Из опыта работы методической службы ГБПОУ «СПЭТ» над формированием внутреннего мониторинга повышения качества обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 13.02.2015

Статья просмотрена: 538 раз

Библиографическое описание:

Степина, С. Н. Из опыта работы методической службы ГБПОУ «СПЭТ» над формированием внутреннего мониторинга повышения качества обучения / С. Н. Степина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 620-622. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15639/ (дата обращения: 18.11.2024).

На современном этапе развития общества характерна расстановка принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является достижение нового уровня качества образования. Создание условий для повышения качества образования — это одна из основных задач образовательной политики государства.

Согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» ст. 28 п.3 пп. 13, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение функционированием внутренней системы оценки качества образования [1].

Качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования — определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мониторинг — это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

Образовательный мониторинг — целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать отклонения от федеральных государственных образовательных стандартов и уровень удовлетворения образовательных потребностей.

Основным объектом внутреннего контроля является педагогическая деятельность [2, С.6].

Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия необходимых решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе, а также позволяет проанализировать причины несоответствия заявленным результатам и поиск устранения выявленных проблем [3]. Условиями педагогического мониторинга являются: системность, продолжительность по времени; сравнение результатов; объективность результатов; комфортность всех объектов мониторинга.

Методической службой техникума была определена единая методическая тема: Развитие инновационной деятельности техникума, направленной на создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогических работников.

В соответствии с темой поставлена цель: методическое обеспечение инновационной деятельности техникума, оказание практической методической помощи педагогическим работникам, создание условий для их профессионально-творческого роста, определены задачи по работе над методической темой.

Мониторинг качества преподавания и уровня педагогического мастерства преподавателей и мастеров ПО проходит в нескольких направлениях: организация взаимопосещений занятий и внеклассных мероприятий преподавателями, мастерами ПО, методистом и администрацией; аттестация; формирование Портфолио преподавателей; эффективность деятельности преподавателей.

Для регулирования перечисленных направлений существуют нормативные документы, регламентирующие деятельность.

Ежегодно на уровне методической службы и предметно-цикловых комиссий составляются графики взаимопосещений, проведения открытых учебных занятий, мастер-классов и внеклассных мероприятий, декад ПЦК, аттестации. По итогам посещения оформляется анализ взаимопосещения, а преподавателям и мастерам ПО даются рекомендации по улучшению своей работы, а также даются рекомендации для обобщения и распространения своего опыта на уровне техникума, области, на всероссийском уровне.

Каждый преподаватель работает над разработкой и корректировкой учебно-методических комплексов (УМК) в соответствии с положением об УМК учебной дисциплины, МДК или ПМ. УМК имеет свою структуру: титульный лист, оглавление, нормативно-правовое обеспечение дисциплины, методический комплект средств обучения для учебных занятий, методический комплект для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. комплект для контроля результатов обучения, методический комплект по курсовой работе (проекту).

УМК проходит несколько видов контроля со стороны предметно-цикловых комиссий, методиста и зам.директоров по УВР, НМР и ПР, методического совета: текущий (содержание и качество подготовки УМК), периодический (соответствие современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса) и общий контроль (наличие и разработка УМК комиссиями техникума).

В нашем техникуме работает школа повышения педагогического мастерства (ШППМ) с целью оказания помощи молодым и начинающим преподавателям в период их адаптации в техникуме для достижения эффективности и качества образовательного процесса, а также оказание помощи неаттестованным преподавателям в подготовке к аттестации и успешном ее прохождении.

Соответственно, слушателями ШППМ являются молодые и начинающие преподаватели, не имеющие опыта работы в должности преподавателя, а также неаттестованные преподаватели.

Анкетирование («Изучение затруднений преподавателя в педагогической деятельности»), «Самоанализ успешности учебной работы»), проведение индивидуальных бесед, посещение занятий, знакомство с документацией позволяют выявить имеющиеся затруднения, понять какая помощь необходима преподавателю для формирования минимума знаний и умений по вопросам методики преподавания, используемых технологий, возрастной психологии и психологического сопровождения образовательного процесса.

С молодыми специалистами организуются занятия по составлению календарно‑тематических планов, ведению документации, оформлению УМК, заполнению технологической карты учебного занятия.

В рамках школы повышения мастерства молодого преподавателя более опытные преподаватели проводят различные мастер-классы.

Для каждого преподавателя сформирован Портфолио — пакет документов, содержащий сведения о профессиональных достижениях за определенный период времени. Достижения работника рассматриваются на заседаниях ПЦК, методических и педагогических советах.

Портфолио периодически наполняется документами и другими материалами, отражающими достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт в количественных или качественных параметрах, позволяющих сделать экспертное заключение в ходе аттестации. Достижения работника рассматриваются на заседаниях ПЦК, методических и педагогических советах.

Каждый преподаватель работает над своей методической темой. Хотелось бы отметить преподавателя ПЦК информационных и офисных технологий Юрия Владимировича Сохатюк, который систематически работает в рамках своей методической темы, применяет современные пед.технологии. успешно использует виртуальную лабораторию.

В виртуальной лаборатории студенты выполняют практические, лабораторные работы и техническую часть курсового проекта при освоении МДК 01.01 Цифровая схемотехника ПМ.01. Проектирование цифровых устройств.

Умелое сочетание виртуальной и реальной действительности заставляет студентов широко применять справочную и научную литературу, приучает самостоятельно мыслить и принимать решения, стимулирует к самообразованию, позволяет раскрыть их творческие возможности, что в целом повышает качество обучения.

Работа в виртуальной лаборатории позволяет без больших материальных затрат довести до конца любые решения, выбрать оптимальный путь, а уж потом претворять его в жизнь.

Юрий Владимирович организовал экспериментальную площадку по теме «Разработка модели технической подготовки обучающихся в системе СПО».

В рамках площадки в прошлом учебном году были проведены среди студентов специальности «Компьютерные системы и комплексы» первые Соревнования роботов.

Методическая служба является центром накопления и систематизации методических материалов. В методическом кабинете хранятся ФГОС СПО специальностей, преподаваемых в техникуме, примерные и рабочие программы всех специальностей (разработаные в соответствии с ФГОС СПО), фонд оценочных средств дисциплин и модулей, календарно-тематические планы УД, МДК, ПМ, индивидуальные планы повышения квалификации преподавателей, нормативно-правовая документация (по методической службе), Портфолио преподавателей, методические разработки преподавателей, методические рекомендации, материалы семинаров, материалы школы повышения педагогического мастерства., материалы участников конкурса «Преподаватель года» (внутри техникума и областного уровня).

Ежегодно председатели цикловых комиссий передают в методический кабинет план работы ПЦК, протоколы заседаний, отчет о проделанной работе за год и материалы Декад.

Методические семинары проходят по плану техникума. Ежегодно мы стараемся изменять формы проведения.

Тематика семинаров различна: «Организация самостоятельной работы обучающихся на основе интерактивных педагогических технологий», «Персональный сайт как средство оценки ИКТ — компетентности педагога», «Смотр инновационных идей» (семинар-практикум).

Формирование традиций является одним из способов повышения мотивации персонала и создания благоприятного психологического климата.

В течение последних лет стали традиционными следующие мероприятия:

-           Проведение декад ПЦК, которые проходят по плану техникума. Основными принципами являются гласность, открытость, активное вовлечение студентов. Преподаватели планируют проведение открытых учебных занятий в рамках проведения декад и различные мероприятия для студентов.

Проведение Декад позволяет вовлечь студентов в самостоятельную творческую деятельность, повысить их интерес к изучаемым дисциплинам и модулям, выявить студентов, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины, модуля или образовательной области.

Особенно интересны для студентов мероприятия соревновательного типа (спортивные состязания, КВН, Эрудит, соревнования роботов и др.) и выставки работ (технических специальностей).

-          Ежегодно проводится Научно-практическая конференция для преподавателей и студентов, которая проводится по секциям.

-          Методической службой техникума организуется Методическая выставка, позволяющая преподавателям демонстрировать результаты методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. По итогам конкурса в разных номинациях определяются победители.

-          С целью повышения качества обучения студенты техникума участвуют в предметных олимпиадах (на уровне УЗ, областном и всероссийском (заочно), где занимают призовые места.

В 2014 году Москвитина Дарья из гр. ОС-1401 заняла 1 место в областной олимпиаде по обществознанию (рук. Преподаватель обществознания Гаврищук С. В.), Фысина Степан из гр. ОВ-1101 занял 1 место в олимпиаде по информационным технологиям (рук. преподаватель информационных технологий Медвидь Е. В.) и Нургалиев Ильяс из гр. ОС-1201 занял 1 место в конкурсе презентаций по теме «Литература в современном мире», рук. Преподаватель информатики Паровышный Д. В. Все преподаватели, подготовившие студентов к олимпиаде — молодые преподаватели, слушатели ШППМ.

В этом учебном году наши студенты стали участниками Всероссийской дистанционной олимпиады «Линия знаний: Правовое обеспечение профессиональной деятельности» (отв. Шумова И. В., Королева В. В.). В олимпиаде приняли участие 873 участника 63 учебных заведений, из 21 региона Российской Федерации. Все обучающиеся нашего техникума, участвовавшие в олимпиаде. заняли призовые места. По итогам олимпиады места распределились следующим образом: 1 место — Беликова А. (гр. ОД‑1201) и Нургалиев И. (гр.ОС-1201), 2 место — Калиничева В. (гр.ОД-1201), 3 место — Байрамов Р. (гр.ОС-1201) и Спиридонова П. (гр.ОД-1201).

Проводимые традиционные мероприятия способствуют совершенствованию профессионального мастерства преподавателей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий. Кроме того, они укрепляют содружество между преподавателями и студентами, привлекают работодателей, партнеров, коллег к совместной деятельности.

По итогам посещения учебных занятий администрацией техникума мы провели сравнительный анализ за 3 года, в ходе которого мы пришли к следующим выводам:

-          применение современных пед.технологий (или их элементов) на учебных занятиях увеличилось с 28,5 % до 40,7 %;

-          использование активных и интерактивных методов обучения увеличилось с 40,2 % до 48,3 %;

-          использование нетрадиционных форм опроса увеличилось с 19 % до 32,5 %;

-          применение ИКТ технологий увеличилось с 30,7 % до 42,1 %.

В заключении, хочется отметить, что система внутреннего мониторинга способствует повышению качества преподавания и уровня педагогического мастерства преподавателей и мастеров ПО, что в целом обеспечивает повышение качества обучения.

 

Литература:

 

1.                 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2.                 Мониторинг качества профессионального образования в профессиональном училище как средство управления: Из опыта Вячеслава Юрьевича Куликова, директора областного государственного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 2» с. Ленинское. — Биробиджан: ОблИУУ, 2009. — 24 с.

3.                 http://edu.resurs.kz/metod/pedagogicheskiy-monitoring.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, образовательный процесс, виртуальная лаборатория, достижение работника, место, методическая служба, создание условий, студент, методический кабинет, методический комплект.


Похожие статьи

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Результаты анкетирования по инновационным процессам сопровождения кодов безопасности в поликлинике г. Алматы

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Мониторинг удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в системе качества внутрифакультетского менеджмента

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума

Похожие статьи

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Результаты анкетирования по инновационным процессам сопровождения кодов безопасности в поликлинике г. Алматы

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Мониторинг удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в системе качества внутрифакультетского менеджмента

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума

Задать вопрос