Изложение — традиционная форма обучения основам развития связной речи. В основе изложения лежит метод близкого к оригиналу пересказа авторского текста, передача его по памяти.
При изучении русского языка изложение применяется не только как форма обучения, но и как форма контроля. В последние годы изложение как форма контроля используется и на государственной итоговой аттестации в 9 классе.
По своим учебным возможностям с изложением не сопоставима ни одна другая форма работы по развитию речи. Изложение формирует умения в разных видах речевой деятельности: аудировании — восприятии текста на слух, зрительном восприятии (самостоятельное чтение), говорении — умении пересказывать текст устно или письменно. Изложение формирует коммуникативные умения (анализ исходного текста, определение его темы, идеи, композиционных и языковых особенностей), умения и навыки связной речи (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать рабочие материалы к высказыванию, умение планировать и создавать самостоятельное высказывание с учетом его задачи, темы, идеи, умение строить монологическое высказывание разных функциональных типов — описание, повествование, рассуждение). Изложение обогащает словарный запас учеников, совершенствует навыки правописания, обогащает учеников эмоционально, интеллектуально, нравственно. А корме того, активная работа над изложением позволяет достигать цели, прописанные в государственном образовательном стандарте по русскому языку для общеобразовательных школ.
В педагогической практике сложилась определенная система работы над изложением, но порой на уроке происходит подмена обучения написанию изложения контролем: учитель подбирает текст, готовит серию вопросов, нацеленных на выполнение поставленной задачи, и затем учащиеся самостоятельно работают над созданием текста изложения. Следует отметить, что существует много других приемов работы над изложением. Причем, эти приемы можно применять не только на уроках развития речи. В данной статье представлены некоторые из приемов и предложены тексты для работы.
1. Письмо по памяти. Прием заключается в том, что ученику предлагается воспроизвести с максимальной точностью небольшой по объему текст. Предварительно на уроке происходит анализ содержания, композиции, языковых особенностей текста, орфографии и пунктуации. Для записи по памяти могут быть предложены следующие тексты.
Текст 1. В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней проруби ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, — неожиданно донёсся запах подснежника!
Смотрю вокруг — оказалось он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная голубая купля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастливого, он сейчас — украшение земли.
(По Г. Троепольскому)
Текст 2.
Бессмертник сух и розов. Облака
На свежем небе вылеплены грубо.
Единственного в этом парке дуба
Листва ещё бесцветна и тонка.
(А. Ахматова)
2. Воспроизведение. Задание: воспроизведите по памяти список слов (слова могут быть никак не связаны между собой по смыслу), не нарушая последовательности, для этого составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из предложенных слов.
Список слов: Грузовик, зеркало, веник, газета, почтовый ящик, спички, огонь, щётка, мыло, расчёска.
Вариант выполнения задания учеником: За окном прогромыхал грузовик. От грохота со стола упало зеркало. Осколки посыпались на ковер. Девочка собрала веником осколки на газету, которую недавно вытащила из почтового ящика. Затем при помощи спичек она разожгла огонь в камине и бросила в него осколки. Затем щеткой тщательно почистила ковер. Когда все было приведено в порядок, девочка вымыла руки мылом и с помощью расчески привела в порядок волосы.
Другой вариант задания: Из предложенного списка слов назовите только одушевленные имена существительные: мальчик, логово, пашня, люди, джунгли, дно, долина, место, равнина, скалы, овраги, деревушка, коровы, буйволы, стадо, мальчишки, псы, лай, околица, куст, сумерки, ворота.
3. Восстановление пропущенного. Ученики знакомятся с небольшим по объему текстом, затем им предлагается вариант данного текста, в котором пропущены слова или выражения, их необходимо восстановить в процессе записи. Задание: Прочитайте текст, обратив особое внимание на слова, передающие действия, восстановите текст, имея перед глазами вариант с пропусками
Я вышел к бурелому, сел отдохнуть и в это время увидел зверька буро-жёлтого цвета, с пушистым хвостом и небольшими стоячими ушками. Я узнал внём колонка.
Зверёк что-то прижимал передними лапками, сердито кусал и шевелил хвостом. Вдруг он издал звук, прыгнул, пробежал по тонкому прутику и скрылся в траве.
Я встал со своего места и увидел большую гадюку.
(Курсивом выделены пропущенные слова).
4. «Работа над ошибками» (Найди и исправь ошибку). Задание: познакомьтесь с исходным вариантом текста, который надо запомнить, затем с пересказом этого текста, найдите все неточности, искажения исходного текста и запишите текст без ошибок (фактических, логических и т. д.).
Исходный текст: Вот какими были первые дома славян: пол на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев — жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами и связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней — толстый слой соломы.
Внутри такого жилища всегда было прохладно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда ещё не было. В углу — сложенная из камня печь. Она обогревала дом, на ней же готовили еду. Топилась печь по-чёрному. Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери и отверстия в кровле.
Почти всё свободное место в доме занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, — это постели.
Такое простейшее жилище тем не менее укрывало от непогоды и дикого зверя, позволяло проводить ночь в безопасности.
Первый вариант пересказа текста: Вот какими были первые дома славян: пол на метр углублён (приподнят над землёй) в землю, стены сложены из тонких (толстых) стволов деревьев — жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными (металлическим) шипами и связаны для прочности гибкой корой (веревкой). Крыша тоже из жердей (досок), а на ней — толстый (небольшой) слой соломы.
Внутри такого жилища всегда было прохладно (тепло, но) и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда ещё не было. Вуглу (в центре избы) — сложенная из камня (кирпичей) печь. Она обогревала дом, на ней же готовили еду. Топилась печь по-чёрному. Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери и только отверстия в кровле.
Почти всё свободное место в доме занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами (одеялами), — это постели.
Такое простейшее жилище тем не менее укрывало от непогоды и дикого зверя (разбойников), позволяло проводить ночь (зиму) в безопасности.
В скобках даны ошибочные варианты.
Второй вариант пересказа текста: Вот какими были первые дома славян: пол на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев — жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами и связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней — толстый слой соломы.
В углу — сложенная из камня печь. Она обогревала дом, на ней же готовили еду. Топилась печь по-чёрному. Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери и отверстия в кровле.
Почти всё свободное место в доме занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, — это постели.
Внутри такого жилища всегда было прохладно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда ещё не было.
Такое простейшее жилище тем не менее укрывало от непогоды и дикого зверя, позволяло проводить ночь в безопасности.
В этом варианте нарушена логика исходного текста.
5. Развиваем внимание. Учитель читает два текста таким образом: сначала первое предложение из первого текста, потом первое предложение из второго текста, второе предложение первого текста, второе предложение второго текста и т. д. Ученики работают по вариантам. Задание: будьте внимательны, прослушайте и запомните свой текст, запишите по памяти только свой текст.
Слова со старинным суффиксом -ищ(е) взначении «там, где…; место, где находится…» встречаются ещё в памятниках XV–XVII веков» репище (место, засеянное репой), кладище (место, где находится клад).
В современном русском языке слова вода и водить не являются однокоренными, так как значение корней в этих словах разное. Но когда-то очень давно они были родственниками.
Название старинного русского города Мытищи тоже обязано своим происхождением этому суффиксу: слово образовано от древнерусского существительного мыть — пошлина. Первоначально обозначало «место, где собирали пошлину при въезде в Московское княжество».
Разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ведёт» куда-то, то есть служит путём, дорогой, какой она была для наших предков, передвижение которых совершалось главным образом по рекам. А моя прабабка, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдешь — не вернёшься! По воду пойти — вот как надо сказать!»
В XVII веке многие слова с этим суффиксом исчезают, а суффикс в этом значении утрачивает былую продуктивность. Теперь в русском языке употребляются немногие слова с этой морфемой: городище (бывшее местонахождение города), кострище (место, где был костёр), пожарище (место, где был пожар).
Для неё слово вода было ещё полно живого звучания пути, уводящего куда-то вдаль. Равенство понятий река — вода постепенно стиралось, уступая другому осмысливанию воды — из колодца или водопровода.
Текст для второго варианта выделен жирным шрифтом.
6. Восстановленный диктант. Задание предполагает создание списка ключевых слов и выражений, который впоследствии поможет восстановить исходный текст максимально близко к оригиналу.
Задание: Выпишите последовательно все фактические сведения (даты, географические названия, имена и др.), используя получившиеся записи, запишите текст по памяти.
Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии. После смерти отца семья осталась совсем без средств.
Матери удалось поместить Александра в Разумовский сиротский приют. С шести лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии назовёт «поруганным» и «казённым».
В 1880 году Александр Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ую Московскую военную гимназию, преобразованную вскоре в кадетский корпус. Порядки там были суровые. Так, в автобиографическом рассказе «На переломе» Куприн описывает, как за незначительный проступок героя приговорили к десяти ударам розгами.
Уже с тринадцатилетнего возраста Александр Куприн пишет стихи, чаще всего сидя в карцере за буйный нрав.
В 1888 году, уступив слёзным просьбам матери, которой казалось, что военная карьера обеспечит сына на всю жизнь, Куприн поступил в Александровское военное училище в Москве. Там за «тяжёлый проступок» — за первый напечатанный рассказ «Последний дебют» — Куприн был приговорён к карцеру на двое суток.
Позднее он описал впечатления детства и юности в своих произведениях. Поэтому, когда его попросили написать автобиографию, он ответил, что почти все его произведения автобиографичны.
(По К. А. Куприной)
7. Свободный диктант. Данный вид диктанта предполагает свободное (своими словами, с заменой синонимами и т. п.) воспроизведение исходного текста, который учитель читает небольшими фрагментами, например, по 2–3 предложения.
Задание: Запишите данный текст максимально близко к оригиналу.
Самый богатый на земле человек — писатель. Поколение за поколением черпает из сокровищниц его наследства живую, острую мысль и вечный зов к самому высокому, ещё не достигнутому. Многие известные учёные, путешественники и исследователи признавались, что стали заниматься своим делом благодаря чтению романов Жюля Верна.
Все сто томов произведений Жюля Верна написаны карандашом, и тем не менее они живут и будут жить вечно. И совсем неважно, такими ли точно, как у Жюля Верна, стали подводные и космические корабли, важно, что он верил — люди будут летать к звёздам и опускаться на морское дно.
Открыватели и изобретатели — герои книг Жюля Верна всегда мужественны и благородны, всегда защищают слабых и порабощённых. «Каждый угнетённый, был, есть и будет мне братом!» Эти слова капитана Немо написаны рукой Жюля Верна. Его герои и сегодня продолжают своё путешествие по материкам и странам, зовя и увлекая за собой всех, у кого смелый ум и сердце, открытое людям.
8. Сочиняем вместе. Первый ученик сочиняет и произносит первую фразу будущего повествования, второй должен повторить первое предложение и продолжить рассказ, третий повторяет первое и второе предложения и сочиняет третье. Можно предложить следующие фразы для начала работы:
1) В жизни каждого человека есть свои звёздные часы.
2) Мы живем среди множества разнообразных вещей.
3) Мама!
Возможно, эти и другие приемы работы над изложениями позволят активизировать творческий потенциал наших учеников, помогут сделать скучную зачастую подготовку к изложению более привлекательной для современного ученика.