Основные принципы и построение дошкольного образования в России регулируются Министерством образования РФ и утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом [2]. Стратегия развития дошкольного образования построена с учетом непрерывного прогресса, появления инновационных технологий, социального и экономического развития, а также адаптирована под изменения во всех сферах жизнедеятельности государства. Решение проблем организации дошкольного образования, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада позволит выйти из кризиса и войти в нормальное и стабильное состояние функционирования и развития.
Ключевые слова: дошкольное образование, задачи, стратегия, работа с детьми, инновации и прогресс.
В РФ системе дошкольного обучения отведено особое значение — движущей силы системных изменений в экономике и обществе. Инновации требуют от общества активного движения, налаживанию взаимоотношений, а также к быстрому приспособлению к изменениям во всех сферах жизни. В наше время перед ребенком открываются бесконечный поток информации, многочисленные связи.
Утвержденный и действующий ФГОС [2] регулирует отношения в сфере дошкольного образования, а также гарантирует свободное и доступное для всех граждан РФ дошкольное образование, организацию питания, присмотр, уход, режим дня и соблюдение личной гигиены. Изменилось само понятие дошкольного образования — теперь это ступень общего образования, которая до этого считалась лишь подготовкой к общему образованию.
Задачи дошкольного образования надлежит рассматривать как социально-нормативную возрастную характеристику потенциала детей. Это главная цель для родителей и педагогов, указывающая на направление воспитания взрослыми.
Все имеют право на образование, гарантировано бесплатное дошкольное образование [1]. Непозволительно требовать от детей дошкольного возраста высоких результатов в сфере образования, поэтому необходимо определять эффективность образовательной программы.
Перед нами встает главный вопрос: каким должно быть современное дошкольное образование?
Для успешного построения стратегии развития дошкольного образования необходимо разумно распределять управление и ресурсы. Для этого правильным решением поставленной задачи будет выделить основные этапы осуществления стратегии. Также система образования должна располагать требующимися средствами для выявления и развития индивидуального потенциала ребенка.
Эти принципы являются доктриной в подготовке подрастающего поколения, так как основная задача образовательной деятельности — воспитание члена общества, подготовленного к постоянному прогрессу, реализации своего личного потенциала, открытию своего призвания. Для этого необходимо организовать условия в самом дошкольном учреждении, обеспечив эмоционально-благоприятную атмосферу, общение и взаимодействие детей между собой, получение новых знаний и умений, расширение кругозора и повышение любознательности.
Стратегия развития дошкольного образования в России основана на концепциях психологов. Всестороннее развитие ребенка осуществляется посредством непрерывного общения с творчеством, игрой, музыкой, физической культурой, а также во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, материалов для рисования, книг, пособий, конструирования, лепки, физкультурного оборудования, музыкальных инструментов и др.).
Детский сад — это первое социальное учреждение, которое учит детей жить в обществе. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с другими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстро осваивать новые навыки и приобретать новые знания, ведь эффект раннего подражания очень силен. Успешной адаптации в детском или дошкольном учреждении способствуют воспитатели, цель которых — помочь ребенку в любой сложной ситуации [3].
Дошкольное образование в детском саду отвечает потребностям ребенка в развитии и социальных отношениях. Домашнее образование, безусловно, способно обеспечить развитие у ребенка всех навыков самопомощи и приобретение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не способно научить ребенка жить в коллективе. Хотя именно умение находить общий язык с другими людьми является залогом успеха человека во взрослой жизни.
Дошкольное образование в детском саду позволяет сформировать у ребенка собственное представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои навыки и способности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него развивается соответствующее самосознание. В задачи дошкольного воспитания входит не только коммуникативное развитие ребенка, но и его умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Все эти компоненты являются необходимыми предпосылками формирования полноценной личности. Занятия рисованием, вышивкой и созданием аппликаций, дизайном, музыкой и физкультурой — это тот минимум, который может предложить каждый детский сад.
Осуществление работы с детьми раннего возраста в современных условиях выказывает высокие требования к профессионализму и личностным качествам педагогов [5]. В то же время молодые специалисты, получившие образование, сегодня практически не мотивированы работать в детских садах. Причина тому маленькая зарплата. Работа воспитателя детского сада, ответственного за жизнь и здоровье детей, выполняющего многогранную воспитательную работу, требует огромных умственных и физических сил. И только такие учителя смогут правильно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойные учителя заслуживают достойную оплату труда.
Образование в России традиционно считается дорогой отраслью. В разные периоды современной истории предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить образовательную сферу в сферу инвестиций. Однако в действительности экономическая база образования не создала достаточной инфраструктуры для внебюджетного функционирования.
Решение проблем организации дошкольного образования, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует раздельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровне.
Высокое качество дошкольного образования с увеличением охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено за счет установления горизонтальных связей между образовательными учреждениями разного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования, которые оказывают методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям на соответствующей территории.
На региональном и муниципальном уровнях планируется принятие нормативных документов и методических пособий, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и их поддерживающей экспертизы.
Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться и сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ [4].
Администрации муниципального образования на местном уровне должны создать определенные организационно-педагогические условия, позволяющие муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризиса и войти в нормальное и стабильное состояние функционирования и развития [5].
От готовности и целей миллионов российских детей зависит, насколько мы сможем обеспечить инновационный путь развития страны. Именно от того, насколько современным и интеллектуальным мы сможем сделать дошкольное образование, зависит благополучие наших детей, внуков и всех будущих поколений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ), Статья 43.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712).
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 218 с.
- Микляева Н. В. Развитие дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ — М.: Наука, 2011. — 135 с.
- Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.; ГКЛ, 2004. — 99 с.