Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности
Авторы: Реутова Людмила Асадуллаевна, Зайцева Татьяна Николаевна, Суворова Альбина Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 04.02.2022
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Реутова, Л. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности / Л. А. Реутова, Т. Н. Зайцева, А. В. Суворова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7069/ (дата обращения: 22.11.2024).
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательно развитие.
Формы непосредственно образовательной деятельности : ознакомительная беседа, просмотр компьютерной презентации, народная подвижная игра, лепка, чтение чувашского фольклора, чтение стихотворений.
Интеграция образовательных областей : социально- коммуникативное развитие, физическое развитие
Цель : Формировать представление дошкольников о Чувашии и о коренных народах проживающих на территории Чувашской Республики, изготовление оберега по мотивам народного чувашского искусства.
Задачи:
Развивающие:
— развивать речь и познавательные процессы;
— обогатить словарный запас дошкольников следующими выражениями и словами: Чувашская Республика, Чебоксары, чувашский народ, национальный чувашский костюм, орнамент, оберег, река Волга.
Образовательные:
— познакомить воспитанников с традициями и бытом Чувашского народа.
Воспитательные:
— Вызвать у детей познавательный интерес, воспитывать на собственном примере уважительное отношение к культуре наших коренных предков(чуваш), проявив познавательный интерес, вызвать желание создать оберег по мотивам чувашского народного искусства.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация «Прекрасная Чувашия моя!», заготовки оберега на картоне, пластилин трех цветов (зеленый, желтый, красный), стека, аудиозапись «Чувашские мотивы», воздушный шар, кукла в чувашском национальном костюме, конверт с письмом, угощение для детей.
Предварительная работа:
Чтение чувашской народной сказки «Лиса- плясунья», «Дед, баба и Луна», Легенда «Три солнца», рассматривание иллюстраций к произведениям, рассматривание национальных чувашский костюмов мужчины и женщины, рассматривание салфеток, вышитых национальными узорами, заучивание стихотворения о Волге, поговорок, чувашских слов, частушек, знакомство с национальными музыкальными инструментами, разучивание национальной чувашской подвижной игры «Ручейки».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
В группу залетает воздушный шар. А к ниточке привязан конверт с письмом-приглашением. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее
Воспитатель: Ребята посмотрите, это что за волшебство?! К нам в группу прилетел воздушный шар! Интересно! Посмотрите, а нему привязан конверт. Давайте все вместе откроем его и посмотрим, что внутри!
Дети присаживаются за круглый стол, вместе с воспитателем вскрывают конверт и находят в нем куклу в национальном чувашском костюме и письмо.
Воспитатель: Какая необычная кукла! Интересно откуда она и в какой национальный костюм она одета? А здесь еще и письмо, давайте я вам его прочитаю.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие дошколята! Я коренная чувашка, проживаю в Чувашской Республике, городе на Волге — Чебоксары. Чебоксары — это столица! Хочу пригласить вас в необычное путешествие по нашему прекрасному Чувашскому Краю, и познакомить вас культурой, традициями и бытом наших предков (чуваш)».
Воспитатель: Мальчики и девочки, а вам бы хотелось отправиться в путешествие?
Дети: (ответы детей) Да, с удовольствием!
Воспитатель: К запуску ракеты все готовы? Пристегнуть ремни безопасности!
Дети: Ремни пристегнуты!
Воспитатель: Капитаны, завести мотор!
Дети : Есть, завести мотор!
Воспитатель : Для удачного взлета и мягкой посадки, перевести настроение на «Отличное!»
Дети : Есть, перевести настроение на отличное!
Воспитатель: Мы приземлились! Наш полет прошел отлично! Давайте посмотрим где же мы очутились! (дети присаживаются на стулья перед проектором для просмотра презентации).
Просмотр презентации «Прекрасная Чувашия моя!».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в чувашскую народную игру «Ручейки».
Физкульт минутка. Подвижная игра «Ручейки» с сопровождение чувашской народной музыки.
Работа в мастерской.
Воспитатель: Поиграли? Утомились? Давайте присядем на свои места. Какой все-таки удивительный наш чувашский народ. Давайте вспомним, как необычны чувашские народные костюмы. Кто может назвать цвета, которые преобладают в национальной чувашской одежде.( Ответы детей: красный, белый, зеленый, желтый). Посмотрите, все национальные костюмы украшены вышивкой из чувашскими орнаментами, и все это сделано вручную. Такие вышивки орнаментами являются оберегами для чуваш. Раньше, наши предки, верили в силу оберега от злых сил. Сегодня я бы хотела познакомить Вас с чувашским оберегом, который оберегал семью и избу от злых сил и дурного глаза. Каждый из вас сегодня может сделать такой оберег для своего дома, чтобы у вашей семьи все было хорошо.
Воспитатель: посмотрите, я подготовила ваши рабочие места, но обратите внимание, на столах нет ни карандашей, ни красок, но есть пластилин. Я предлагаю вам необычно украсить ваш оберег, при помощи пластилина. Пластилин нужно наносить очень тонким слоем, только по контуру орнамента.
Внимательно просмотрите как это сделаю я, и тогда у вас все получится правильно. Отщипываем кусочек пластилина и аккуратно растираем его по контуру. Цвет необходимо подбирать так как на трафарете оберега. (обратить внимание детей на готовую работу)
Воспитатель: Прежде чем вы начнете выполнять работу, давайте согреем наши ладошки, и поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Утром встали пальчики (все пальчики вытягиваются)
Стали приседать — раз, два, три, четыре, пять (по очереди сгибать каждый пальчик)
Потянулись мальчики, будем танцевать (совершаются вращательные движения)
Не ленитесь пальчики, встаньте же опять (повторяем каждое движение еще раз).
Не забываем об осанке, садимся правильно, ноги поставьте вместе, спину выпрямите. Можете приступать к выполнению оберега, ваша задача украсить оберег и сделать его неповторимым.
Самостоятельная работа детей выполняется под сопровождением чувашской народной музыки.
Воспитатель: Мальчик и девочки, какая красота у вас получилась! Свои обереги вы можете забрать домой что бы он оберегал от злых сил ваш дом! А мой оберег мы оставим в нашей группе!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, скажите, а Вам понравилась наше путешествие по нашему родному чувашскому краю? А что вам больше всего понравилось?
А вы знаете, что в нашем прекрасном городе есть кондитерская фабрика «Акконд», на которой делают очень вкусные конфеты, печенье и прочие разнообразные сладости? Так вот, кукла Илемпи приготовила для вас угощенье, чувашские конфеты славятся во всем мире. Угощайтесь на здоровье.
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. — М.: Мозаика. — Синтез, 2017г.
- Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.
- Трофимов А. А. «Орнамент чувашской вышивки». — Л.: Аврора, 1977.
- Программа воспитания ребенка дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. — Ч.: Чувашское кн. изд-во, 1995г.
- Чувашское народное искусство, Чебоксары, 1981г.