, направленной на повышение производительности труда работников и достижение плановых показателей функционирования предприятия и его структурных подразделений, может представлять собой наиболее важный фактор успешной деятельности предприятия.

Сегодня организации разрабатывают новые подходы к мотивации персонала, основанные в большей степени на психологическом, а не экономическом стимулировании повышения производительности труда. Новый инструментарий призван не только удержать персонал, но и способствовать его росту и развитию, побудить его к активной и эффективной работе. Появление новых отраслей, профессий, технологий, трансформация рынка труда требуют постоянной готовности к изменениям, восприятию нового, получению новых знаний и навыков, при этом квалифицированные кадры часто меняют рабочие места, переходят на новые проекты. Все эти особенности важно иметь в виду при построении мотивационной системы. [5]

Мотивация — это система побуждений, вызывающих активность индивида: совокупность таких факторов как мотивы, потребности, стремления и намерения, определяющие поведение. Также ее можно понимать как систему возникновения и определения мотивов, характеристику процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне [1, с.129]. При управлении персоналом реализация системы мотивов, способствующих эффективности труда и повышению уровня его производительности, представляет собой мотивацию трудовой деятельности. Постоянное применение эффективных методов мотивации, а также определение мотивов сотрудников предприятия в процессе трудовой деятельности составляют основу трудовой мотивации [2, с.95].

В процессе управления персоналом выделяют два базовых вида мотивации трудовой деятельности: материальная и нематериальная. Каждая из них связана с другой и определяет ее. В качестве нематериальной мотивации традиционно выступают: публичные поощрения; вручение наград и грамот; размещение фотографий на доске почета; возможность карьерного роста; делегирование полномочий; возможность гибкого графика работы.

В свою очередь, материальная мотивация трудовой деятельности подразделяется на прямую и косвенную. К прямой мотивации относится оплата труда, премирование, подарки, к косвенной — возможность приобретения продукции компании по сниженной цене, организация питания на предприятии, предоставление льгот на приобретение жилья и др. [3, с.74].

Каждый руководитель выбирает подходящие для себя инструменты мотивации персонала, соответствующие бизнесу, которые помогают добиться максимальной отдачи у сотрудников. Сегодня в зарубежных и российских компаниях традиционные методы мотивации человеческих ресурсов дополняются современными.

Международная рекрутинговая компания Hays, специализирующаяся на подборе персонала в различные индустрии, в 2018 году провела масштабное исследование мотивации и удовлетворенности работой среди профессионалов в России. Исследовалась приоритетность различных материальных и нематериальных факторов мотивации для сотрудников, а также частота их применения компаниями-работодателями. Респонденты относятся к таким сферам, как фармацевтика (14 %), информационные технологии (5 %), товары народного потребления (10 %), финансовый сектор (4 %), консалтинг (5 %), строительство (5 %), розничная торговля (4 %), автомобильный бизнес (6 %) и др. Исследование проходило в период с февраля по март 2018 г. Информация была собрана посредством Интернет-опроса. В опросе приняли участие 3600 респондентов: 3114 профессионалов и 486 работодателей — представители российских и международных компаний [4].

В результате исследования были выявлены наиболее популярные по применению среди работодателей факторы материальной и нематериальной мотивации, а также степень предпочтения их профессионалами из различных отраслей. Результаты опроса по материальным мотивационным факторам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Материальные факторы мотивации

Число работодателей, предлагающих фактор

Мотивационный фактор

Число профессионалов, предпочитающих фактор

85 %

Достойная оплата труда

93 %

82 %

Бонусы за выполнение поставленных целей

66 %

65 %

Медицинское страхование

59 %

41 %

Страхование жизни

18 %

39 %

Компенсация /организация питания

31 %

37 %

Предоставление автомобиля

32 %

35 %

Компенсация доп. проф. образования/языковых курсов

40 %

34 %

Подарки сотрудникам

11 %

33 %

Специальные индивидуальные вознаграждения

30 %

29 %

Предоставление/компенсация парковки

18 %

23 %

Предоставление гаджетов

13 %

21 %

Улучшение технического оснащения рабочего места

20 %

21 %

Внеочередные оплачиваемые отгулы, выходные и пр.

24 %

19 %

Компенсация фитнеса/йоги/бассейна идр.

29 %

19 %

Скидки на продукты иуслуги компании

9 %

10 %

Путевки в санатории, детские лагеря и пр.

10 %

10 %

Корпоративные пенсионные программы

13 %

9 %

Вознаграждение на основе акций

9 %

7 %

Дополнительное пособие по уходу за ребенком

8 %

0 %

Корпоративный детский сад

5 %

Таким образом, зонами конфликтов работодателей и профессионалов в области материальной мотивации являются такие факторы, как страхование жизни, подарки сотрудникам, предоставление/компенсация парковки, гаджетов, компенсация фитнеса/йоги/бассейна и др., скидки на продукты и услуги компании, корпоративный детский сад. Сотрудники в меньшей степени заинтересованы наличием данных факторов, однако работодатели предлагают их в большем объеме.

Результаты опроса по нематериальным мотивационным факторам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Нематериальные факторы мотивации

Число работодателей, предлагающих фактор

Мотивационный фактор

Число профессионалов, предпочитающих фактор

61 %

Возможность профессионального развития

63 %

58 %

Стабильность компании на рынке

41 %

51 %

Возможность выполнять разноплановые/интересные задачи

56 %

51 %

Возможность обучаться врамках компании вРоссии

38 %

50 %

Возможность карьерного роста

55 %

48 %

Различные опции гибкого графика работы

55 %

48 %

Challenges (вызовы, сложные задачи)

36 %

43 %

Личность руководителя

60 %

43 %

Известность бренда работодателя на рынке

26 %

43 %

Благоустроенное офисное пространство

32 %

43 %

Свобода предлагать идеи, самостоятельно принимать решения

46 %

40 %

Публичное признание достижений

20 %

40 %

Открытая и дружелюбная корпоративная культура

42 %

39 %

Мероприятия компании (тимбилдинг, корпоративы)

14 %

36 %

Компетентный иэффективный управленческий состав

54 %

32 %

Возможность работы из дома

43 %

32 %

Информирование остратегии компании

21 %

31 %

Возможность соблюдать Work&Life Balance

49 %

31 %

Гарантия занятости

36 %

27 %

Поздравление со значимыми датами

6 %

25 %

Возможность обучаться врамках компании за рубежом

41 %

22 %

Прозрачность бизнес-процессов

30 %

19 %

Четкое распределение задач, зон ответственности

23 %

21 %

Горизонтальный рост врамках компании

12 %

12 %

Участие впринятии стратегических решений вкомпании

26 %

12 %

Здоровая внутренняя конкуренция

11 %

8 %

Креативный офис

13 %

В области нематериальной мотивации зонами конфликтов работодателей и профессионалов являются стабильность компании на рынке, возможность обучаться в рамках компании в России, сhallenges (вызовы, сложные задачи), известность бренда работодателя на рынке, благоустроенное офисное пространство, публичное признание достижений, мероприятия компании (тимбилдинг, корпоративы пр.), информирование о стратегии компании, поздравление со значимыми датами, горизонтальный рост в рамках компании. Для профессионалов более предпочтительными, чем для работодателей, являются такие факторы, как различные опции гибкого графика работы, личность руководителя, компетентный и эффективный управленческий состав, возможность работы из дома, соблюдать Work&Life Balance, обучаться в рамках компании за рубежом, участие в принятии стратегических решений в компании.

Таким образом, инновационный подход к мотивации персонала для современного предприятия предполагает построение такой мотивационной системы, которая максимально соответствует реализации всего комплекса организационных целей, способствует привлечению, удержанию и развитию наиболее квалифицированных кадров. Построение данной системы с учетом степени влияния мотивационных факторов на сотрудников позволяет наиболее эффективно распределить затраты для оплаты труда работников и обеспечить организацию труда с улучшенными условиями и возможностью последующего развития.

Литература:

  1. Бычкова, А. Ф. Управление персоналом / А. Ф. Бычкова. — Пенза: Пенз. гос. ун–т, 2015. — 309 с.
  2. Жалибаев, Ж. Управление человеческими ресурсами в условиях рынка / Ж. Жалибаев, Э. К. Дуйшонбиева // Известия ВУЗов Кыргызстана. — 2017. — № 3. — С. 94–97.
  3. Корнюшин, В. Ю. Оценка и аттестация персонала: учебное пособие / В. Ю. Корнюшин. Санкт–Петербург, 2016. — 120 с.
  4. Исследование Hays: результаты исследования мотивации — Motivation&Job Satisfaction Report // HR-elearning. URL: http://hr-elearning.ru/issledovanie-hays-rezultaty-issledovaniya_motivacii_2018/ (дата обращения: 13.11.2019).
  5. Современные подходы к мотивации персонала // SEARCHINFORM. URL: https://searchinform.ru/kontrol-sotrudnikov/motivatsiya-personala/sovremennye-podkhody-k-motivatsii-personala/ (дата обращения: 13.11.2019).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мотивационная система
материальная мотивация
нематериальная мотивация
Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 364-366):
Часть 5 (стр. 329-413)
Расположение в файле:
стр. 329стр. 364-366стр. 413

Молодой учёный