Жаргонные слова в речи современного младшего школьника | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 12808 раз

Библиографическое описание:

Попов, Г. П. Жаргонные слова в речи современного младшего школьника / Г. П. Попов, Н. П. Котельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/469/ (дата обращения: 16.11.2024).



Хорошие слова способны лечить, скверные же работают как убийцы.

Л. Бабаджанян

Моя исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся младших школьников. Именно в речи школьников эти жаргонизмы используются очень активно. Я выбрал для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что я понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи бывает довольно сложно. Мы, дети, используем жаргонизмы в целях «самоутверждения». Применяются эти слова бездумно, многие из них для нас агнонимы. Я понимаю, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго, настойчиво и внимательно — прислушиваясь, читая и изучая. Но люди, кажется, забывают, что такое литературный язык. Жаргоны употребляет большая часть населения. А то, что говорит ребенок, зависит от его окружения, от его семьи.

Цель исследование: изучение жаргонной лексики у детей в возрасте 9–11 лет.

Задачи:

− изучить материал по теме «Жаргонизмы»;

− провести анкетирование.

Объект исследования: младшие школьники в возрасте от 9–11 лет.

В своей исследовательской работе я рассмотрю вопросы «Что такое жаргон?», «Откуда произошёл жаргон?», а также проведу исследование «Употребление жаргонов в речи современного школьника».

Работая над этой темой, я обращался к различным источникам таким, как газеты, журналы, словари, энциклопедии и интернет-ресурсы.

Прежде чем начать мое исследование я обратился к толковому словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова жаргон.

Жаргон — это речь, какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка.

Когда я прочитал этот термин, я понял, что слово жаргон синонимично к слову сленг. И обратился к толковому словарю Ефремовой. Сленг — совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка.

После того, как я узнал, что такое жаргон и сленг. Я обратился к этимологическому словарю Макса Фасмера, чтобы узнать происхождение слова жаргон. Слово жаргон произошло от французского jargon «наречие, жаргон», которое производят из галло-романского языка «gargone» — «болтовня».

История молодежного жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон. Это были и словечки — междусобойчики, понимаемые только в определенных группах (жаргон кузнецов, например). Даже в те далекие времена «производителем» жаргона была молодежь. Во все времена молодым важно было иметь «свой язык».

Жаргон можно разделить на две группы: общешкольный жаргон и жаргон «групп».

Общешкольный жаргон — это жаргон, понятный любому человеку в данном классе, а часто и общий для всего учебного заведения.

Жаргон «групп» подчеркивает принадлежность к какой-либо молодежной группе, течению.

В своей работе я хочу остановиться на первой группе (общешкольный жаргон).

Примеры общешкольных жаргонов:

«Домашка», «контроша», «препод», «училка». К этому же типу примеров относятся прозвища преподавателей. Примеры я приводить не буду, так как это индивидуальное творчество.

Я проводил исследование в своей школе. В исследовании принимали участие 3, 4 классы. В анкетировании принимали участие 53 человека. Мне важно было выяснить, для чего мои сверстники употребляют жаргонные слова, какие слова более распространенные в речи школьников.

Первый вопрос «Для чего вы употребляете жаргон?»

Рис. 1. 35 учеников ответили, что это помогает в общении со сверстниками; 14 учеников ответили, что им это помогает не стать «белой вороной»; 4 ученика считают, что это можно и современно

Из чего можно сделать вывод, что все 53 школьника употребляют в речи жаргонную лексику, но по разным причинам.

После анкетирование были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов

  1. Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
  2. Наименование людей по родству: предки, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
  3. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
  4. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
  5. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

Из чего можно сделать вывод, что почти все группы людей употребляют жаргонную лексику.

Жаргоны объединяют людей разных групп, в том числе и школьников.

В ходе исследования мною были выявлены основные причины употребления жаргона у младших школьников.

Для многих жаргоны помогают в общении со сверстниками. Другие же бояться стать «белой вороной». Меньшее количество опрошенных школьников считает, что это модно и современно. Но жаргонизмы употребляют все опрошенные.

Так же были выявлены тематические группы жаргонизмов (наименование людей, бытовой техники, состояния).

Жаргоны — это уже часть русского языка. Они прочно вошли в нашу речь. Употреблять или не употреблять жаргонизмы — это дело каждого. Но давайте не будем забывать, что человека судят по его речи. Давайте не будем загрязнять великий русский язык. Мы должны сохранить великую русскую речь.

Литература:

  1. «Словарь русского языка» Ожегов С. И. (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 — «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой)
  2. Интернет-ресурс: http://slovonovo.ru/
  3. Интернет ресурс Жаргонизмы в молодежной речи: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102310
Основные термины (генерируются автоматически): жаргон, жаргонная лексика, наименование людей, общешкольный жаргон, слово, бытовая техника, литературный язык, русский язык, толковый словарь, тематическая группа жаргонизмов.


Задать вопрос