Ключевые слова: учебная деятельность, создание условий, положительный эмоциональный настрой, обучающийся, урок, положительное мотивирование.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым...
Жан-Жак Руссо
Воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи в духовном, психическом, физическом аспектах — приоритетная задача системы образования в нашей стране на сегодня. [1]. Необходимо учитывать личностные особенности и способности каждого обучающегося, а также уровень его здоровья. Внимание педагога должно быть направлено на целостное развитие личности и здоровья обучающегося, которые впоследствии определят полноценное развитие жизненных ценностей.
В процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) особое значение имеет здоровьесозидающий потенциал. Для того чтобы урок был продуктивным, необходимо поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся, так как отсутствие интереса к занятиям является сильным фактором утомляемости.
Выделяют целый ряд компонентов, способствующих сохранению психологического и физического здоровья, а также повышающих здоровьесозидающий потенциал урока на разных его этапах: личностную ориентированность, психологическую безопасность, гигиеническую безопасность, профилактическую направленность и др.
Психологическая безопасность заключается:
‒ в соответствии содержания и методов образования возрастным особенностям, уровню развития и состоянию индивидуально-типологических особенностей обучающихся;
‒ в оказании учителем помощи и поддержки обучающимся;
‒ в обеспечении доброжелательных взаимоотношений между учителем и обучающимся;
‒ в безопасном оценивании. [6, с. 78].
Важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность, которая состоит в соблюдении режима динамики работоспособности обучающихся на уроке (оптимальное количество (4–7) видов учебной деятельности), продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут), соблюдении требований к общему объёму учебной нагрузки, обоснованности применения средств обучения.
К профилактической направленности можно отнести создание положительного эмоционального настроя обучающихся на уроке, применение приёмов психологической разгрузки, применение приёмов разгрузки органов зрения и динамические паузы (в зависимости от физического состояния обучающегося). [6, с. 79]
Рассмотрим практическое применение учителем компонентов здоровьесозидающего потенциала на различных этапах дистанционного урока истории (5 класс) для обучающихся с ОВЗ. Наряду с деятельностной и образовательной целями, направленными на формирование универсальных учебных действий, необходимо определить здоровьесозидающую задачу: создать комфортные условия для учебной деятельности, активизации мышления учащихся, положительного эмоционального настроя.
Таблица 1
Способ реализации здоровьесозидающего потенциала |
Универсальные учебные действия |
Этап урока: Мотивация |
|
Положительное мотивирование к учебной деятельности. |
Личностные: на основе своего опыта дают ответ (самоопределение). Привлечение индивидуальных знаний. Предметные: выявляют аналогии современного общества и древнего мира. Метапредметные: выдвигают версии. |
Этап урока: Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Выявление затруднений |
|
Создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся, для оценочной самостоятельности; Положительное мотивирование к учебной деятельности. Выполнение автоматизированного теста. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование; самооценка. Регулятивные: учебно-познавательная мотивация. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Метапредметные: умения правильно применять знания; сверять свои знания с образцом. (Оценка причин своего неуспеха). |
Этап урока: Работа с новым материалом (построение проекта) |
|
Активизация у обучающихся свободной мотивации; обоснованное оценивание ответов обучающихся, определение темы урока постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. ЗОЖ: динамическая пауза. |
Познавательные: овладение логическими действиями; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; структурирование знаний. Регулятивные: волевая саморегуляция. Метапредметные: определение темы урока, постановка цели. Предметные: дают определение понятия. |
Этап урока: Систематизация и обобщение (реализация проекта) |
|
Диалоговое взаимодействие учителя и обучающихся, опора на личный опыт обучающихся. Создание условий для самодеятельности и совместной творческой деятельности обучающихся. |
Познавательные (общеучебные): анализ, синтез, подведение под понятие; построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств. Регулятивные: познавательная инициатива. Предметные: работа с источником, анализ документа; изучение и систематизация информации из источника. Метапредметные: сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки; извлекать информацию при работе с источником; переводить информацию в другую знаковую систему. |
Этап урока: Закрепление |
|
Создание положительного эмоционального настроя. Безопасное оценивание. Выполнение автоматизированного теста.
|
Коммуникативные: осуществление межличностного общения. Личностные: формирование познавательной рефлексии. Предметные: доказывать, опираясь на факты, извлеченные из источника. Метапредметные: анализ информации; логические выводы. |
Этап урока: Домашнее задание. Рефлексия |
|
Создание условий для свободного выбора заданий, для оценочной деятельности. |
Личностные: самооценка, эмпатия. Познавательные: рефлексия способов достижения цели. Предметные: Применение полученной информации; самостоятельный поиск средства достижения цели. Метапредметные: оценивание результата своих действий; определения степени успешности выполненной работы; осознание причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно. |
Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. На уроках необходимо создавать условия для развития личности обучающегося: формирование внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоение способов деятельности и умение принимать ответственные решения. [6, с. 24].
Рассмотрим применение учителем различных форм и методов при реализации личностной (деятельностной) ориентированности урока литературы в 5 классе. [6, с. 78].
Таблица 2
Деятельность учителя |
Примеры |
Активация познавательной учебной мотивации |
|
Занимательный учебный материал |
Эпиграф в начале урока. Загадка, кроссворд или ребус. Стихотворение, сказка, легенда, притча, отрывок из художественного текста. Рассказ о традициях, истории изучаемого материала. |
Активация социальной учебной мотивации |
|
Опора на личный опыт учащегося |
Обращение к личному опыту пребывания в какой-либо обстановке. Самоанализ семейных отношений, традиций. |
Выявление отношения учащихся к учебному материалу |
Выяснение мнения учащихся по отдельным вопросам («Как вы считаете…»). Выяснение отношения к учебному материалу, заданию («Нравится ли вам…»). Выяснение согласия с автором или героем произведения, чьим-то высказыванием («Согласны ли вы…»). Выяснение эмоционального состояния при изучении материала («Какие чувства возникают при…»). |
Создание условий для самодеятельности исовместной деятельности учащихся |
|
Имитационное моделирование |
Введение сказочного героя. Ролевая игра. |
Таким образом, каждый урок, вне зависимости от предмета и этапа, должен быть комфортным для всех участников и не должен создавать факторов, способствующих уменьшению здоровья. Любое занятие, методика, подход к занятию, должно базироваться на принципах «не навреди здоровью» и «приумножь здоровье».
Литература:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 18.09.2018).
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М., Просвещение, 2017.
- Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А. В. Ахаев. — Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
- Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс]: Центр дистанционного образования «Эйдос»//Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0329–10.htm (дата обращения: 19.09.2018).
- Колесникова М. Г. Здоровьесозидающий потенциал урока // Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. Ред. М. Г. Колесниковой. Вып. 2. — СПб.: СПбАППО, 2006. — 101 с. — С. 22–26; 78.