В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно использование объективных методов их диагностики [4, с. 3]. Данная проблема имеет большое значение и для дополнительного образования.
Анализ литературы, практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования детей, позволяет выявить нерешенные проблемы:
− недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, что связано с неразработанностью эталонного показателя результативности работы учреждения данной сферы как мерила его эффективности;
− фрагментарность опыта осуществления мониторинга результативности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей [1].
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Следовательно, для удовлетворения социального заказа, достижения качества образования необходимо управление им с помощью мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании открытой, сложной системы, называется мониторингом. Мониторинг даёт целостное представление о качественных и количественных изменениях в системе, позволяет принимать управленческие решения по выводу управляемой системы в новое качественное состояние. В свою очередь педагогический мониторинг обеспечивает качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений по поводу рациональности реализуемых педагогических средств и адекватности применяемых дидактических средств [2, с. 84].
В основу системы мониторинга в МБУ ДО ЦДТ положена информационная модель мониторинга М. А. Сергеевой, в виде схемы отражающая процесс переработки (анализа) информации. Согласно данной модели управление представляет собой информационный процесс, включающий 3 основные этапа: сбор информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды, её переработка и анализ, выдача командной информации [3, с. 117].
Налаженная система информационного обеспечения в МБУ ДО ЦДТ вовлекает большие массивы информации и реализована на основе информационных (компьютерных) технологий. Эффективное применение информационных технологий обеспечивается гармоничной интеграцией в существующую систему через связь со всеми функциями управления (информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной).
В представляемую модель управления Центром включили автоматизированную информационную систему (АИС), которая необходима для информационного обслуживания процесса дополнительного образования и оптимизации процесса управления.
Современный информационный рынок предлагает небольшой список программных продуктов, позволяющих создать на их основе единое информационное пространство управления. С 2010 года для осуществления мониторинга состояния региональной системы образования функционирует АИС «Образование Кемеровской области», в связи с чем, в АИС нашего учреждения определены ряд основных направлений мониторинга: кадровый состав, контингент учащихся, результаты ВОП, методическая работа, материально-техническое обеспечение, безопасность и здоровьесбережение. Перечисленные направления соответствуют блокам АИС «Образование Кемеровской области». Эффективной деятельности АИС Центра творчества способствует отработанная система взаимодействия сотрудников по сбору, переработке и анализу необходимой информации.
Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию о качестве образования на данный момент, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Исходными пунктами создания системы мониторинга является качество воспитательно-образовательного процесса. В этой связи основным объектом мониторинга в МБУ ДО ЦДТ определены учащиеся, основным направлением — результативность воспитательно-образовательного процесса (ВОП).
Оценка результативности ВОП осуществляется с помощью:
− анализа сохранности контингента учащихся и выполнения программ;
− определения уровня владения учащимися базовыми теоретическими понятиями и технологическими навыками;
− определения динамики личностного развития учащихся;
− оценки их творческих достижений.
В учреждении функционирует электронная база данных «Контингент учащихся» для отслеживания сохранности количественного и качественного состава детей (% отношение количества учащихся на конец учебного года от количества учащихся на начало учебного года). Данные показатели позволяют определить востребованность творческих объединений Центра на рынке образовательных услуг города.
Контроль за выполнением программ осуществляется 2 раза в течение учебного года (по окончании 1 полугодия и в конце учебного года). Количественные показатели (% выполнения программ) анализируются, делается вывод о реализации содержания программ в сравнении с прошлыми учебными годами. Итоги оформляются в виде информационно-аналитической справки.
Для оценки качества обучения используется технология определения результатов обучения учащихся по программам Л. Н. Буйловой и Н. В. Кленовой, для изучения личностного развития учащихся — методика М. И. Шиловой, заключающаяся в бальном оценивании степени проявления качеств личности [3, с. 114–123].
Для отслеживания творческих достижений учащихся ведётся электронная база данных, в которой фиксируются результаты участия в конкурсных мероприятиях различного уровня (муниципального, областного, Всероссийского, Международного). Данные базы ежегодно анализируются по двум параметрам: количество участий в конкурсах, их качество (% отношение количества победителей и призёров к общему количеству участников). Количественные показатели творческих достижений являются основанием для выводов и соответствующих управленческих решений, выбора соответствующих ситуации психолого-педагогических средств развития творческих способностей учащихся разных возрастных групп [5, с. 185].
Одним из условий успешности организации мониторинга является объективная информация о состоянии ВОП, получаемая в ходе регулярного контроля над образовательным процессом.
Преимущество единой системы мониторинга для всех реализуемых программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
Таким образом, представленная модель организации мониторинга результативности образовательной деятельности МБУ ДО ЦДТ Киселевского ГО создает объективную основу для формирования стратегии и тактики развития учреждения, поддерживая необходимый уровень эффективной деятельности.
В свою очередь результаты работы коллектива Центра за последние 2 года позволяют утверждать, что благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности мониторинг является эффективной технологией управления качеством образования.
В рамках организации дальнейшей работы по совершенствованию систему управления МБУ ДО ЦДТ планируетсясовершенствовать алгоритм мониторинга результативности воспитательно-образовательного процесса посредством разработки программы мониторинга образовательной деятельности и разработки оптимальных подходов к организации мониторинга качества дополнительного образования.
Литература:
- Борисова, Е. В. Методические рекомендации «Мониторинг в дополнительном образовании» / Е. В. Борисова. — URL: http://infourok.ru/material.html?mid=159193 (дата обращения: 20.05.2019).
- Гельмукова, И. А. Педагогический мониторинг в контексте педагогики и дидактики / И. А. Гельмукова // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 3 — С. 84–85.
- Горячкова, С. А. Управление качеством образования: организация мониторинга в учреждении / С. А. Горячкова. — Архангельск, АО ИППК РО, 2010. — 298 с.
- Малыхина, Л. Б. Проектирование модели управления качеством образования в учреждении ДОД / Л. Б. Малыхина и другие // Дополнительное образование и воспитание. — 2010. — № 12. — С. 3–8.
- Овчинникова, Ю. В. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей / Ю. В. Овчинникова, А. В. Гычев, Н. К. Грицкевич // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). — 2012. — № 6 (121). — С. 183–189.