Смотришь в книгу, видишь… то, что необходимо | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 09.01.2018

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Мадалиева, З. А. Смотришь в книгу, видишь… то, что необходимо / З. А. Мадалиева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13595/ (дата обращения: 16.11.2024).



Умение читать — основное качество личной культуры человека. Никакой другой навык не может сравниться в своем значении с ним.

Умение читать — это способность понять, воспроизвести, истолковать и оценить текст в целом.

Сегодня на протяжении всей учебы в школе педагоги стараются привить этот навык ученикам, на разных ступенях обучения и на занятиях разных предметных областей. На это нацелены и ФГОСы. Смысловое чтение, считаю, можно отнести к «универсальным учебным действиям», то есть «умению учиться». Что в более узком значении можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1.С.66]. Умение осмысленно читать текст требует и итоговая аттестация в форме ОГЭ, ЕГЭ. Соблюдая преемственность в обучении, стараюсь учитывать в работе способы смыслового чтения: аналитический (структурный), синтетический (интерпретационный), критический (оценочный). Вижу разный уровень освоения учащимися этим навыком: осмысленно читать предложенный текст умеют не все. На уроках истории и обществознания также вижу одну из главнейших своих задач — научить учеников осмысленно читать любую предложенную информацию для каждой параллели с 5-го по 9-й класс с учётом возрастных особенностей. Следует отметить, что значительная часть навыков, около 3/4 от общего количества, отношу к 5–7-м параллелям и лишь 1/4 часть к учащимся 8–9-х классов. Такой подход способствует формированию основных ОУН на средней ступени обучения, что позволит учащимся в старшем звене самостоятельно использовать, закреплять и развивать их.

Так, начиная с 5-го класса, на уроках истории и обществознания приучаю детей подробно останавливаться на понятиях, терминах, непонятных для них словах. Методический аппарат сегодняшних учебников: словари (в конце учебника и потекстовые) позволяют успешно строить эту работу на уроках.

При изучении темы стараемся обращать особое внимание на название темы, пунктов параграфа, являющихся своеобразной концептуальной информацией, то есть зерном, основой данного текста. Затем, при пересказе. к данной информации прибавляем подтекстовую и фактуальную информацию. Получается расширенный текст, насыщенный фактами, датами, понятиями.

Технология продуктивного чтения помогает большинству учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов. Для выработки внимания учащихся, что особо необходимо в смысловом чтении, использую чтение по цепочке и пересказ прочитанного материала. Широко применяю составление тонких и толстых вопросов. Для развития навыков смыслового чтения и внимания хорошо помогает составление (письменно) тонких вопросов по теме и ответ (устно) на них. Такие тонкие вопросы, как: Что? Кто? Когда? Мог ли? Как звать? Верно ли? Было ли? И т. д. помогают застенчивым неуверенным ученикам поверить в себя, поднять свою самооценку. Толстые вопросы: Дайте три объяснения почему? Объясните почему? Почему вы думаете? В чем различие? Предположите, что будет если? Что, если…? И т. д. помогают сильным ученикам раскрыть свой потенциал, усилить мотивацию к обучению.

Навык чтения исторической карты; навык работы с контурной картой. Использование карты, для объяснения исторических событий и их сравнения- все это также работает на общую задачу. На более высоком, сложном уровне в 8–9 классах задания усложняются. Это прежде всего: выявление структуры исторического события. То есть определение логической цепочки: причины — развитие — результат. Навык выявления причинно-следственных связей исторических событий, социальных явлений

Характеристика исторического события; выявление исторических закономерностей. Составление краткого информативного сообщения. Составление информативного сообщения с элементами анализа.

Обращусь к примерам. Так, начиная изучать любое государство в 5 классе по истории, в первую очередь обращаемся к карте. Используя легенду и саму карту, ученики отвечают на вопросы учителя: каков рельеф государства, есть ли реки. Есть ли рядом моря, и какие, если есть. Исходя из чтения карты, пятиклассники называют основные занятия людей, климат, плодородие почвы, богатство растительности и т. д..

При изучении темы «Индийские касты» обращаемся к иллюстрации «Бог Брахма» по данному рисунку дети описывают 4 касты –группы людей, образовавшихся благодаря этому Божеству [2. С.101]. На других иллюстрациях «Древнеиндийские книги на полосках из листьев пальм» и «Происхождение цифр» ученики описывают вид древнеиндийских книг, их отличие от современных источников информации. Также поясняют как возникли современные цифры и почему они называются арабскими, а не индийскими. [3. С.102–103.]

Развивать навык смыслового чтения помогает работа с контурной картой. Так, работы по теме «Древняя Греция» ученики выполняют задания: подписывают названия полуостровов и островов, а также частей Греции: Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция (Пелопоннес). Закрашивают остров, на котором находился лабиринт. Подчеркивают название моря, связанного с мифом о Тесее и Минотавре. Подписывают названия главных областей Греции — Аттика, Лаконика — и их городов. [4.С.8.]

Проверку развития навыков смыслового чтения можно провести, используя текст «Письмо из Фив». Пятиклассникам необходимо прочитать отрывок из письма, написанного от имени хетта в 13 в. до н. э. и ответить на вопросы.

«Письмо из Фив»

Египтяне любят животных, но, как я заметил, обращаться с ними не умеют. Они не разводят племенных лошадей, а покупают их прямо у нас. Среди конюхов много наших соплеменников. В домах они разводят кошек, которые ведут себя крайне бесцеремонно: прыгают на стол, на колени, царапают когтями дорогую мебель. И хозяева дома не только не гневаются на них, но смотрят на этих тварей с умилением. Когда кошка подыхает, по ней устраивают траур, как по любимому сыну. В некоторых домах я видел обезьян. Их привозят оттуда, где берет начало Нил.

Видел я и нильских белых гусей, разгуливающих по аллеям сада с такой важностью, словно они господа, а другие домашние животные и люди-их рабы. Египтяне считают гусей нечистыми птицами, но забавляются их прожорливостью. Гуси их намного крупнее наших. Прокорм гуся обходится богатому египтянину дороже, чем платят ремесленнику. Птицу кормят отборным зерном. Для нее ловят мелких рыбешек, она глотает их налету и с грубым криком требует еще.

  1. Как автор письма передает особое отношение египтян к кошке? Подчеркните эти слова.
  2. Почему в древнем Египте существовал культ этого животного?
  3. Какую богиню египтяне изображали в образе кошки? Чему она покровительствовала?
  4. С какой целью, кроме забавы, египтяне держали гусей?

(Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, предположите, как ведут себя гуси, почувствовав приближение чужого человека.). [5.. С.34.]

Подводя итог, могу сказать: что для успешной работы по развитию навыков смыслового чтения основные усилия преподавателя следует направить на организацию самостоятельной деятельности учеников, а не на трансляцию готовых знаний. Информация учащимся должна подаваться таким образом, чтобы они могли осознать каждое своё действие и его необходимость.

Отмечу также, что формирование навыков, осуществляемое на учебном материале (или материале, к нему так или иначе относящемся), помогает сократить затраты учебного времени на получение программных знаний учащимися, а их работу на уроке сделать более разнообразной и интересной.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения/ под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова, М., просвещение, 2014, с. 66;
  2. А. А. Вигасин, Г.И Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. М., Просвещение, 2015., с. 101;
  3. Там же, с. 102–103;
  4. М. Н. Чернова. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 2./ К учебнику А. А. Вигасина, Г.И Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс», М., Изд-во «Экзамен», 2015, с. 8;
  5. М. Н. Чернова. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1./ К учебнику А. А. Вигасина, Г.И Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс», М., Изд-во «Экзамен», 2015, с. 34;
Основные термины (генерируются автоматически): смысловое чтение, навык, историческое событие, контурная карта, работа, развитие навыков, ступень обучения, текст, урок истории, Фивы.