В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Одной из основных задач является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Данная статья представляет собой конспект игрового занятия по изо-деятельности в подготовительной к школе группе.
Цели и задачи:
Познавательное развитие:
- познакомить детей с профессией «археолог»;
- формировать поисково-познавательную деятельность;
- развивать логическое мышление.
Социально-коммуникативное развитие:
- побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию, воспитывая при этом нравственные качества детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- продолжать осваивать элементарные навыки речевого этикета;
- обогащать словарь детей: «археолог», «экспедиция», «раскопки», «реставрация»;
- воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении»
- развивать связанную речь.
Художественно-эстетическое развитие:
- закрепление древнерусских графических символов природы;
- упражнять в дорисовывании симметричного предмета;
- учить передавать задуманный орнамент;
- совершенствовать работу с графическим материалом;
- развивать образные движения посредством музыкальной игры.
Предварительная работа: Изучение древнерусских графических символов природы в одежде, быту. Знакомство с русскими орнаментами; рассматривание с воспитателем семейных фотографий.
Художественные материалы и техники: Изображение симметричных половинок ваз, схемы древнерусских графических символов природы, рисунки старинных предметов быта, цветные фломастеры.
Материалы для игры: подносы с песком, лепные вазы (плоскостные) с орнаментом, разделенные на кусочки, кисточки лопатки.
Виды деятельности учащихся: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-ритмическая, изобразительная.
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Ожидаемые образовательные результаты:
проявление интереса к деятельности, предложенной педагогом.
умение действовать самостоятельно, при выполнении поставленной задачи;
проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
готовность к совместной познавательной деятельности;
расширение и активизация словарного запаса;
умение оценивать свою работу.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности:
способность целостного восприятия относительно оси симметрии;
умение владеть формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры), контролировать нажим графического материала;
умение самостоятельно составлять орнамент в полосе, соблюдать правила построения;
стилистическое единство художественного образа;
уверенность в своих силах и возможностях;
способность максимально объективно, реально и адекватно воспринимать и оценивать индивидуальность своего изобразительного образа, созданного в ходе творческого процесса и образа созданного другими детьми.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
Вчера вы рассматривали фотографии из семейных альбомов. Неправда ли, очень интересно посмотреть, какой ты был несколько лет назад; какой маленькой была мама, как она выглядела, какими были бабушка и дедушка? Благодаря фотографиям всегда можно заглянуть в прошлое. Как вы думаете, нужно ли нам помнить прошлое, для чего?
- Актуализация знаний и умений.
А как узнать о том, что было очень давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки? О том далеком времени нет ни одной фотографии, по той простой причине, что раньше не было фотоаппаратов. Посмотрите на эти рисунки, как вы думаете, все ли они отражают наш современный быт (показ рисунков «Как жили люди на Руси»). Действительно, здесь есть предметы, которыми никто уже давно не пользуется, эти предметы хранятся в музеях.
Издревле человек находил в земле различные предметы … (показ фотографий, изображений старинных предметов). Как же они туда попали? Кто такой архитектор и как древние предметы попадают в землю? (Ответы детей)
3. «Открытие» нового.
Чтобы отыскать следы прошлого, люди занялись раскопками. Людей, которые производят раскопки, называют учеными – археологами; а наука о прошлом человечества, изучающая предметы, сохранившиеся от древних культур, называется археологией. Дети, а вы хотите принять участие в раскопках? Давайте тогда очень внимательно познакомимся с археологией. (Презентация: «Кто такой археолог» с комментариями педагога).
4. Игровая ситуация (Перевоплощение в археологов – физ.минутка «Ужасно интересно…»).
Давайте выберем место раскопок, огородим его. Вам нужно взять инструменты и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило: работать нужно очень осторожно, так как предметы очень хрупкие. (Поисково-познавательная деятельность обнаружение кусочков в песке и складывание в целый образ (старинные вазы)).
А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на каждой из ваз. Какие знаки вы видите и какого они цвета? Как вы думаете, на что они похожи и что они могут обозначать? Рассматривание собранных ваз (какие изображены знаки, какими линиями, какого цвета), сравнение со схемами древнерусских графических символов природы.
Я приглашаю вас в нашу «реставрационную мастерскую» и предлагаю создать эскиз на бумаге. Вам предстоит дорисовать вторую половинку и украсить теми знаками, с которыми мы сегодня познакомились. (Игра «Реставрационная мастерская» – дорисовывание второй половинки вазы. Украшение задуманным орнаментом).
5. Подведение итогов занятия.
Уважаемые археологи, предлагаю рассказать нам о своей работе. Самоанализ детей (защита своей работы маленькими «учеными»).
Форма подведения итогов: самооценка детей, беседа.
Литература:
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО», 2016.
- Акулова О.В., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство», 2016.
- Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. 244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника, 2010.