В статье рассматриваются современные методы и способы мотивации трудовой деятельности педагогов. На основе анализа управленческой литературы в статье исследуются основные виды методов мотивации трудовой деятельности педагогов.
Ключевые слова: мотивация, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, методы мотивации.
Профессия педагог является одной из самых значимых и востребованных в обществе на протяжении большого количества времени. В современном обществе почти каждая личность в той или иной мере сформирована под влиянием педагогов, в детском саду с ребенком работает воспитатель, в школе учитель, преподаватель в колледже или университете. Для многих людей личность одного или нескольких педагогов, встречавшихся в жизни, становится ориентиром и несомненным авторитетом, который даже без своего присутствия оказывает воздействие на поведение и дальнейшую жизнь человека. Имеют место быть и другие примеры, когда по тем или иным причинам действия педагога отрицательным образом сказывались на дальнейшем развитии личности. Исходя из вышесказанного, трудно переоценить то, как важно, чтобы трудовая деятельность педагога выполнялась им с энтузиазмом, доброжелательностью и любовью к своему делу.
Помимо педагогов за качество оказания образовательных услуг все больше становятся ответственны и руководители образовательных организаций. В современных учебных заведениях руководитель выполняет большое количество функций, суть которых состоит в управлении и распределении ресурсов образовательного учреждения. Одним из ключевых ресурсов образовательного учреждения, несомненно, является его персонал, то есть педагоги. В области управления персоналом в образовательной организации перед руководителем стоят следующие задачи [7]:
– направление развития персонала и его потенциала на выполнение требований политики государства и самой образовательной организации;
– удержание наиболее перспективных кадров и привлечение талантливых работников;
– создание комфортных условий труда;
– развитие системы стимулирования работников;
– управление мотивацией персонала.
Рассмотрим подробнее последнюю задачу из вышеперечисленных. Под мотивацией персонала образовательной организации подразумевается процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих. Таким образом, перед руководителем образовательной организации стоит задача заинтересовать своих работников выполнять свою трудовую деятельность так, как этого требуют цели учреждения, государство и общество, при этом сохранив у педагогов искреннее желание работать с учащимися. Для наиболее эффективного выполнения данной задачи руководитель должен иметь представление о том, какие методы мотивации персонала существуют и какие из них следует применять для конкретных целей.
В управленческой литературе выделяются три группы методов: административные, экономические и социально-психологические [1; 2; 3].
Административные методы характеризуются прямым централизованным воздействием на сотрудника. Сущность административных методов основывается на определенных трудовых обязанностях работника, его ответственности за качественное выполнение порученной работы и за результаты деятельности организации в целом.
Административные методы мотивации персонала обладают следующими особенностями:
– оказывают прямое воздействие на волю сотрудников, что отражается в конкретности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта;
– носят безвозмездный характер, который не предусматривает стимулирования;
– требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;
– требуют выполнения конкретных действий без необходимости наилучшего решения задачи.
Исходя из своих особенностей административные методы имеют ряд значительных недостатков:
– не способствуют личностному росту педагогов;
– требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что подразумевает привлечение дополнительных ресурсов;
– могут вызвать недовольство среди сотрудников;
– зачастую приводят к концентрации власти;
– ограниченность в долгосрочной перспективе.
Несмотря на свою ограниченность, применение руководителем административных методов мотивации способствует установлению дисциплины и строгому соблюдению обязательных правил.
К конкретным административным методам мотивации персонала относится:
– разработка и утверждение должностных инструкций, соответствующих правовым нормам;
– установление административных санкций и поощрений;
– разработка приказов и распоряжений;
– проведение аттестации педагогов;
– рациональное распределение рабочей нагрузки педагогов при составлении расписания;
– установление административных санкций и поощрений.
Грамотное применение руководителем административных методов мотивации позволяет подстроить трудовую деятельность педагогов под определенные стандарты.
Экономические методы мотивации, как правило, имеют косвенный характер управленческого воздействия и подразумевают применение финансовых стимулов [7].
Для экономических методов мотивации труда присущи следующие особенности:
– индивидуализированность, каждый работник должен получить то, что он заслуживает по итоговым результатам труда;
– наличие единой системы формирования индивидуальных материальных вознаграждений.
Основными элементами экономических методов мотивации персонала являются:
- Заработная плата — это наиболее распространенный экономический метод мотивации персонала, который основывается на вознаграждении работников за выполнение определенных задач и достижение поставленных целей.
- Бонусы и премии — это дополнительные выплаты, которые работники получают к своей основной заработной плате за достижение определенных целей.
- Удовлетворительные условия труда — это также важный экономический метод мотивации персонала, который может включать в себя предоставление работникам таких преимуществ, как медицинская страховка, пенсионные планы, оплачиваемые отпуска и др.
К конкретным экономическим способам мотивации труда педагогического персонала относятся:
– формирование системы премирования сотрудников;
– распределение надбавок;
– доплаты и компенсации за сверхурочные нагрузки,
– предоставление в учреждение возможных социальных льгот (питание, путевки в санатории, прохождение медицинских осмотров)
– социальное обеспечение (больничные, отпускные и т. д.);
– денежные компенсации в экстренных случаях;
– получение дополнительного заработка (платные дополнительные образовательные услуги).
Экономические методы мотивации персонала являются важной частью управления персоналом в любой организации и могут быть использованы в сочетании с другими методами мотивации, чтобы создать стимулирующую среду для работников и повысить эффективность и производительность всей компании.
Вопреки мнению значительного количества людей, применение подобных методов не гарантирует получения запланированного результата, однако имеет значительную роль в мотивации трудовой деятельности любого работника.
Социально-психологические методы мотивации работников — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, в основе которых лежит использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов может являться как группа людей, так и отдельная личность. По масштабу и способам воздействия эти методы разделяют на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе трудовой деятельности; психологические методы, воздействующие на личность конкретного человека.
Социально-психологические методы мотивации персонала основаны на использовании психологических механизмов влияния на человека, чтобы вызвать у него желание работать более эффективно и продуктивно.
Главной особенностью подобных методов является обращение к внутреннему миру педагога, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия [5].
К социально-психологическим методам мотивации педагогических работников относят:
– общественное признание достижений работника или группы;
– допуск к участию в управлении в составе различных комиссий, советов;
– предоставление возможности самовыражения;
– повышение статуса образовательной организации;
– возможность участия в инновационной деятельности;
– проведение конкурсов.
Основное преимущество социально-психологических методов заключается в том, что они работают на уровне личности сотрудника, что способствует более глубокой мотивации к работе и формированию корпоративной культуры заведения.
Таким образом, мы рассмотрели три основные группы методов мотивации труда педагогов, применение которых, на наш взгляд, позволит руководителю образовательной организации грамотно выстроить систему мотивации персонала. Важно понимать, что трудовая деятельность педагогов имеет большое количество особенностей, в следствии чего, для успешной мотивации необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого педагога, а также его потребности, ценности и интересы. Лишь комплексное применение руководством данных методов будет способствовать улучшению качества образовательного процесса и желанию педагогов с энтузиазмом выполнять свои трудовые обязанности.
Литература:
- Битюкова С. С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 20–23. — URL: https://moluch.ru/archive/270/61928/
- Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. 2016. № 3. С. 41–44.
- Красношлыкова, О. Г. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях / О. Г. Красношлыкова, Е. В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2016. — № 2 (22). — С. 47–54.
- Кузнецова И. Н. Мотивация персонала // Молодой ученый. — 2018. — № 21. — С. 258–259. — URL https://moluch.ru/archive/207/50827/
- Мартынов Р. Р. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в организации// Студенческий форум. 2018. № 15 (36). С. 32–36.
- Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала: учеб.-практическое пособие / И. В. Мишурова. М.: МарТ, 2016. 272 c.
- Петрякова С. В. Управление персоналом в образовательных организациях // Образование и право. — 2022 — № 8. С. 232–235.
- Шапиро, С. А. Основы трудовой мотивации: учеб. пособие / С. А. Шапиро. — 3-е изд. перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2016. — 268 с.