Словообразовательный анализ школьного сленга (на примере МБОУ СОШ № 20 г. Владивостока) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.07.2019

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Руденок, Е. С. Словообразовательный анализ школьного сленга (на примере МБОУ СОШ № 20 г. Владивостока) / Е. С. Руденок, Е. С. Обухова, Я. И. Дучук. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1641/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Словарный состав языка эпохи постоянно подвержен изменениям в большей либо в меньшей степени. Изменения отслеживаются и фиксируются, что позволяет адекватно воспринимать современный язык, как живой и развивающийся. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества. При этом неизменно приходится поднимать вопрос о нормативной лексике и так называемой ненормированной лексике — это арго, жаргон, сленг.

Сленг — своеобразное просторечие молодого поколения, смесь арготизмов, жаргонизмов и иноязычных слов.

Ненормированная лексика имеет тенденцию к распаду и затуханию в условиях стабильной общественно-экономической ситуации. А в период нестабильности, хозяйственной разрухи отмечаются ее вспышки. Одна из таких вспышек приходится на наше время, чем и объясняется бурное развитие всех жаргонов, в том числе и школьного, анализу которого и посвящена данная работа.

Целью данного исследования является выявление основных способов формирования школьного сленга в МБОУ СОШ№ 20 г. Владивостока.

В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г. Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг — слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей, сленг — заимствованное из английского — то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон, арго и сленг — синонимы.

Основная причина появления школьного сленга — желание подростков проявить свою самостоятельность, показать принадлежность к какой-либо социальной группе. Но не стоит забывать и о стремлении замаскировать высказывания или передаваемую информацию.

Этимология термина «сленг» представляется спорной. Впервые он был зафиксирован в 1750 году со значением «язык улицы» и означал «оскорбление». В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века, с 1850 года этот термин стал использоваться шире как обозначение «незаконной» просторечной лексики.

Октябрьская революция и гражданская война резко увеличили долю сленга в языке школьников. Разъясняется это двумя обстоятельствами. Во-первых, революция и война привели к общему падению нравов, что не могло не сказаться на языке общества в целом. А во-вторых, в школу пришли новейшие ученики — дети рабочих и фермеров, беспризорники, дети, прошедшие через все трудности того времени. По-видимому, в это время школьный сленг существенно пополнился воровской лексикой.

Затем в 50-е годы внесли свои новшества в лексику молодежи так называемые «стиляги».

Следующие изменения связаны с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70–80-х породила разные неформальные молодежные движения, и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния идеологии.

Сегодня, уже в 21 веке, мы можем наблюдать появление все новых и новых вариаций сленга.

Сленг строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов.

На первое место по продуктивности, как подчеркивает Э. М. Береговская, выходят иноязычные заимствования.

Достаточно распространен лексико-семантический способ образования слов. Это способ образования нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы. В молодёжном жаргоне в этот способ входят метафора и метонимия. Процесс образования жаргонного слова похож на процесс образования тропа в литературе. Тождество позволяет сближать два далёких друг от друга понятия. Они являются основой переносного наименования предметов и явлений действительности. Например:

Базар — разговор, возникло от значения беспорядочный говор, крик;

Бабло — деньги, возможно, возникло из выражения подбивать бабки, подсчитывать;

Ботаник — умный, отличник, метафорическая модель.

Исследователи молодёжного слега отмечают, что в нем много фразеологических выражений, для которых базовыми является уже существующий жаргонизм.

Забить на всё- оставить все дела, облениться.

Ежу понятно — очевидно, просто.

Иди лесом уходи.

В школьном сленге распространены слова, образованные с помощью усечения основы. Кросы — кроссовки, ноут — ноутбук.

Традиционным для русской речи суффиксальным способом образуется большинство существительных. Аффиксация как средство образования сленгизмов очень продуктивна. Например, слова дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач-; видак, примак — -ак-; физичка, истеричка — -ичк-. Встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса, например, разборка, тусовка с помощью суффикса -к-.

Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов. Реже образуются новые глаголы: угорать, корефанитъся, футболить, плющить, базлать. Глагольные новообразования затем обрастают приставками: прошвырнуться.

Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом — ломовой, чума — чумовой, жлоб — жлобский. Встречаются, имена прилагательные и наречия, образованные путем сложения, например, стопудово, стопудовый.

Слова из других жаргонов проникают в сленг школьников. Из жаргона шофёров заимствованы слова чайник — в значении «неосведомлённый в чём-либо человек», «тачка» — машина; из речи цыган отмечено слово «чувак» — парень.

В 20х годах молодежный сленг обильно стал пополняться лексикой из тюремного жаргона, что актуально и сейчас.

В исследовании на добровольной основе приняли участие 58 учащихся с 7 по 10 классы. В анкете мы предлагали им ответить на вопрос: «Какие слова из школьного сленга вам известны?»

Таким образом, нам удалось выявить общий лексический состав сленга МБОУ СОШ№ 20, а затем проанализировать способы его образования.

Путем анализа результатов анкетирования мы выявили следующие основные способы образования:

  1.               Заимствования из иностранных языков.
  2.               Заимствования из тюремного жаргона.
  3.               Усечение основы.
  4.               Суффиксальный способ.
  5.               Префиксальный способ.
  6.               Подмена понятия.

Количественный анализ полученных результатов графически выглядит так:

Рис. 1. Способы словообразования школьного сленга «МБОУ СОШ№ 20»

 

Преимущественно лексический состав школьного сленга МБОУ СОШ№ 20 образуется путем усечения основы слова (32 %). Далее следуют наравне (по 24 %) заимствования из тюремного жаргона и суффиксальный способ. Остальные способы применяются в меньшей степени.

Язык — явление подвижное. Распространение ненормированной лексики неизбежно в любом поколении. При опросе учащихся мы заметили некоторые затруднения в ответах. Многие утверждали, что не используют сленг при общении со сверстниками. Однако после конкретных примеров учащиеся вспоминали некоторые слова. Это свидетельствует о том, что школьники не всегда фиксируют свое внимание на том, что они используют в неформальном общении ненормированную лексику.

Основным способом образования сленга учащихся с 7 по 10 классы МБОУ СОШ№ 20 является усечение основы слова, что, на наш взгляд, свидетельствует о стремлении учащихся упростить свою речь.

 

Литература:

 

  1.               Васильева, Е. Н. Субкультурный фон школьной и студенческой фразеологии (по данным словарей сленга) / Проблемы истории, филологии, культуры № 3. — Магнитогорск, 2014. С. 168–170.
  2.               Дубягина, Ю.П., Бронникова, А. Г. Толковый словарь уголовных жаргонов. М., 1991. 289 с.
  3.               Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1972. 328 с.
  4.               Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. 736 с.
  5.               Мирзабаева, Ю. М. Школьный сленг. История возникновения и развития. / Материалы международной научно-практической конференции учащихся и студенческой молодежи, посвященной 115-летию со дня рождения М. М. Бахтина. — Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2010. С. 155–156.
  6.               Юганов, И., Юганова, Ф.. Словарь русского сленга: сленговые слова 60-х — 90-х годов. М., 1997. 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьный сленг, слово, ненормированная лексика, суффиксальный способ, тюремный жаргон, сленг, литературный язык, помощь суффикса, усечение основы слова, жаргон.


Похожие статьи

Развитие речи на уроках русского языка средней общеобразовательной школы (на материале сказов П. П. Бажова)

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Государственно-общественное управление образовательной организацией на примере МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда»

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология»

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Похожие статьи

Развитие речи на уроках русского языка средней общеобразовательной школы (на материале сказов П. П. Бажова)

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Государственно-общественное управление образовательной организацией на примере МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда»

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология»

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Задать вопрос