В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.
Ключевые слова: стратегия, образовательное учреждение, модель образовательного учреждения.
Стратегия − сложное и потенциально мощное орудие. При ее помощи современная организация способна подстраиваться либо противодействовать меняющимся обстоятельствам. Но это − непростое оружие. Его внедрение и дальнейшее применение обходятся весьма дорого. Но имеются весомые доказательства того, что внедрение стратегического управления оправдывает себя с лихвой, в особенности для тех, кто находится в условиях нестабильности.
Стратегия это обобщающая модель действий, которые необходимы для свершения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективности распределения ресурсов [5].
Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].
Стратегия — это складывающийся из нескольких этапов путь, который должна пройти компания от своего нынешнего состояния до того целевого состояния, которое мы планируем и предвосхищаем [4].
Таким образом, исходя из трех вышеназванных определений, можно сделать следующий вывод, что стратегия — это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
Квинн полагает, что стратегия должна: [2]
‒ включать в себя четкие цели, результат будет являться решающим для общего исхода дела;
‒ сохранять инициативу;
‒ концентрировать основные усилия в необходимый период времени и в нужном месте;
‒ предусматривать такую эластичность поведения, для того чтобы использовать меньшее количество ресурсов для достижения максимального результата;
‒ обозначать скоординированное управление;
‒ предполагать корректное расписание определенных операций;
‒ обеспечивать гарантированные ресурсы.
В современных условиях любая организация, в том числе и образовательная, нуждается в наличии стратегии, которая должна четко соответствовать условиям функционирования образовательного учреждения.
При разработке стратегии анализируются следующие условия, сложившиеся вокруг образовательной системы:
‒ возможности и тенденции развития бюджетного, а также коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения;
‒ возможности интеграции с другими системами образования, образовательными учреждениями;
‒ возможности образовательной вертикальной интеграции с внешними разработчиками, заказчиками, посредниками и потребителями услуг;
‒ состояние и перспективы системы управления и профессионального потенциала образовательного учреждения.
Первый способ обоснования исходит из того, что действие внешних условий развития общеобразовательного учреждения минимально либо совсем отсутствует — такова сущность общеобразовательной школы. Образовательное учреждение не взаимосвязано со своими потребителями и заказчиками, которые способны простимулировать их развитие, в отличие от многих других социальных организаций. Учебное заведение как социальная организация обладает «замкнутым характером, который определяет невозможность выполнения их направленных изменений за счет внешних сил», поэтому причиной изменений в них являются внутренние силы — лидерские указания, владеющие определенными полномочиями и правом продвижения перемен» [3].
Наиболее распространенным является другой способ объяснения новаторского характера развития образовательной организации: в качестве полноценного метода развития общеобразовательного института можно рассматривать развитие, определенное внутренними силами школы. Напротив, ориентация школы в своем развитии на внешние факторы приводит к единому ряду отрицательных результатов. Из числа которых является отчужденность коллектива от новшеств, которые вводятся, и его «сопротивление инновациям». Как следствие — имитация развития, сокращение эффективности управления школой и сокращение главного показателя − качества школьного образования.
Руководствуясь данной логике, Г. А. Мкртчян выделяет 3 модели развития общеобразовательного учреждения:
1) модель развития на основе совпадения инновационного давления и внутреннего саморазвития школы;
2) модель жизнедеятельности на основе способности учебного заведения к преобразованию согласно ее внутренним потребностям;
3) модель развития, которая отвечает внешним запросам общества к системе образования. Как отметил автор, «для школ 3 модели свойственно сочетание низкой осознанности личных проблем, которые высоко зависят от внешних воздействий. В школах 3 типа все нововведения принимаются и осознаются только лишь как управленческая проблема» [6]. Как считает автор, наиболее оптимальной и подходящей является первая модель развития.
В. С. Лазарев акцентирует свое внимание на двух различных стратегиях развития школы. Он считает, что большая часть образовательных организаций реагирует лишь в том случае, когда не реагировать уже невозможно. А другие стараются понять новейшие тенденции и реализовать опережающую реакцию на них [3]. Однако автор особенно подчёркивает то, что «лучшей» и «худшей» стратегии нет. Так как именно выбор наиболее подходящей стратегии находится в зависимости от реально существующих обстоятельств. Оптимальная стратегия развития учреждения профессионального образования должна опираться на специфику данного типа образования и с учетом тех обстоятельств, действующих в данном учреждении.
Несомненно, региональная система профессионального образования устроена по-другому и также по-другому находится во взаимодействии с заказчиком, нежели система общего образования. Значительно важный аспект процесса модернизации профессионального образования заключается в том, что всем субъектам модернизации на всех уровнях предоставляется определенная возможность. Например, учет особенностей региона, базовой отрасли и конкретного образовательного учреждения и впоследствии возможность выстраивания на данной основе собственного варианта модернизационных изменений, которые не противоречат федеральному тренду.
На основе практики можно заметить, что именно от факта и качества формирования собственной определенного варианта стратегии модернизации учреждения профессионального образования зависит преодоление смысловой отчужденности педагогических коллективов. Как следствие является успех модернизации профессионального образования в целом. А в тех образовательных организациях, где модернизация происходит без учета собственной уникальности, строясь на основе стандартных сюжетов и методик, внедрение модернизационных инноваций чаще имитируется, нежели полноценно реализуется.
Предпосылки необходимые для разработки стратегии образовательного учреждения:
‒ перепроизводство — насыщение рынков предложением образовательных услуг;
‒ требовательность — повышение уровня требовательности граждан к качеству образования;
‒ инновационность — увеличение количества технических средств;
‒ динамичность−обеспечение высокого качества обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий;
‒ диверсификация — расширение спроса на виды и уровни образовательных услуг;
‒ дифференциация — нарастание разнообразия потребностей населения, обусловленных значительным увеличением ассортимента образовательных услуг;
‒ конкуренция — борьба, образ учреждения за место на рынке;
‒ «аритмия спроса» − изменение спроса потребителей рынка образовательных услуг;
‒ люмпенизация — рост полной и частичной безработицы населения и увеличение континента с низким уровнем дохода;
‒ интервенция — международная конкуренция крупных зарубежных университетов [8].
Е. А. Пушкарева утверждает, что: «Новая система проф. образования подразумевает развитие и формирование личности человека как специалиста на протяжение всей жизни и поэтому должна:
во-первых, предоставить каждому человеку независимость в выборе образовательных траекторий. Выбор происходит на основе способностей, которыми обладает, человек, а также запросами и возможностями;
во-вторых, учитывать определенные потребности клиентов проф. кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;
в-третьих, способствовать формированию демократических свобод в деятельности образовательных организаций, которые выстраивают собственные уникальные образовательные программы» [7].
Данные аспекты являются мощным толчком для развития проф.образования.
Действительно, за последние годы социально-экономических изменений, можно говорить о том, что не улучшилось образование, а лишь приобрело качественно новые характеристики, которые отличаются от тех, что существовали ранее.
В настоящий момент профессиональное образование включает в себя следующие ступени: начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование.
Сфера образования постоянно подвергается видоизменениям и совершенствуется, так как главная цель профессионального образования — это подготовка высококвалифицированного работника с определенным уровнем и профилем. Конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, а также свободно владеющего своей профессией.
Таким образом, каждая образовательная организация не может обойтись без стратегии: она является главным толчком для развития учебного учреждения, но ее выбор и разработка зависят от ряда условий и факторов, при правильной оценке и выборе которых зависит насколько успешно будет реализована определенная стратегия.
Литература:
- Ансофф И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. Под ред. Петрова А. Н. Спб: Питер. 2005г. 496с.
- Баканов Г. Б., Стратегический менеджмент. Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ. 2014г.
- Гам В. И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании: автореф. дис.докт.пед. н. — Калининград, 2009г. 43 с.
- Гершун А., Горский М. Технология сбалансированного управления. М:ЗАО «Олимп — Бизнес». 2006г. 416с.
- Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. Учебное пособие для вузов. М:Аспект Пресс. 2002г. 415.
- Мкртчян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002г. 182 с
- Пушкарева Е. А., Ю. В. Пушкарев. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса. Философия образования. 2010г. № 4 (33). 51с.
- Светенко Т. В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие. Т. В. Светенко, Г. В. Галковская. М:АПКиППРО, 2008г. 72с.