Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления — самый благородный;
Путь подражания — самый легкий;
Путь личного опыта — самый тяжелый путь.
Конфуций
В настоящее время согласно ФГОС ДО, педагогам необходимо отобрать такие методы воспитания и обучения и так построить воспитательно-образовательный процесс, чтобы ребенок стал субъектом деятельности, ее активным участником. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизических и других особенностей, в том числе и детей с ОВЗ.
Интерес для нас представляют дети, имеющие врожденные заболевания опорно-двигательного аппарата, так как наш сад имеет именно эту специфику работы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект. Физический недостаток часто существенно влияет на социальную позицию ребенка к окружающему, структуру нарушений познавательной и речевой деятельности, что выражается в поведении.
Дети с нарушением ОДА не знают многих явлений окружающего и предметного мира, социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Часто сниженный объем представлений и знаний обусловлен двумя причинами — сенсомоторной недостаточностью и малоподвижностью.
Согласно психологическим и педагогическим исследованиям (Д. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, Е. И. Щербакова и др.) оптимальное развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему предлагаются задания, адекватные его способностям, потенциальным возможностям, когда он включается в интересную для него деятельность.
В настоящее время педагогами широко используется метод проекта — это совокупность приемов, действий в определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для участников и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В процессе данной деятельности педагог вместе с детьми и родителями-активными участниками, выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движется к цели. Цель проекта принимается и осваивается всеми участниками. В процессе работы над проектами интегрируются разные виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, речевая, продуктивная и др.
Разрабатывая тематику проектов, возникает потребность в постоянном обогащении предметно-игрового пространства. Для этого совместно с родителями нами создан центр режиссерской игры, который выполняет сразу несколько развивающих функций.
В ходе работы центра часто не хватало игровой атрибутики: проявление у героев и персонажей игр различных эмоциональных состояний, движений, их индивидуальных особенностей. Поэтому решили создавать выразительные игровые образы с помощью различных приемов и способов лепки. Благодаря использованию разнообразных материалов, стек, придаче фигурке движений и другим приемам декорирования дети создавали выразительные, неповторимые игрушки, которые активно и неоднократно применялись детьми в игре.
Идея первого проекта возникла у нас на основе желаний и запросов детей. Когда один из детей группы принес в детский сад игрушку пингвина. Дети решили организовать игру, но тут же обратились к педагогам за помощью в создании игровой среды и сюжета игры. У ребят появилось желание как можно больше узнать о жизни животных Антарктиды. Данная проблема была представлена и рассмотрена на «круглом столе» вместе с детьми и родителями, где дети рассказали о своих пожеланиях, а родители предложили активную помощь: подбор познавательной и художественной литературы, фильмов, игрового оборудования, макета. Вместе с детьми они изготовили поделки, фигурки пингвинов из соленого теста. Педагоги разработали цели, задачи и рекомендации по проекту «Веселые пингвины».
В ходе проекта мы не забывали и о коррекции отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата. Для этого мы подключили к работе инструктора по лечебной физкультуре, музыкального руководителя и провели необычный, интересный физкультурно-экологический досуг с родителями «Веселые пингвины».
Продолжением проекта «Веселые пингвины» стал информационный проект «Птицы». Оба проекта направлены на обогащение игрового сюжета, на умение вести ролевые диалоги, на развитие информационной компетентности. Исходя из результатов работы за предыдущий год, мы пришли к выводу о необходимости использования в проектной деятельности дифференцированного подхода.
Детей делили на подгруппы:
– по уровню развития познавательной деятельности. Дети с хорошей памятью, знаниями придумывали загадки, остальные отгадывали;
– по уровню подвижности нервных процессов. При разыгрывании игровых ситуаций объединяли шустрых и более спокойных детей;
– по половым признакам (пингвины — мальчики и пингвины-девочки);
– по интересам детей, особенно в художественно-творческой деятельности;
– по уровню развития игровых навыков.
После проектной деятельности увеличилось количество игр на природоведческую тематику. В ходе этих игр с сюжетами о животных отметили, что дети стали придумывать собственные истории, но им не хватало знаний и речевого материала. Поэтому возникла необходимость обучения творческому рассказыванию.
Творческое рассказывание — наиболее сложный вид рассказывания для дошкольников, ребята испытывают значительные затруднения в придумывании собственных историй.
Работу строили поэтапно:
I этап — накопление опыта, обогащение впечатлениями.
II этап — собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.
III этап — закрепление материала, появление новой продукции, самостоятельных детских произведений, сюжетов.
После проведенной работы детская речь обогатилась разными словами и выражениями, эпитетами и метафорами. Дети соблюдали законы структурного построения, стали более инициативными, самостоятельными при придумывании историй и сюжетов игр.
При проведении творческого проекта «У ЛУКОМОРЬЯ». каждый ребенок получил возможность поучаствовать и проявить свою активность. Дети неуверенные в себе учились читать стихи громко, не бояться выступать перед аудиторией. А другие совместно с родителями старались преподнести выразительность образа и поэтического слова А. С. Пушкина в драматизации полюбившихся произведений и изготовлении поделок.
В работе над проектом «Знакомьтесь, наши папы» В первую очередь привлекали часто отсутствующих, неактивных пап. Дети и родители составляли рассказы о совместных делах и увлечениях с папами. А для расширения кругозора у детей организовали встречи с папами разных профессий. Что послужило толчком к обогащению сюжетной линии игр.
Не забываем мы в работе с нашими дошкольниками и о физическом развитии, примером послужил проект «Олимпийские надежды» в год проведения олимпиады.
Одним из направлений познавательного развития дошкольников, согласно ФГОС является формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве. Актуальным также остается вопрос о включении регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Знакомство детей с родным краем-процесс длительный и сложный. Поэтому нами разработан проект «Мы живем на Севере». Вся работа распределена помесячно. Использовались целевые прогулки, экскурсии, игровые ситуации, чтение познавательной и художественной литературы, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, творческая продуктивная деятельность. Совместно с родителями оформлены тематические альбомы и буклеты: «Архитектура Севера», «Мы из Северодвинска», «Природа Севера» и т. д., разработаны маршруты выходного дня (например, экскурсия на Солзу — на рыбзавод, к вечному огню).
Тем самым происходило накопление социального опыта дошкольников жизни в родном краю, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Одна из главных целей дошкольного образования — позитивная социализация дошкольника, освоение детьми культурного пространства человеческой жизни.
Поэтому, работу по реализации проекта «Дружим с книгой» строили так, чтобы дети знакомились с художественной литературой, открывая для себя содержание произведения, восхищались им, имели возможность отразить свои чувства, эмоции, отношение в художественной и речевой деятельности. Разрабатывая содержание проекта, мы опирались: на интересы и возможности детей; на результаты наблюдения за деятельностью дошкольников; на анкетирование воспитанников и родителей, на связь с социальными институтами, основную Программу. Работа строилась поэтапно.
Родители пополнили свой багаж теоретических знаний по данному вопросу, значительно расширили домашние и групповую библиотеку группы книгами различных жанров, авторов, художников-иллюстраторов. С интересом отнеслись к созданию в группе мини-музея «Книга моего детства». Проявили творчество при изготовлении поделок по стихам и сказкам. Активно, вместе с детьми участвовали в совместных мероприятиях по художественным произведениям, читали стихи, помогали в изготовлении сценических костюмов. Большинство семей постарались изменить или добавить новые элементы в традиции семейного чтения.
Формы работы:
– оформление детских читательских портфолио;
– посещение тематических занятий в библиотеке;
– выполнение творческих работ;
– тематические выставки;
– театрализованные постановки под девизом: «От книги к театру»;
– изготовление книжек-самоделок.
Родители пополнили свой багаж теоретических знаний по данному вопросу, значительно расширили домашние и групповую библиотеку группы книгами различных жанров, авторов, художников-иллюстраторов. С интересом отнеслись к созданию в группе мини-музея «Книга моего детства». Проявили творчество при изготовлении поделок по стихам и сказкам. Активно, вместе с детьми участвовали в совместных мероприятиях по художественным произведениям, читали стихи, помогали в изготовлении сценических костюмов. Большинство семей постарались изменить или добавить новые элементы в традиции семейного чтения.
В результате: у детей повысился интерес к чтению. Дети называют знакомые книги, авторов, художников-иллюстраторов, знают жанровые отличия, объясняют назначение иллюстраций в книги. Принимают активное и вдумчивое участие в анализе произведений, прогнозируют действия героев, проговаривают варианты завершения произведения. С удовольствием участвуют в интервьюирование по произведениям, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. Дети раскрылись эмоционально, уверены в своих силах, активно участвовали в конкурсах чтецов, смотрах театрализованных спектаклей и постановок.
Кроме выше перечисленной тематики, нами разработаны и другие мини-проекты:
Тематика мини-проектов
Таблица 1
Средняя группа |
«Здравствуйте, я-мальчик, здравствуйте, я-девочка!» «Игрушки» |
Старшая группа |
«Птицы», «Рыбы», «У Лукоморья», «Космос», «Цирк», «День Победы» |
Подготовительная группа |
«Знакомьтесь, наши папы», «Маленький спасатель», «На пороге школы», «Учимся дружить», «Уроки этикета» |
Результат проектной деятельности:
– Развитие сюжетно-ролевой, режиссерской игры — появление умения у детей слушать партнеров, соединять их замыслы со своими, комментировать игровые действия. повышение уровня игровых умений….
– Дети и родители увидели, как можно по-разному добывать информацию, повышение уровня информационной компетентности всех участников проекта
– Повышение активности детей во всех видах деятельности
– Детский и взрослый коллективы стали более сплоченными. Оптимизация детско-родит. Отношений.
– Активизация речевой деятельности детей.
Благодаря использованию проектной деятельности, дети 6–7 лет по результатам диагностики (авт. Ясюкова) 100 % готовы к обучению в школе. все дети успешно адаптировались к школьным условиям, в том числе и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Литература:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. — № 3.
- Боровлева А. В. Проектный метод — как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. — 2006. — № 7.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Ерофеева Н. Ю. Проектирование педагогических систем / Н. Ю. Ерофеева // Журнал «Завуч». — 2000. — № 3.
- Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 302 с.
- Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г. М. Коджаспирова. — М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.
- Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2011. — С.80–84.
- Кузнецова А. А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А. А. Кузнецова, И. В. Матвеева. — Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. — 40 с.
- Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А. А. Майер. — М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. — 128 с.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? / Н. Ю. Пахомова. // Методист. — 2004. № 1. — С.42.
- Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г. Н. Масич. — Красноярск: КИМЦ, 2010. — 78 с.