В статье рассматривается актуальная тема современного педагогического менеджмента — принятие управленческих решений в педагогической деятельности воспитателей детского сада, рассматриваются особенности и этапы принятия управленческих решений.
Ключевые слова: управление, управленческие решения, функции управления, воспитатель, педагогическая деятельность.
В связи с новыми условиями реальности общественной жизни и требованиями времени современному педагогу для того, чтобы качественно и эффективно заниматься своей профессиональной деятельностью, необходимо обладать и компетенциями менеджера, так как любая деятельность подразумевает выполнение управленческих функций.
Управленческий процесс в дошкольной образовательной организации осуществляется на разных уровнях и в него включены все сотрудники, включая педагогических работников. Заведующий дошкольной образовательной организации осуществляет общее управление, которое складывается из традиционных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, координации и контроля.
Заведующий дошкольной образовательной организацией управляет непосредственно учреждением, обеспечивая его основную функцию — образование и воспитание детей дошкольного возраста, путём создания соответствующих психолого-педагогических условий. Ресурсы, которые при этом находятся в распоряжении заведующего — трудовые, материальные, финансовые, информационные, технические и пр. К трудовым или кадровым ресурсам относятся непосредственно специалисты и работники дошкольного образовательного учреждения, управление которыми включает в себя планирование и мотивацию, контроль и организацию, регулирование. Заведующий принимает непосредственные управленческие решения по кадровому составу педагогического коллектива, по мотивации воспитателей к педагогической деятельности и повышению их профессионального мастерства, по контролю за профессиональной компетентностью воспитателей, по организации образовательно-воспитательного процесса в детском саду.
Воспитатель управляет образовательно-воспитательным процессом в группе детей, в которой работает, управляет своим процессом самообразования, саморазвития, повышения квалификации, профессионального мастерства.
Управление, по мнению Гончарова М. А., «это целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Управление процессом воспитания призвано решать, по крайней мере, две задачи: обеспечивать стабильность воспитания и стимулировать его развитие» [3, с. 90–92.].
Менеджером учебно-воспитательного процесса является педагог, в данном случае — воспитатель.
Процесс воспитания складывается не только из традиционных, но и дополнительных функций: информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской, мотивационной, контрольно-диагностической и коррекционно-регулирующей.
Дмитриева Е. Е. утверждает, что «педагогическая деятельность — это целенаправленный процесс управления развитием ребёнка, который включает в себя планирование, организацию, координацию и контроль. Сам педагог — управленец воспитательно-образовательного процесса, а его решения по планированию, организации и контролю за развитием детей являются управленческими» [4, с. 113].
М. М. Кашапов рассматривает «принятие профессионального решения как принятие управленческого решения, так как результатом принятого профессионального решения является изменение в действиях других людей» [6, с. 105].
Е. В. Пирогова определяет управленческое решение как «творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели» [8, с. 15].
Управленческое решение — выбор способа «достижения цели в заданных условиях, основывающийся на способности педагога к актуализации интегративной системы усвоенных знаний, сформированных умений, накопленного опыта практической деятельности для эффективного осуществления анализа образовательной ситуации, выбора оптимального способа воздействия, коррекции способа при его применении и оценки полученных результатов» [7].
Процесс принятия управленческих решений состоит из следующих этапов:
— определение целей и задач;
— поиск альтернативных вариантов действий;
— выбор оптимального варианта действий из альтернативных;
— реализация оптимального варианта;
— сравнение полученных результатов и плановых показателей;
— комплексная оценка эффективности принимаемых решений» [8, с. 174.].
Воспитатель в процессе своей педагогической деятельности принимает управленческие решения при выполнении всех функций управленческого процесса: при выполнении информационно-аналитической функции воспитатель принимает решения об изучении, анализе и обобщении необходимой ему информации, при выполнении планово-прогностической функции воспитатель принимает управленческие решения по постановке целей и разработке планов, прогнозирует результаты совей педагогической деятельности, при реализации мотивационной функции воспитатель развивает в себе внутреннюю мотивацию к принятию управленческой решений в педагогической деятельности, мотивирует себя на повышении квалификации, самосовершенствование, самообразование и пр. при выполнении организационно-исполнительской функции воспитатель принимает управленческие решения касающиеся непосредственно учебно-воспитательного процесса. При выполнении контрольно-диагностической функции воспитатель принимает решение о проведении диагностики, подбирает диагностический инструментарий. При выполнении регуляционно-корректирующей функции воспитатель принимает управленческие решения по коррекции учебно-воспитательного процесса.
Согласно Ю. Козелецкому, «на принятие управленческого решения влияют как объективные, так и субъективные факторы. К первым относятся среда, особенности самой ситуации, последствия выбора, ценность и полезность результатов. Ко вторым — особенности личности, ее способности, воля и темперамент. Внешние факторы могут быть представлены в бесчисленном количестве вариантов, поэтому их рассмотрение не представляется возможным, а проанализировать влияние внутренних факторов возможно, так как каждый субъект, принимающий решения, обладает личностными особенностями, способностями, волей и т. д». [10].
Таким образом, принятие управленческого решения — одна из составляющих ежедневной деятельности воспитателя. Воспитатель является менеджером педагогической деятельности и учебно-воспитательного процесса, принимая управленческие решения при реализации управленческих функций педагогической деятельности.
Литература:
- Афанасьев В. В. Субъективные и объективные факторы педагогического управления [Текст] // Вестник МГПУ, Серия: «Педагогика и психология». — № 2. — 2012. — С. 8–20.
- Брунер Дж. Психология познания [Текст]. — М., 1977. — 280 с.
- Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании. — М.: Дело, 2012. — 252 с.
- Дмитриева Е. Е. Поддержка учителя в принятии управленческого решения //Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — С. 113–115.
- Злобина Н. В. Управленческие решения: учебное пособие / Н. В. Злобина. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. — 2007. — С. 174.
- Кашапов, М. М. Психология профессионального педагогического мышления [Текст]: дис. соиск. степ. д-ра. псих. наук / М. М. Кашапов; Ярославский государственный педагогический университет. — Ярославль, 2000. — 366 с.
- Пирогова Е. В. Управленческие решения: учебное пособие [Текст] / Е. В. Пирогова. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 176 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]. — М.: Педагогика, 1976. — 418 с.
- Рыбакова Л. В., Шульгина Н. Г. Принятие и реализация управленческих решений в образовательной организации // Вестник АмГУ, Выпуск, 2018, с.144–150.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений [Текст]. — М.: Прогресс, 1979. — 504 с.