Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (32) февраль 2020 г.

Дата публикации: 03.01.2020

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Кострюков, В. Д. Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза / В. Д. Кострюков, И. Е. Полынская, Л. П. Лунева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1847/ (дата обращения: 24.11.2024).



Сквернословие — особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию. Что же такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно» [3]

Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции — при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга. [7]

История вопроса

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. [6] Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями.

Практическое исследование

Культура речи деградирует. В лексиконе молодого поколения больше и больше звучит ничего не выражающий, ничего не значащий мат, а также постоянно мутирующий язык сокращенных компьютерных терминов. Это уничтожает достоинство человека. Это ограничивает и унижает человека. Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей. [4] Как всякая вредная привычка, мат проникает в жизнь и деятельность человека и делает его зависимым. Человек уже не может обходиться без словесного мусора, без слов-связок. В целях проведения профилактической работы по созданию культурной речевой среды в школе и в вузе нами была проведена серия диагностических и констатирующих исследований. Так, в одном из них было выявлено мнение респондентов (старшеклассников, студентов СамГУПС) о роли языка в жизни современного человека. В процентном соотношении ответы анкетируемых распределились следующим образом: язык повышает уровень общей культуры человека — 35 %; расширяет кругозор — 16 %; формирует профессиональную компетентность — 25 %; ориентирует в жизненных ситуациях — 7 %; помогает решать проблемы взаимоотношения людей — 17 %. Вирус сквернословия поразил, к сожалению, практически всех и стал своего рода эпидемией. В рамках нашего эксперимента для получения достоверных данных об отношении молодых людей к проблеме сквернословия было проведено анонимное анкетирование старшеклассников и студентов разных курсов очной формы обучения. Общее число опрошенных составило: 40 человек (учащиеся школы),160 человек (студенты).

В ответах на вопрос «Как понимается сам термин «сквернословие»?» наблюдается практически полное единодушие, независимо от пола. Собирательная трактовка этого понятия на основе ответов учащихся школы и студентов может быть представлена следующим образом: «Сквернословие — это: «нецензурные выражения»; «ненормативная лексика»; «мат»; «очень нехорошие слова»; «непристойные и неприличные слова»; «грубые, недопустимые, но вошедшие в привычку выражения»; «слова и выражения оскорбительного характера, направленные на унижение достоинства». Таким образом, респонденты верно понимают суть явления и характеризуют его явно отрицательно.

Очередной вопрос анкеты «Почему, по — вашему, люди сквернословят?» выявил интересный перечень причин бытования этого явления. Мнения респондентов представлены в нижеследующей таблице.

Таблица 1

Ответы учащихся школы

п/п

Причина сквернословия

Количество респондентов

1

недостаток воспитания

5

2

бедный словарный запас

14

3

низкий уровень культуры

1

4

малообразованность

1

5

раздражительность

4

6

возможность самоутверждения, самовыражения

10

7

исторически сложившаяся традиция русского народа

2

8

Для связки слов

3

Приведенные данные наглядно демонстрируют, что лидируют позиции под № 2, т. е. ребята считают, что из-за бедного словарного запаса люди используют ненормативную лексику, и юношеское желание самоутверждения (№ 7)

Таблица 2

Ответы студентов

п/п

Причина сквернословия

Количество респондентов

1

недостаток воспитания

7

2

бедный словарный запас

6

3

низкий уровень культуры

7

4

привычка

21

5

малообразованность

2

6

раздражительность

12

7

потребность облегчить душу в кризисных ситуациях

11

8

Возможность самоутверждения, самовыражения

22

9

исторически сложившаяся традиция русского народа

9

10

желание казаться взрослее

17

11

подражание принятым в определенной социальной группе нормам общения

19

12

слабохарактерность

5

13

отсутствие контроля со стороны взрослых

22

В ответах студентах лидируют позиции под № 4, 8, 13, т. е. юношеское желание самоутверждения (№ 8), и сила привычки (№ 4). Однако тревожным должен казаться и высокий показатель позиции № 13, в которой проявляется безразличное отношение взрослых к этой серьезнейшей проблеме современного общения молодежи.

Наиболее распространенными ответами на вопрос «Каким социальным слоям или возрастной группе людей присуще сквернословие?» были следующие: алкоголики -25 %, наркоманы — 20 %, бомжи — 19 %, нетрезвые люди — 15 %, люди физического труда -12 %, подростки — 5 %, студенты — 4 %. Последние составили лишь 4 % от общего числа названных категорий людей, что указывает на несколько завышенную (возможно, и необъективную) оценку своей категории. Одним из самых затруднительных вопросов анкеты оказался вопрос о личной причастности респондентов к сквернословию. Завершающим вопросом «Существует ли проблема сквернословия и надо ли с ним бороться?» предполагалось выяснить, как оценивается сегодняшняя языковая ситуация в школе и в вузе и насколько могут быть эффективны меры по предупреждению этого явления. Подавляющее большинство учащихся школы и студенты, и особенно те, кто в ответе на предыдущий вопрос признались, что довольно часто или постоянно сквернословят, считает, что бороться с этим злом надо обязательно, однако далеко не все настроены решительно и оптимистично. Данные ответы позволяют сделать вывод о том, что проблема сквернословия все же не оставляет равнодушными многих ребят, им, безусловно, хочется общаться в культурной речевой среде. Школьники еще не осознают до конца, но старшекурсники прекрасно понимают, что профессиональные знания только тогда могут привести к успеху, когда они принадлежат человеку с высоким уровнем речевой компетенции.

Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре, делает его ненадежным во взаимоотношениях с другими. Нравственные нормы поведения нельзя заставить выполнить силой, им следуют по внутреннему убеждению. Поэтому самым главным барьером сквернословию, на наш взгляд, является атмосфера высокой нравственности и духовности, создаваемая в учебных учреждениях ежедневно. Необходимы решительные меры против распространения сквернословия, и чем раньше будет начата эта работа, тем большие плоды она принесет.

Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. [6] Если мы хотим вернуть себе возможность развития, мы должны прекратить использовать в своей речи слова, так называемой ненормативной лексики.

Литература:

  1. Булатов Р. О сквернословии. С.-П., «Адаманта», 2009.
  2. Горяев П. П. «Не убивайте матом хромосому» (Влияние мата). Статья из журнала «Сельская новь», № 4/1998 г. стр. 49
  3. Даль В. Толковый словарь
  4. Лунева Л. П. Проблемные аспекты языковой личности в образовательном пространстве. 2019 год
  5. Стернин И. А. Проблема сквернословия. Воронеж 2011 год.
  6. Интернет-ресурсы: https://infopedia.su/14x3b.html
  7. http://skvernoslovie.narod.ru/staty/lekcia.html
Основные термины (генерируются автоматически): слово, сквернословие, русский народ, проблема сквернословия, культурная речевая среда, общее число, сложившаяся традиция, юношеское желание самоутверждения, возможность самоутверждения, мнение респондентов.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психологические проблемы адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психологические проблемы адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Задать вопрос