В настоящее время приоритетным направлением в общественной политике является качество образования на всех уровнях системы, начиная с дошкольной ступени. Последнему принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как сенситивного периода для всестороннего развития ребенка и воспитания у него основ нравственности.
Детский сад — это дом и целый мир для детей и серьезная и важная работа взрослых, на пути которых встречаются порой разные трудности. Дошкольное образование — это не только начальная ступень системы образования, это целая жизнь дошкольника, полноценная и очень значимая, поэтому важно создавать все необходимые условия для развития ребенка с учетом его возможностей и потребностей.
Последние изменения, которые произошли в системе дошкольного образования, связанные с введением Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, подвергли дошкольное образование к многочисленным переменам. Внедряются новые педагогические технологии, увеличилось программно- методическое обеспечение, происходит формирование качественно иного механизма экспертной оценки и мониторинга качества оказания образовательных услуг. В современном мире актуальна необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения. Процедура проведения внутренней оценки качества дошкольного образования регламентируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также согласно приказу МОиН РФ № 462 от 14.06.2013 года рассматривает процедуру проведения самообследования дошкольной образовательной организации. Как указано в правовом документе, к таким показателям относятся: образовательная деятельность, система управления организации, содержание и качество подготовки обучающихся (воспитанников), организация образовательного процесса, кадровое и учебно-методическое обеспечение, материально-техническая база, анализ показателей деятельности организации [1]. Как следствие, у руководителей появились новые вопросы: как создать спрос на образовательные услуги, оказываемые в учреждении, как удовлетворить разнообразные запросы родителей воспитанников, и, конечно же, как обеспечить эффективность и качество всех сторон деятельности ДОО. При этом качество образования в дошкольных учреждениях является для ребенка освоением им знаний, приобретением умений и навыков, и обогащением социального опыта в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения.
Качество образования, как пишет Ильинский И. М., — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания [4].
Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника можно трактовать по-разному:
− Для детей– это узнавание нового в процессе игры.
− Для родителей– это эффективное обучение детей, хорошо готовившее детей к школе.
− Для педагогов– это положительная оценка их деятельности и, конечно, полное освоение воспитанниками образовательной программы.
− Для руководителя– это высокая оценка деятельности воспитателей, повышение престижа детского сада, сохранение здоровья воспитанников, рациональное использование рабочего времени педагогов и учебного времени детей, успехи в профессиональной деятельности педагогов и творческой деятельности детей.
Зубкова Е. Н. пишет, что «управление качеством образовательного процесса — это систематический, интегрированный и организованный процесс работы, направленный на непрерывное улучшение качества управление качеством образовательного процесса — это систематический, интегрированный и организованный процесс работы, направленный на непрерывное улучшение качества» [2]. Тем самым, по мнению Сафоновой О. А., «общий механизм качествоориентированного управления в дошкольном образовании заключается в реализации определённой иерархической схемы управленческих воздействий: стабилизация — развитие — отслеживание, каждая составляющая единица выполняет своё специфическое предназначение» [5]. Стабилизация направлена на поддержание нормативных показателей на постоянном уровне, развитие ориентированно на достижение повышенных значений данных показателей, отслеживание допускает возможность произвольного изменения показателей в допустимых пределах. Управление, организованное в соответствии с этой схемой, обеспечивая переход дошкольного учреждения от реального к потенциальному качеству образования, приобретает прогрессивную направленность [3].
Основные принципы, реализующие данную управленческую стратегию, описаны Сафоновой О. А.: принципы качествоцентризма, развития, координации, гармонизации, комплексности и системности, опережающего характера управления, экономичности управления [5].
Особая роль в управлении качеством образования в дошкольном учреждении принадлежит мониторингу. В менеджменте этот процесс включает следующие этапы: нормативно-целевой, измерительно-оценочный и прогностический. На нормативно-целевом этапе определяются цели мониторинга качества и соответствующие им основные показатели. Измерительно-оценочный этап заключается в составлении измерителей качества дошкольного образования, осуществлении сбора информации с помощью определённых методов, её количественной и качественной обработке и выработке педагогического диагноза. Прогностический этап направлен на выявление возможных тенденций развития объекта мониторинга, определение необходимых коррекционных мер, способствующих повышению его качествообеспечивающих возможностей. Вследствие этого, можно объективно оценить реальное качество образования и построить прогноз на дальнейшее его развитие в данном учреждении.
Садыкова Л. Р. В своей работе описывает основные условия эффективного управления качеством образования в дошкольном учреждении, которыми являются:
− разработка развёрнутой номенклатуры показателей качества образования (целостный образовательный процесс);
− построение организационной структуры управления на принципах сочетания линейно-функциональных и программно-целевых структурных единиц, централизации и децентрализации, углубления интеграций;
− понимание руководителем необходимости управления качеством образования, владение управленческими технологиями;
− реализация руководителем стиля управления, характеризующегося опорой на гуманистические и демократические позиции, адаптивностью, деловитостью, новаторством, способствующего продуктивной деятельности коллектива по обеспечению качественного образования [6].
Итак, модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации любой модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечивают в большей мере повышение качества образования.
Литература:
- Дошкольное образование России // Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред. Т. И. Оверчук.- М., 2001- 322с.
- Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — с. 38–41.
- Кабушкин Н. И. Организационные формы и структура управления организацией // Методы и принципы менеджмента. 2000. № 2. с. 105–118.
- Котова Т. А. Обеспечение управления качеством образования в педагогическом вузе // Молодой ученый. 2016- № 13.3. с. 41–43.
- Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: Диссерт. кан. наук. — Нижний Новгород.: 2004. — 316 с.
- Садыкова Л. Р. Организационно-педагогические условия управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях: Диссерт. кан. наук. — Казань.: 2001. — 159с.
- Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами/ под ред. Т. И. Шамовой.-М.:Гуманитарный издательский центр Владос,2002.-319с.
- http://www.dissercat.com/content/upravlenie-kachestvom-obrazovaniya-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii