Словарный состав языка эпохи постоянно подвержен изменениям в большей либо в меньшей степени. Изменения отслеживаются и фиксируются, что позволяет адекватно воспринимать современный язык, как живой и развивающийся. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества. При этом неизменно приходится поднимать вопрос о нормативной лексике и так называемой ненормированной лексике — это арго, жаргон, сленг.
Сленг — своеобразное просторечие молодого поколения, смесь арготизмов, жаргонизмов и иноязычных слов.
Ненормированная лексика имеет тенденцию к распаду и затуханию в условиях стабильной общественно-экономической ситуации. А в период нестабильности, хозяйственной разрухи отмечаются ее вспышки. Одна из таких вспышек приходится на наше время, чем и объясняется бурное развитие всех жаргонов, в том числе и школьного, анализу которого и посвящена данная работа.
Целью данного исследования является выявление основных способов формирования школьного сленга в МБОУ СОШ№ 20 г. Владивостока.
В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г. Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг — слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей, сленг — заимствованное из английского — то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон, арго и сленг — синонимы.
Основная причина появления школьного сленга — желание подростков проявить свою самостоятельность, показать принадлежность к какой-либо социальной группе. Но не стоит забывать и о стремлении замаскировать высказывания или передаваемую информацию.
Этимология термина «сленг» представляется спорной. Впервые он был зафиксирован в 1750 году со значением «язык улицы» и означал «оскорбление». В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века, с 1850 года этот термин стал использоваться шире как обозначение «незаконной» просторечной лексики.
Октябрьская революция и гражданская война резко увеличили долю сленга в языке школьников. Разъясняется это двумя обстоятельствами. Во-первых, революция и война привели к общему падению нравов, что не могло не сказаться на языке общества в целом. А во-вторых, в школу пришли новейшие ученики — дети рабочих и фермеров, беспризорники, дети, прошедшие через все трудности того времени. По-видимому, в это время школьный сленг существенно пополнился воровской лексикой.
Затем в 50-е годы внесли свои новшества в лексику молодежи так называемые «стиляги».
Следующие изменения связаны с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70–80-х породила разные неформальные молодежные движения, и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния идеологии.
Сегодня, уже в 21 веке, мы можем наблюдать появление все новых и новых вариаций сленга.
Сленг строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов.
На первое место по продуктивности, как подчеркивает Э. М. Береговская, выходят иноязычные заимствования.
Достаточно распространен лексико-семантический способ образования слов. Это способ образования нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы. В молодёжном жаргоне в этот способ входят метафора и метонимия. Процесс образования жаргонного слова похож на процесс образования тропа в литературе. Тождество позволяет сближать два далёких друг от друга понятия. Они являются основой переносного наименования предметов и явлений действительности. Например:
Базар — разговор, возникло от значения беспорядочный говор, крик;
Бабло — деньги, возможно, возникло из выражения подбивать бабки, подсчитывать;
Ботаник — умный, отличник, метафорическая модель.
Исследователи молодёжного слега отмечают, что в нем много фразеологических выражений, для которых базовыми является уже существующий жаргонизм.
Забить на всё- оставить все дела, облениться.
Ежу понятно — очевидно, просто.
Иди лесом — уходи.
В школьном сленге распространены слова, образованные с помощью усечения основы. Кросы — кроссовки, ноут — ноутбук.
Традиционным для русской речи суффиксальным способом образуется большинство существительных. Аффиксация как средство образования сленгизмов очень продуктивна. Например, слова дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач-; видак, примак — -ак-; физичка, истеричка — -ичк-. Встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса, например, разборка, тусовка с помощью суффикса -к-.
Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов. Реже образуются новые глаголы: угорать, корефанитъся, футболить, плющить, базлать. Глагольные новообразования затем обрастают приставками: прошвырнуться.
Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом — ломовой, чума — чумовой, жлоб — жлобский. Встречаются, имена прилагательные и наречия, образованные путем сложения, например, стопудово, стопудовый.
Слова из других жаргонов проникают в сленг школьников. Из жаргона шофёров заимствованы слова чайник — в значении «неосведомлённый в чём-либо человек», «тачка» — машина; из речи цыган отмечено слово «чувак» — парень.
В 20х годах молодежный сленг обильно стал пополняться лексикой из тюремного жаргона, что актуально и сейчас.
В исследовании на добровольной основе приняли участие 58 учащихся с 7 по 10 классы. В анкете мы предлагали им ответить на вопрос: «Какие слова из школьного сленга вам известны?»
Таким образом, нам удалось выявить общий лексический состав сленга МБОУ СОШ№ 20, а затем проанализировать способы его образования.
Путем анализа результатов анкетирования мы выявили следующие основные способы образования:
- Заимствования из иностранных языков.
- Заимствования из тюремного жаргона.
- Усечение основы.
- Суффиксальный способ.
- Префиксальный способ.
- Подмена понятия.
Количественный анализ полученных результатов графически выглядит так:
Рис. 1. Способы словообразования школьного сленга «МБОУ СОШ№ 20»
Преимущественно лексический состав школьного сленга МБОУ СОШ№ 20 образуется путем усечения основы слова (32 %). Далее следуют наравне (по 24 %) заимствования из тюремного жаргона и суффиксальный способ. Остальные способы применяются в меньшей степени.
Язык — явление подвижное. Распространение ненормированной лексики неизбежно в любом поколении. При опросе учащихся мы заметили некоторые затруднения в ответах. Многие утверждали, что не используют сленг при общении со сверстниками. Однако после конкретных примеров учащиеся вспоминали некоторые слова. Это свидетельствует о том, что школьники не всегда фиксируют свое внимание на том, что они используют в неформальном общении ненормированную лексику.
Основным способом образования сленга учащихся с 7 по 10 классы МБОУ СОШ№ 20 является усечение основы слова, что, на наш взгляд, свидетельствует о стремлении учащихся упростить свою речь.
Литература:
- Васильева, Е. Н. Субкультурный фон школьной и студенческой фразеологии (по данным словарей сленга) / Проблемы истории, филологии, культуры № 3. — Магнитогорск, 2014. С. 168–170.
- Дубягина, Ю.П., Бронникова, А. Г. Толковый словарь уголовных жаргонов. М., 1991. 289 с.
- Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1972. 328 с.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. 736 с.
- Мирзабаева, Ю. М. Школьный сленг. История возникновения и развития. / Материалы международной научно-практической конференции учащихся и студенческой молодежи, посвященной 115-летию со дня рождения М. М. Бахтина. — Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2010. С. 155–156.
- Юганов, И., Юганова, Ф.. Словарь русского сленга: сленговые слова 60-х — 90-х годов. М., 1997. 285 с.