Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 03.10.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Малыгина, О. В. Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края / О. В. Малыгина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5558/ (дата обращения: 15.11.2024).



В 2017–2018 учебном году школой был определен социально-экономический профиль, спроектирована модель социально-экономического образования в школе, направленная на формирование общей культуры, выработку адекватных представлений о социуме и мире в целом, сути экономических и географических явлений и процессов. Ведущая роль уделяется привитию школьникам географической, финансовой и социально — экономической грамотностей, формированию способности к построению жизненных стратегий для успешного самоопределения в будущем, семейных и трудовых ценностей, развитию индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

Школьная география — это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства [5, с. 37].

Опираясь на этапы проектного обучения в школьной географии (по В. В. Николиной), совместно с коллегами простроена стратегия географического образования в школе.

Первый этап — мотивационно-ориентирующий — соответствует возрасту учащихся 6–7 классов. Характерным является их высокая познавательная активность, интерес к исследовательской и творческой работе [3, с. 2–3]. Курс «География материков и океанов» усилен краткосрочным курсом внеурочной деятельности «ХиБиГ» (химия, биология, география) в рамках модуля «Проектно-исследовательская деятельность», направленный на организацию и проведение исследований в области естественных наук и формирование исследовательских навыков.

Содержательные линии и планирование КСК «ХиБиГ»

Рис. 1. Содержательные линии и планирование КСК «ХиБиГ»

Второй задачей на этом этапе обучения является развитие картографических навыков и умений работать с картой. В наши дни умение воспринимать и понимать карты требуется каждому человеку, а картографическая грамотность так же насущно необходима, как и грамотность компьютерная.

Учащиеся, рассматривающие карту, за ее условными обозначениями должны видеть не схему, а живое географическое пространство. Восприятие его образа — важнейшая форма картографической грамотности, чему на уроках уделяется мало времени, поэтому элективный курс «Карта есть альфа и омега географии» (Н. Н. Баранский) (34 часа) состоит из 4 блоков «Картография как наука», «Географическая карта — источник знаний», «Тематические карты мира», «Топонимика».

Второй этап — практико-реализующий — соответствует возрасту учащихся 8–9 классов. Для этого возраста характерна учебная самостоятельная деятельность, подростки начинают самоопределяться, возрастает критическое отношение к изучаемому материалу [3, с. 2–3]. В основу организации учебного процесса заложена технология разноуровневое обучение географии и математики, т. к. математика — профильный предмет в рамках модели социально-экономического образования в школе. Дифференцированный подход усилен интегрированными занятиями [1, с. 4–5].

Перед учащимися 8–9 классов стоит выбор дальнейшей жизненной стратегии, поэтому предмет выбирают ребята с разными образовательными способностями и жизненными планами в будущем. Для одних география — предмет по выбору для дальнейшего изучения и сдачи ЕГЭ, другим предмет необходим только для итоговой аттестации в основной школе. Для организации разноуровнего обучения по двум предметам два восьмых класса, в следующем году, эти же два девятых класса были поделены на 2 группы — базовый уровень решения задач и продвинутый уровень. В течение трех лет, совместно с учителем математики Батуевой Л. Н. был реализован педагогический проект «Дифференциация и интеграция географии и математики — ключ к успешной итоговой аттестации». Опыт реализации представлен в методическом пособии «Дифференциация и интеграция географии и математики — ключ к успешной итоговой аттестации», рецензент А. В. Шатных, руководитель Центра непрерывного развития профессионального мастерства ГАОУ ДПО ИРОСТ, Курганская область, к.п.н., доцент, автор методических пособий по географии.

В свое время Н. Н. Баранский, основатель социально-экономической географии в стране, сказал: «Чтобы любить свою Родину, нужно её хорошо знать». С этой целью за счет школьного компонента учебного плана география в 8 классе усилена третьим часов во втором полугодии (17 часов) для детального изучения демографической ситуации в стране и географии Пермского края.

Интегрированный элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 8–9 классов «Как стать успешным на рынке труда» расширяет географическое содержание, направлен на изучение понятий «труд», «трудовые отношения», способствует формированию у школьников общих, в то же время, цельных представлений о процессах, связанных с рынком труда, экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью, которые необходимы человеку для успешной жизненной стратегии [2, с. 1].

Успешность разноуровневого обучения географии и предпрофильной подготовки подтверждают ежегодные победители и призеры муниципального этапа предметной олимпиады и высокие результаты ОГЭ. В 2016–2017 году — это третий результат в Чайковском муниципальном районе, в 2017–2018 — это второй результат в муниципальном районе. Из таблицы видна положительная динамика результатов итоговой аттестации, которые выше городских по 100 бальной системе на 5 и 8 %. Также отмечен рост количества обучающихся, набравших 75 и более баллов: от 14 % в 2016–2017 учебном году до 21 % в 2017–2018 учебном году [1, с. 6–7].

Результаты итоговой аттестации за 2016–2018 учебные года

Рис. 2. Результаты итоговой аттестации за 2016–2018 учебные года

Третий этап — системообразующий — соответствует возрасту учащихся 10–11 классов. Основной целью курса географии в 10–11 классах является формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, также понимания учащимися места и роли географической науки в различных сферах жизни общества. В этом возрасте у учащихся появляется более выраженное самосознание и рефлексия, проявляется устойчивый интерес к изучению проблем современности, происходит поиск ценностно-смысловых оснований.

В рамках модели социально-экономического профиля география изучается на расширенном уровне, усиливается элективными курсами. Преобладает технология лекционно-семинарского обучения, где материал сконцентрирован в крупные блоки и преподается как единое целое, что способствует усвоению более обобщенных теоретических понятий. Семинарские занятия призваны обобщить учебный материал и сосредоточить внимание на обсуждение социально-экономических и географических проблем современности. Например, на изучение темы «Население мира» отводится 12 часов и включает три двухчасовые лекции, два практикума по работе с контурной картой и два на решение практико-ориентированных задач, семинарское занятие «Проблемы городов мира» и зачет «Население мира».

Планирование раздела «Население мира», 10 класс

Рис. 3. Планирование раздела «Население мира», 10 класс

Особое место в старших классах принадлежит элективным курсам, которые являются обязательные курсы по выбору учащихся и выполняют три основные функции: углубление профильного курса, развитие одного из базовых курсов для поддержания смежных учебных предметов на профильном уровне, удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Элективный курс «Россия в мировом хозяйстве» (34 ч) для 10 класса систематизирует и углубляет материал по национальному хозяйству страны, определяет место России в мировом хозяйстве, в интеграционных процессах, способствует оценке социально-экономического потенциала и перспектив развития страны, ее конкурентоспособность.

Интегрированный элективный курс «Политическая карта мира» (17 ч) рассчитан на старшеклассников, изучающих обществознание и географию на углубленном и расширенном уровнях. Только хорошо зная политическую карту мира, можно рассуждать о взаимоотношениях между государствами, вероятных районах территориальных конфликтов, которые предопределены расселением народов и историей проведения государственных границ. Курс содержит лекционный материал по темам: «Политическая карта мира и этапы ее формирования», «Типология стран современного мира», «Формы правления и территориального устройства», «Структура суверенного государства» «Международные организации и союзы». В рамках курса учащиеся активно включаются в практическую и исследовательскую деятельность по нанесению на контурную карту колоний, спорных и непризнанных территорий, по оценке геополитического положения страны и т. д. На семинарском занятии «Государственная символика страны» учащиеся презентуют государство и его главные символы: герб, флаг, гимн, валюта, девиз, животное и т. д.

Ежегодно в декабре совместно с учителями истории и обществознания проводим интегрированный практикум — погружение по оценке международного события уходящего года, которое заинтересовало ученика. В этот день у старшеклассников в расписании только три парных предмета: история, обществознание и элективный курс. Продуктом деятельности является презентация, где отражены следующие позиции: событие уходящего года; страны-участники, влияние события на мировые отношения или мировое хозяйство; оценка события ведущими политиками и собственная оценка, прогнозы дальнейшего развития событий.

После выступления учащиеся задают вопросы, высказывают свою точку зрения, участвуют в дискуссии, а педагоги оценивают учебную деятельность по критериям метапредметной олимпиады (публичное выступление — учитель географии, аргументация в дискуссии — учитель обществознания, умение работать с текстом — учитель истории).

Элективный курс «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» (автор В. Н. Холина) преподается в 11 классе и рассчитан на 68 часов. Данным курсом завершается школьное географическое образование, рассматривая конкретные вопросы территориальной организации производства, причём на современном этапе общественного развития не только в России, но и в других странах мира, имеющих определённую специфику, связанную с условиями рыночной экономики. В основу курса положен системно — деятельностный подход по формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир, где география рассматривает мировой процесс глобализации и отвечает на вопрос «почему?» [4, с. 6–9]. Это помогает школьникам глубоко и качественно подготовиться к итоговой аттестации, как по географии, так и обществознанию.

Результатом профильного обучения являются высокие баллы на ЕГЭ по географии: средний балл — 83, максимальный — 100 баллов — единственный результат в Чайковском городском округе. Первое место по географии и третье место по обществознанию среди ОО. Наличие ежегодных призеров муниципального этапа предметной олимпиады по географии и заочного тура «Юные таланты Прикамья». Пять выпускников этого года продолжают обучение в профильных географических ВУЗах Казани и Ижевска.

В перспективе школы — расширение элективных курсов по географии и расширение содержания во внеурочной деятельности на уровне СОО. Интерес вызывают элективные курсы «Коммерческая география» Е. Л. Плисецкого и «Общественная география мира» В. А. Горбанева, которые мы планирует включить в образовательный процесс.

Литература:

  1. Малыгина О. В. Дифференциация и интеграция географии и математики — ключ к успешной итоговой аттестации (методическое пособие). / О. В. Малыгина. — Текст: электронный // Продленка: [сайт]. — URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/369262-differenciacija-i-integracija-geografii-i-mat (дата обращения: 29.09.2020).
  2. Малыгина О. В. Элективный курс предпрофильной подготовки «Как стать успешным на рынке труда» / О. В. Малыгина. — Текст: электронный // Первое сентября: [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/статьи/622411/ (дата обращения: 29.09.2020).
  3. Финаров Д. П. Основные особенности обучения географии на профильном уровне (10–11 классы) / Д. П. Финаров. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-osobennosti-obucheniya-geografii-na-profilnom-urovne-10–11-klassy (дата обращения: 29.09.2020).
  1. Холина, В. Н. Методическое пособие к учебникам В. Н. Холиной «География. Углубленный уровень». 10–11 классы / В. Н. Холина. — Москва: Дрофа, 2013. — 97 c. — Текст: непосредственный.
  2. Холина В. II. Программа курса «География. Профильный уровень» // География в школе. 2010. № 5. С. 37.

Похожие статьи

Инновационная деятельность как фактор развития личности школьника в МАОУ лицей № 58

Условия формирования здорового образа жизни школьников в условиях введения ФГОС в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения с семьей ребенка-инвалида (из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 25 города Пятигорска Ставропольского края)

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Похожие статьи

Инновационная деятельность как фактор развития личности школьника в МАОУ лицей № 58

Условия формирования здорового образа жизни школьников в условиях введения ФГОС в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения с семьей ребенка-инвалида (из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 25 города Пятигорска Ставропольского края)

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Задать вопрос