Стратегии развития образовательных организаций
Иванова Мария Николаевна, магистрант
Оренбургский государственный педагогический университет
В статье рассматривается стратегии развития образовательных организаций, как основной составляющей ее деятельности. Раскрываются факторы оказывающие влияние на разработку стратегии образовательных организаций.
Ключевые слова: стратегия, стратегии развития, образовательная организация
Основная задача данной статьи — охарактеризовать стратегии развития образовательных организаций.
Стратегическое планирование — процесс подготовки стратегии и основных методов их осуществления.
Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [5, с. 27].
Стратегия развития организация — важный документ, определяющий основные направления деятельности организации. От качества разработанной стратегии во многом зависит эффективность ее функционирования.
На сегодняшний день различают четыре самых основных типа стратегий развития организации. Ими являются [1, с. 114]:
- Стратегии концентрированного роста, которые предполагают заметное усиление позиций в соответствующем сегменте рынка. Кроме того, эта стратегия представляет собой стратегию развития рынка и продукции;
- Стратегии интегрированного роста созданы на основании проведения обратной вертикальной интеграции. Именно ее называют стратегией вертикальной интеграции, направленной вперед;
- Стратегии, построенные на методике диверсификационного роста, — это стратегии как горизонтальной, так и центрированной диверсификации;
- Стратегия интенсивного сокращения основана на ликвидации. Это своеобразная стратегия сокращения, в том числе и расходов, а также стратегия так называемого «сбора урожая».
В большинстве случаев стратегия развития организации подбирается с учетом целого перечня самых различных факторов. Наиболее важными из них специалисты считают вид деятельности учреждения и главные особенности той отрасли, в которой осуществляется работа компании. Прежде всего, необходимо брать во внимание уровень конкуренции, которая создается со стороны других компаний, изготавливающих такую же либо подобную продукцию и заполняющие ею тот же рынок.
Но также, на выбор стратегии оказывают влияние другие факторы [1, с. 118]:
- В каком состоянии находится внешнее окружение;
- Какой характер тех целей, которые пытается выполнить организация;
- Ценности, что преследуются владельцами либо менеджерами компании во время принятия каждого решения;
- Уровень возможного риска — реального фактора существования, а также деятельности компании. Ведь достаточно высокая степень риска нередко оказывается причиной краха организации;
- Структура, налаженная внутри учреждения. При этом обязательно изучаются не только сильные, но и слабые ее стороны. Успешное применение любых возникающих возможностей обеспечивается благодаря наличию у компании специальных сильных функциональных зон. Однако явные слабые стороны необходимо исправлять, и не пренебрегать ними во время выбора стратегии развития, ее дальнейшей реализации. Таким образом, можно исключить возникновение потенциальных угроз и создавать успешную конкуренцию остальным компаниям в конкретном сегменте рынка;
- Каким опытом обладает организация касательно предыдущих попыток введения различных стратегий. Данный фактор определяется «человеческим фактором», а также с психологией различных категорий людей. Как правило, он имеет и негативный, и позитивный характер. Полученный опыт дает возможность не повторять одних и тех же ошибок по несколько раз, но существенно ограничивает выбор стратегии развития;
- Фактор времени в процессе принятия разных решений играет достаточно важную роль. В некоторой мере он способствует как успехам, так и неудачам. Ведь даже наиболее оптимальная стратегия, введение новой продукции и применение новейших технологий не дадут абсолютно никакого успеха, если их не вовремя продемонстрировать на рынке. К тому же в итоге компания может многое потерять, и даже стать банкротом. Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.
Наиболее распространены для образовательных организаций, четыре главных вида стратегий: наступления, обороны, фокусирования и ликвидации [2, с. 877].
- Наступательные стратегии используют лидеры регионального рынка образования, а также молодые учреждения, которые пользуются поддержкой государства, крупных фирм и финансовых организаций.
Типовые стратегии наступления.
Стратегия постоянного наступления — это стратегия, в основе которой лежит агрессивная позиция образовательного учреждения на рынке. Организации, использующие данную стратегию, ставят своей целью завоевание и увеличение рыночной доли.
Стратегия лидерства по качеству предполагает обеспечение лидерства, которое происходит за счет достижения в регионе высоких результатов по качеству предоставляемых образовательных услуг. Имидж складывается из лучших профессиональных достижений выпускников учебного заведения и выявляется в ходе государственной аккредитации [3, с. 14].
Стратегия «захвата незанятых пространств» используется, когда образовательное учреждение не вступает в открытую ценовую и рекламную борьбу с конкурентами, а осуществляет деятельность на новых географических территориях, внедряет новые технологии и делает акцент на своих главных достоинствах. Иными словами, уделяется особое внимание сильным сторонам организации.
Стратегия опережающего удара предполагает реализацию действий, направленных на сохранение выгодной рыночной позиции и пресекающих попытки конкурентов оттеснить образовательное учреждение на второй план. При такой стратегии исключена вероятность ее копирования конкурентами.
- Оборонительные стратегии основаны на укреплении позиций тех организаций, которые не способны выдержать конкуренции с лидером регионального рынка или расходуют значительный объем ресурсов на разработку услуг.
Стратегия обороны и укрепления используется, когда образовательное учреждение удерживает свои позиции на рынке и предполагает осуществление деятельности по сохранению имеющейся рыночной доли. Потребность в этой стратегии появляется, когда позиция организации на рынке удовлетворительная или у нее ощущается дефицит средств, для того, чтобы провести агрессивную политику, а также, если она опасается осуществлять последнюю из-за возможных нежелательных ответных мер со стороны конкурентов или ограничений со стороны государства. Лидеры отрасли используют эту стратегию для того, чтобы затруднить доступ на рынок новым организациям, а претендентам на лидерство не дать возможности укрепить свои позиции. Для среднего или небольшого учебного заведения данная стратегия означает тяжелую борьбу за сохранение количества учащихся на достигнутом уровне [2, с. 879].
- Стратегией фокусирования либо концентрации называется одна из разновидностей общих стратегий, которая получила достаточно широкое распространение на современном рынке образовательных услуг, предназначающихся для использования крупными организациями.
Она заключается в максимальной концентрации или на одном, или на нескольких сегментах рынка одновременно: начальном, школьном, а также профессиональном образовании. При этом необходимость в обслуживании всего рынка полностью исключается.
Основная цель данной стратегии заключается в обеспечении удовлетворения всех потребностей предварительно выбранного целевого сегмента. Главное, сделать это намного качественнее за остальных конкурентов. Подобный принцип опирается на два разных механизма:
- На лидерство по издержкам;
- На дифференциацию.
Некоторые компании в своей деятельности опираются как на первое, так и на второе одновременно. Однако их работа осуществляется исключительно в рамках выбранного целевого сегмента.
Эта стратегия разработана таким образом, что с ее помощью можно достичь достаточно высокой доли рынка в заданном целевом сегменте. Однако она ведет только к малой доле рынка, если рассматривать его в целом.
Стратегия специализации или так называемой дифференциации является одним из видов общих стратегий образовательных учреждений. Ее главное направление — интенсивное создание различных конкурентных преимуществ. Такая схема предполагает стремление каждой организации к уникальности в том или ином направлении, которое может удержать уже имеющихся клиентов, а также привлечь новых. В данном случае организации необходимо сначала подобрать одну либо несколько групп клиентов, а затем начинает вести свою деятельность так, чтобы максимально удовлетворить запросы определенных категорий граждан.
На сегодняшний день различают несколько различных форм современной дифференциации [6, с. 14]:
- Технологическое совершенство вуза;
- Имидж;
- Учебно-методическое обеспечение учреждения;
- Практика обучения удаленно через Интернет;
- Уровень обеспечения трудоустройством выпускников вуза.
Достаточно популярная стратегия сфокусированной дифференциации представляет собой ситуацию, в которой организация направляет все свои усилия и запасы на интенсивное усиление дифференциации услуг в конкретном сегменте. При этом разделение услуг осуществляется по их качеству, стоимости, разновидностям программ. Таким образом, можно наиболее четко выделиться на фоне остальных образовательных учреждений, имеющихся на региональном рынке.
К самым традиционным типам стратегии относятся следующие [6, с. 17].:
- «Высокое качество услуг — высокая стоимость»;
- «Среднее качество продукции — доступные цены»;
- «Низкое качество продукции — сравнительно низкая цена»;
- «У нас услуги стоят дешевле, чем у других», также есть и другие стратегии.
- Стратегия ликвидации — предельный случай стратегии целенаправленного сокращения. Здесь организация в течение короткого периода времени ликвидирует (закрывает) отдельные подразделения (кафедры, факультеты, филиалы), так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения роста эффективности своей деятельности, либо отказывается от некоторых направлений своей деятельности [4, с. 44].
Таким образом, выбор стратегии является сложным и трудоемким процессом. Весьма важно при планировании стратегии развития выбрать именно ту, которая сможет вывести образовательное учреждение на сильный конкурентный рынок.
Литература:
- Зуб А. Т., Локтионов М. В. Стратегический менеджмент. Системный подход. М.: Генезис, 2011. — 848 с.
- Николаева С. В. Стратегия развития образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 877–879.
- Панкрухин Г. Основы маркетинга в сфере образования. С-Пб.: Изд-во С-Пб ГУ, 2012. — 419 с.
- Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. — 2014. — № 6 — с. 43–49.
- «Теоретические и практические аспекты экономики и менеджмента»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (29 августа 2012 г.) — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — 130 с.
- Фишман Л. И. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии/ Л. И. Фишман, В. В. Дудников, Г. Б. Голуб; Мегапроект «Развитие образования в России»: Профи, 2012. — 49 c.