Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.09.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кораблева, Т. Н. Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания) / Т. Н. Кораблева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117664/ (дата обращения: 27.09.2024).



Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предметной области и мыслительных операций, которые использует ученик в процессе изучения гуманитарных предметов. В статье представлены материалы, основанные на опыте использования приемов работы с текстом, нацеленные на повышения мотивации учащихся.

В педагогике существует достаточно много приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность ученика на уроке. Однако на практике часто приходится наблюдать, что один и тот же прием отлично работает в одном классе и не дает предполагаемого результата в другом. Это же можно сказать и об учителях, что конкретно взятый прием применяется одним учителем более успешно, чем у другого. Здесь можно рассматривать множество причин, но самыми важными являются:

— индивидуальные особенности мыслительной деятельности учеников в соответствии с гуманитарными, естественно — научными, физико-техническими и другими склонностями;

— особенности предметного содержания;

— вариативный характер представления содержания ученикам;

— дифференцированный объем учебного материала и требования по его выполнению. [4]

Вот и получается, что самое важное, что должен знать и уметь учитель, это методически грамотно применять педагогические технологии преподаваемого предмета и специфику индивидуальных мыслительных особенностей учащихся, только тогда, используемый учителем методический прием сможет способствовать развитию способностей каждого ученика, повышению его уровня качества образования.

Особенностью работы учителей истории и обществознания является работа с большим объемом текстового материала. В современном мире это является проблемой, так как господствует «клиповое» мышление. Мышление, при котором ребенок воспринимает текст из коротких фраз. Клиповое мышление, в результате которого ученик воспринимает информацию не целостно, а отдельными фрагментами, несвязанными между собой. Это приводит к тому, что учащиеся плохо анализируют информацию и с трудом выделяют главное. Неумение работать с текстом у ученика проявляется в незнании основных приемов запоминания, в неумении выделить существенное и сократить текст, сохраняя основную идею и т. д. Эти проблемы проявляются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по данным предметам, где работа с текстом играет важную роль. А это значит, необходимо учить ребенка смысловому, осознанному прочтению текста, конечно, сначала заинтересовав его этой деятельностью. Поэтому, использование различных активных приемов работы с текстом помогают преодолеть данную проблему. [3]

Прием «Параллельные тексты». Ученику предлагается несколько текстов с различными точками зрения, нацеленные на решение одной проблемы. Этот развивающий прием помогает формировать собственное мнение, грамотно проводить дискуссию, делать выводы, анализировать текст, развивать монологическую речь.

…мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр… Н. М. Карамзин

... гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего парода, он осознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации... С. М. Соловьев.

Прием «Продолжи» хорошо работает на этапе урока, когда идет первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Это комбинированный прием, в основе которого заложены идеи П. Я. Гальперина, и которые с успехом развивают речевые навыки. Использование этого приема, подразумевает составление единого текста на заданную тему учащимися по цепочке, что способствует развитию коммуникативных УУД.

В VIII веке до н. э. армия ассирийцев стала самой сильной в мире....

Воины были вооружены железным оружием. Стали широко использовать конницу. Изобрели таран. Научились переплавляться вплавь через реки, надувая кожаные мешки...

Ахиллесу было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернется....

Мать Ахиллеса, богиня Фетида, пыталась уберечь сына от смерти. Она выкупала мальчика в водах реки подземного «царства мертвых». Вода сделала его неуязвимым. Ахиллеса нельзя было поразить ни копьем, ни мечем. Единственным уязвимым местом осталась пятка, за которую богиня держала сына... [2]

Прием «Отсроченная отгадка» . При изучении темы «Опричнина» в 7 классе, урок начинается с отрывка из произведения А. К. Толстого «Князь Серебряный».

Князь провел целых пять лет в Литве. Его посылал царь Иван Васильевич… Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью… Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник… Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод.

— Спасите! спрячьте! — кричал он, хватаясь за полы мужиков.

— Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль?..

— Слушайте, мошенники, — сказал князь связанным опричникам, — говорите, как вы смели называться царскими слугами? Кто вы таковы? Что, у тебя глаза лопнули, что ли? — отвечал один из них. — Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

— Окаянные! — вскричал Серебряный, — коли жизнь вам дорога, отвечайте правду!

— Да ты, видно, с неба свалился, — сказал с усмешкой черный детина, — что никогда опричников не видал? И подлинно с неба свалился! Черт его знает, откуда выскочил, провалиться бы тебе сквозь землю… [1]

Что же произошло на Родине за время отсутствия князя?

Прием «Удивляй» можно использовать на уроках в 5 классе. Каждый год в июне начинался разлив Нила. Накануне разлива ширина реки уменьшалась наполовину. Но вот в Ниле прибывала вода, она поднималась с каждым днем, заливая всю долину до самых горных обрывов. Взрослые и дети резвились в освежающих водах огромной реки. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега. Почему это происходит?

В Южном Двуречье богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева — кровать, табурет и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь?

Прием «Текст с ошибками (лови ошибку)». Учащимся предлагается текст, в котором допущены ошибки, их исправление способствует вдумчивому прочтению текста.

Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями называется социальным статусом. При этом социальные статусы можно разделить на два типа: предписанный и достигаемый. Предписанные статусы — это те статусы, которые человек получает по рождению, но их легко можно изменить. Например, национальность, образование.

Достигаемые статусы — это жизненные позиции, которые достигаются с помощью родителей: материальное положение, квалификация, раса.

Социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль — это ожидаемое от человека данного социального статуса поведение. Самыми типичными социальными ролями и статусами являются: роли и статусы, определённые возрастом, внешностью, успеваемостью и полом.

Каждый человек имеет широкий набор статусов, а вот ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него не много. [2]

Прием «Древо знаний » можно использовать в двух вариантах.

Учитель заранее составляет вопросы на карточках трех цветов. Красные плоды созрели, висят высоко, и сорвать их тяжело. Это самые трудные вопросы по теме. Желтые — висят ниже, сорвать легче, и вопросы на них более легкие. Зеленые — висят совсем низко, поэтому вопросы простые. Этот вариант дает возможность учащимся проанализировать свою работу при изучении темы и создать ситуацию успеха для слабых учеников.

C:\Users\School-2\Downloads\media\image2.jpeg

Второй вариант приема подразумевает, что учащиеся во время изучения нового материала, фиксируют возникающие у них вопросы и размещают их на дереве. Если в ходе урока ребенок получает ответ на свой вопрос, то он может его снять с древа. Если ответ не получен, то вопрос остается на следующий урок или на самостоятельное изучение в виде сообщения.

Эти современные образовательные приемы способствуют активному осмыслению текстовой информации, умению ее анализировать, применять на практике, повышают интерес учащихся к предмету.

Литература:

  1. Князь Серебряный/ Толстой А. К. — М.: ДА!Медиа, 2014.
  2. Педагогические технологии: учеб, пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2002. — 320 с.
  3. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 272 с.
  4. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб, пособие. — М„ 2002–519 с
Основные термины (генерируются автоматически): текст, прием, социальный статус, VIII, князь, Литва, Нил, предмет, ребенок, роль.


Похожие статьи

Задать вопрос