Хорошие слова способны лечить, скверные же работают как убийцы.
Л. Бабаджанян
Моя исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся младших школьников. Именно в речи школьников эти жаргонизмы используются очень активно. Я выбрал для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что я понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи бывает довольно сложно. Мы, дети, используем жаргонизмы в целях «самоутверждения». Применяются эти слова бездумно, многие из них для нас агнонимы. Я понимаю, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго, настойчиво и внимательно — прислушиваясь, читая и изучая. Но люди, кажется, забывают, что такое литературный язык. Жаргоны употребляет большая часть населения. А то, что говорит ребенок, зависит от его окружения, от его семьи.
Цель исследование: изучение жаргонной лексики у детей в возрасте 9–11 лет.
Задачи:
− изучить материал по теме «Жаргонизмы»;
− провести анкетирование.
Объект исследования: младшие школьники в возрасте от 9–11 лет.
В своей исследовательской работе я рассмотрю вопросы «Что такое жаргон?», «Откуда произошёл жаргон?», а также проведу исследование «Употребление жаргонов в речи современного школьника».
Работая над этой темой, я обращался к различным источникам таким, как газеты, журналы, словари, энциклопедии и интернет-ресурсы.
Прежде чем начать мое исследование я обратился к толковому словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова жаргон.
Жаргон — это речь, какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка.
Когда я прочитал этот термин, я понял, что слово жаргон синонимично к слову сленг. И обратился к толковому словарю Ефремовой. Сленг — совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка.
После того, как я узнал, что такое жаргон и сленг. Я обратился к этимологическому словарю Макса Фасмера, чтобы узнать происхождение слова жаргон. Слово жаргон произошло от французского jargon «наречие, жаргон», которое производят из галло-романского языка «gargone» — «болтовня».
История молодежного жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон. Это были и словечки — междусобойчики, понимаемые только в определенных группах (жаргон кузнецов, например). Даже в те далекие времена «производителем» жаргона была молодежь. Во все времена молодым важно было иметь «свой язык».
Жаргон можно разделить на две группы: общешкольный жаргон и жаргон «групп».
Общешкольный жаргон — это жаргон, понятный любому человеку в данном классе, а часто и общий для всего учебного заведения.
Жаргон «групп» подчеркивает принадлежность к какой-либо молодежной группе, течению.
В своей работе я хочу остановиться на первой группе (общешкольный жаргон).
Примеры общешкольных жаргонов:
«Домашка», «контроша», «препод», «училка». К этому же типу примеров относятся прозвища преподавателей. Примеры я приводить не буду, так как это индивидуальное творчество.
Я проводил исследование в своей школе. В исследовании принимали участие 3, 4 классы. В анкетировании принимали участие 53 человека. Мне важно было выяснить, для чего мои сверстники употребляют жаргонные слова, какие слова более распространенные в речи школьников.
Первый вопрос «Для чего вы употребляете жаргон?»
Рис. 1. 35 учеников ответили, что это помогает в общении со сверстниками; 14 учеников ответили, что им это помогает не стать «белой вороной»; 4 ученика считают, что это можно и современно
Из чего можно сделать вывод, что все 53 школьника употребляют в речи жаргонную лексику, но по разным причинам.
После анкетирование были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов
- Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
- Наименование людей по родству: предки, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
- Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
- Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
- Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.
Из чего можно сделать вывод, что почти все группы людей употребляют жаргонную лексику.
Жаргоны объединяют людей разных групп, в том числе и школьников.
В ходе исследования мною были выявлены основные причины употребления жаргона у младших школьников.
Для многих жаргоны помогают в общении со сверстниками. Другие же бояться стать «белой вороной». Меньшее количество опрошенных школьников считает, что это модно и современно. Но жаргонизмы употребляют все опрошенные.
Так же были выявлены тематические группы жаргонизмов (наименование людей, бытовой техники, состояния).
Жаргоны — это уже часть русского языка. Они прочно вошли в нашу речь. Употреблять или не употреблять жаргонизмы — это дело каждого. Но давайте не будем забывать, что человека судят по его речи. Давайте не будем загрязнять великий русский язык. Мы должны сохранить великую русскую речь.
Литература:
- «Словарь русского языка» Ожегов С. И. (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 — «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой)
- Интернет-ресурс: http://slovonovo.ru/
- Интернет ресурс Жаргонизмы в молодежной речи: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102310