Развитие творческих способностей на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Болтенкова, Т. Н. Развитие творческих способностей на уроках литературы / Т. Н. Болтенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84460/ (дата обращения: 16.12.2024).



Один из выпускников школы показал мне свой дневник, который он вел в чудесные школьные годы.

Он записывал мысли свои об уроках, о школе. Вот некоторые из них.

Понедельник. Первый урок — история. Учительница вызывает Володю С. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нам всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это закрепление материала. Но как слушать человека, который плохо знает, и плохо говорит? А таких немало. И спрашивают их чаще. А я? я средний, мне внимания меньше. Обидно.

Второй урок — литература. Сначала три человека подряд читают наизусть «Смерть поэта». Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу. А тут три раза подряд! Потом до конца урока объясняли основные мотивы лирики Лермонтова, но я уже плохо слушал: увлекся воспоминаниями.

Третий урок — математика. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы «на соображение». Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что-то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь учитель не будет ждать долго! И вот уже вызвал Сашу. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Иванов решал задачку на доске, а мы все — в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.

На географии меня вызвали, я знал урок, и мне ужасно хотелось ответить лучше. Я не люблю рассказывать словами из учебника, мне нравится говорить по-своему, но это труднее, кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, учительница досказывала за меня. В общем-то, она поставила мне «четверку», но все-таки обидно: не удалось рассказать все самому.

По дороге домой я думал, почему я так устал в школе: ведь на уроках ничего почти не делал... Скорее бы стать взрослым, взрослые думают и делают все сами.

Не правда ли, знакомая нам картина?!

Скука, усталость происходит главным образом от пассивности. Чтобы активизировать класс, необходимо быть все время в поиске, творчески подходить к проведению каждого урока. Еще К. Ушинский говорил: «Ученик требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».

Одно из любезных каждому «школьному» человеку понятий — творчество.

Творческое задание, творческая работа, творческий учитель...

Что же такое творческая деятельность? Это, прежде всего, деятельность, способствующая развитию творческой личности, а именно: умственной активности, быстрой обучаемости, развитию смекалки, изобретательности, стремления добывать знания, самостоятельности в выборе и решения каких — либо задач.

Творчество, индивидуальность проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики должны выучить и ответить. В реальной же жизни чувство долга у растущего человека мало регулируется разговорами о том, что ребенок должен. У детей гораздо более туманное представление о сладких плодах учения, чем у нас. Более того, природа отпустила детям нашим меньше работоспособности, чем требует от них школа. К сожалению, ученическая пора детства притупляет энергию учащихся, душит их собственную фантазию.

Важно на уроках не просто передавать знания, а создавать алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, и ученик уже — не пассивный слушатель, а активный участник этого процесса .

На таких уроках важен не только результат творческого поиска, а важен сам процесс. Именно он приобщает ученика к радости, к открытию нового, к самостоятельной деятельности.

В любом возрасте важен постоянный поиск, а не поглощение новых знаний и отчет о заученном. Таким образом, нам, учителям необходимо помнить, что следует ученику передать не только те или другие знания, но и дать средство извлекать полезные знания из книг, окружающих предметов, из жизненных событий, из истории собственной души. Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы ученик постоянно находился в состоянии мысли, поиска, совершенствования.

Ведь знать — не значит только учить, а, прежде всего, искать, обнаруживать, воображать.

По словам психолога Пиаже, понять что-либо — значит открыть вновь.

Ученик может изобретать, не подозревая, что решение уже существует и заранее известно учителю. Обязательной особенностью творческих задач является вариативность их решения, ибо только в этом случае возникает индивидуальный поиск.

Если нет выбора возможных путей решения, нет, значит, творчества.

Творческие работы учащихся соответствуют, как правило, высшей ступени усвоения знаний, а потому, обычно, завершают собой изучение того или иного раздела курса. Хотя отдельные элементы творчества могут сопутствовать и более ранним этапом обучения

Но тут-то и возникает важнейший вопрос, какой ученик нам нужен — послушно заучивший заданное или думающий?

Сегодня современный урок уже требует не только объяснить умело (хотя это было и всегда важно), но создать на уроке ситуацию для поиска, исследования.

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени; учитель должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью.

Мы часто слышим. Все способные. Неспособных детей нет. Конечно, легко сказать это. Но жизнь как будто постоянно опровергает это утверждение. Ведь далеко не все могут рисовать, не все имеют музыкальный слух, а многие таблицу умножения запоминают с трудом. А может, ее не надо зубрить, а лучше открыть. Забудет ли свое изобретение автор? Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.

Важно предоставить учащимся многочисленные возможности для самореализации, а значит для успеха.

Во многом поисковое, активизирующее обучение зависит от системы вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками.

В первую очередь, это вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Необходимость преодолеть противоречие — один из самых сильных двигателей активной, ищущей мысли.

Одна из наиболее глубоких и серьезных форм умственного поиска- установление причинно-следственных связей, чем менее явно выражены причинно-следственные отношения, тем интереснее их устанавливать.

На уроках литературы можно услышать такие вопросы как: Почему единственная книга в ночлежке (по п. «На дне») в руках женщины? Или: Почему Раскольников, еще не вскрыв письма от матери, исступленно целует конверт? Класс затихает, думает; ощущаешь предчувствие мысли.

А вот она и сама — может, потому, что это последняя надежда остановиться в жутком замысле?

Или: какие страницы русской классики ты захочешь прочитать своим детям?

Нет худшего, когда учитель «вытягивает» из ученика ответ на серенький вопрос.

Можно тысячу раз требовать: Читай! читай внимательно! — и не получить ни того, ни другого! Значит, нужно создать условия, при которых не читать или невнимательно невозможно, т е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли:

«Я знаю, твоя дорога — это дорога чести», — говорит Кутузов кн. Андрею («Война и мир»).

А каково ваше понимание чести — спрашивает класс учитель. Выразите в виде краткого афоризма. Запишите. Это один из элементов творческой работы.

И поистине, нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по теме: «Петербург Достоевского» Предварительная работа по теме: Лик Петербурга. Задания учащимся: написать на листе бумаги слово Петербург и рядом — различные ассоциации.

Далее предлагается написать сочетание Петербург Достоевского и проделать ту же работу.

Затем обязательно чтение вслух написанных слов, сочетаний, чтобы другие могли услышать и дополнить свой словесный ряд (этап социализации). После этого раздаются отрывки из произведений Достоевского, где описан Петербург, такой же противоречивый, как и все остальное в мире писателя.

Из этих текстов выбираются слова и заносятся в две колонки со значком + — Следующий этап — создание текста. Используются все выбранные слова, каждый составляет текст. Текст (миниатюра) рождается на глазах в результате действия особого эмоционального настроя и реальности слов, которые подбирали, чтобы не быть голословной. Вот примеры: Петербург — призрак. Петербург — большой серый призрак. Он манит, завораживает, но многие разочаровываются в нем. С одной стороны, это блеск великолепия соборов и дворцов, набережных. А подойдешь к этому великолепию, и оно исчезнет, как в тумане, и выступает пустота, отчаяние, нищета, боль...

Эти маленькие сочинения формируют не только навык письма, они заставляют работать воображение, дают эмоциональный всплеск. Потом, когда надо будет писать «большое сочинение», они, как мозаика, каждое найдет свое место в итоговой работе, которая будет очень личной. Наша задача — направить детей на поиск, и они откроют нам такие сокровища, о которых мы даже и не подозреваем.

В научной литературе о педагогическом процессе сказано, что если хотя бы на каждые 20 уроков, будет один, на котором дети выполнят творческую работу, этого уже достаточно для развития творческой самостоятельности учащихся. Сегодня во всех новых программах, в новых образовательных стандартах ставится задача развития универсальных учебных действий.

Хочется привлечь внимание к одной из форм работы, способствующей наиболее полному раскрытию индивидуальности учащихся. С технологией литературных мастерских я работаю в течение нескольких лет.

Интересна сама идея мастерской: каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-то, делать по-своему, исходя из собственных интересов, способностей. Из мастерской каждый обучающийся уносит что-то свое; размышления, сомнения, вопросы и ответы. Мастерские дают богатый материал для создания собственных текстов. И это главное. Ведь смыслом литературных уроков является живое читательское восприятие и сотворчество, сотворение. На таких уроках не может быть конкретного результата усвоения, так как творческий процесс никогда не может иметь заранее запрограммированного результата.

В завершение отмечу, что стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания обучающихся: учение из принудительной обязанности становится частью общего знакомства с неповторимым, таинственным миром художественных произведений. И тогда наступает радость познания и творения.

Надо к каждому уроку ставить развивающую задачу, развивать у детей догадку, смышленость, любознательность. Познание всегда начинается с удивления. Важно научить детей проблемно мыслить, развить у них нетрадиционное мышление, вводя в уроки элементы творчества. Сегодня в быстро меняющемся мире нужно быть творческой личностью.

И, наверное, главное, себя как учителя, можно утвердить только уроком, а не теоретическими дискуссиями. Мастерство должно созреть. По- настоящему учитель открыт только ребятам.

Основные термины (генерируются автоматически): петербург, урок, ребенок, творческая работа, ученик, учитель, класс, педагогический процесс, творческая личность, творческий процесс.


Задать вопрос