Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к новым реалиям современности, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшения климата межличностных взаимоотношений между нормотипичными обучающимися и обучающимися с особыми образовательными потребностями — одна из главных задач, решаемых в МБУ «Школа № 62» г.о. Тольятти. В образовательной организации функционирует 43 класса, из них 9 специальных (коррекционных), в которых на данный момент обучаются 122 ученика, имеющих рекомендации для обучения по программам 7 вида (задержка психического развития, далее ЗПР) и 18 человек обучается на дому по индивидуальным образовательным программам.
Анализ состояния здоровья обучающихся 1–9 специальных (коррекционных) классов свидетельствует о наличии у большинства из них хронических заболеваний. Общей проблемой для этих обучающихся является краткосрочный характер памяти, логопедическое проблемы, низкий уровень учебной мотивации, недостаточная сформированность социальных навыков. На основе рекомендаций специалистов педагогами МБУ «Школа № 62» составляются индивидуальные карты развития обучающихся с ОВЗ. На заседании ПМПК составляются фронтальные программы коррекционной работы для каждого специального (коррекционного) класса МБУ, которые включают в себя взаимосвязанные направления:
− диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБУ;
− коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в усвоении содержания образовательной программы и коррекцию недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условия МБУ «Школа № 62»;
− консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ и их родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ОВЗ;
− информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями учебно-воспитательного процесса (далее УВП) для данной категории детей, со всеми участниками УВП — обучающими (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками МБУ.
Одним из основных механизмов организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных классах является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МБУ «Школа № 62», обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
− комплексность в определении и решении и проблем обучающегося с ОВЗ, получение им помощи квалифицированного специалиста разного профиля;
− многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося с ОВЗ;
− составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностных сфер обучающегося.
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы на ступени основного общего образования с обучающимися с ОВЗ в МБУ «Школа № 62». Сетевая форма организации УВП в классах КРО предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (школа, государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные организации), при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных. Кратко сотрудничество МБУ «Школа № 62» со сторонними организациями можно представить в виде схемы (рис.1).
Рис. 1 Социальные партнеры МБУ «Школа № 62» г.о. Тольятти
Консолидация усилий специалистов ГБОУ ЦПМСС «Личность» (педагога-психолога и логопеда-дефектолога), а также медицинского работника и педагогов, работающих в специальных (коррекционных) классах) позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и эффективного решения их проблем, возникающих во время УВП. Формы организованного взаимодействия всех специалистов — это консилиумы и службы сопровождения образовательной организации, которые предоставляют многопрофильную помощь обучающимся с ОВЗ и их родителям, а также МБУ «Школа № 62» в решении вопросов, связанных с повышением качества организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных классах.
Социальное партнерство — важный механизм организации УВП в специальных (коррекционных) классах, который, в свою очередь, предполагает профессиональное взаимодействие МБУ «Школа № 62» с внешними ресурсами, такими как ГБОУ «ППЦ», ГБОУ ЦМПСС «Личность».
Важнейшим требованием в процессе организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) классах является психолого-педагогическое обеспечение, которое включает:
− обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок обучающихся с ОВЗ, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями городской ПМПК;
− обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательных программ, учет индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий для оптимизации ОП, повышения его эффективности и доступности);
− обеспечение специализированных условий (определение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на специальные образовательные потребности обучающихся в классах КРО, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики особенностей развития обучающегося, комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
− обеспечение здоровьесберегающих условий;
− обеспечение участия всех обучающихся с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
− развитие системы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями психического и (или) физического развития.
Основные акценты работы классного руководителя при взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ должны быть направлены на следующие моменты:
1) координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации,
2) разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, преодолеваются такие важные проблемы, как:
− помощь обучающемуся с ОВЗ в адаптации к среде образовательной организации;
− помощь всему классу в создании атмосферы толерантности, в идеальном случае — благожелательности, принятия сверстников независимо от каких-либо особенностей, как физических, личностных или интеллектуальных;
− помощь родителям в осознании своей собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;
− помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо постоянное их просвещение об особенностях их детей, содержании образования, правах и обязанностях участников образовательного процесса. Эта деятельность станет логичной составляющей частью школьной программы формирования ЗОЖ.
Литература:
- Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. [Текст] / С. В. Алехина. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 114 с.
- Алехина, С. В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации [Текст] / С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.
- Войтас, С. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / С. А. Войтас. — М.: МГППУ, 2011.– 278 с.
- Степанов, П. В. Система критериев и показателей оценки качества воспитания в общеобразовательных учреждения. [Текст]: научно-методическое пособие / П. В. Степанов. — М., 2011. — 186 с.
- Лукьянова, М. И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы [Текст]: критерии и диагностика / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 208 с.
- Четверикова, Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / Т. Ю. Четверикова. // В мире научных открытий. — 2014. — № 5.1 (53). — С. 475–485.