Ученье — не мученье, а творчество | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Мадалиева, З. А. Ученье — не мученье, а творчество / З. А. Мадалиева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11010/ (дата обращения: 16.12.2024).



Многие учителя знают: нередко случается так, что ученик, отлично успевающий в учебе, в жизни зачастую уступает тому, кто был посредственностью в школе. Зачастую отлично окончивший высшее учебное заведение считает, что он — ценный кадр, и любое предприятие, организация в нем кровно заинтересованы. Но реальность намного жестче. И место отличника на предприятии занимает…. Троечник. Трагедией для отличника становится и новая должность на предприятии, не отвечающая его, как он считает, высокому теоретическому уровню.

Почему это происходит: задумывались ли Вы над этим? Сами знания, информация играют вспомогательную роль, они важны лишь в интеграции с интересом, настойчивостью, верой, умением проигрывать и еще очень многими качествами, необходимыми для успешной самореализации. Человек редко имеет сразу правильный ответ, в том числе на жизненно важные вопросы (трудоустройства, карьеры), процесс познания всегда сопровождается испытаниями и ошибками. Перфекционисты, отличники по жизни, запрограммированы на то, что ошибки — это плохо. И первая неудача для вчерашнего школьника, студента иногда становится психологической непреодолимой преградой на всю жизнь.

Большая часть наших школьников учатся не ради глубоких знаний, а ради отличных хороших оценок. И как результат: отсутствие системы знаний. Трудности при сдаче итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ. Не усыпаемая критика родителей ЕГЭ, не понимающих что это не новый вид экзамена, а новый вид контроля знаний учащихся. Отсюда по жизни потом тянутся и другие проблемы. «Мой отличный диплом –картонка, которая никому не нужна…», говорила однажды обиженная бывшая выпускница.

«Многие могут спросить, как это успех в школе может привести к неуспеху в жизни. Очень просто: влияние тому, чему нас учат в школе, не проявляется в жизни человека где-то до тридцати пяти лет. Не имеет значения, были ли вы отличником или отставали в учебе, учились в частной или государственной школе. И не важно бросили вы школу или защитили докторскую диссертацию в самом престижном университете. Молчаливые, коварные вирусы современного образования поражают почти все стороны вашей жизни, длительное время после школы» — , как верно отмечает Роберт Т. Киосаки. [1, с. 13]

Негативная система образования поражает людей среднего возраста. Старая система хороша для стабильного, не склонного к переменам общества…. Но она совершенно не подходит для современной динамичной жизни…

Любой ли взрослый может ответить положительно на следующие вопросы: «Как мое образование помогло мне в жизни? Могу ли оглянуться на прожитые годы с чувством удовлетворения и гордости? Научило ли оно меня тому, как сделать мир лучше? Пожил ли я жизнь, занимаясь любимой работой? Заработал ли я достаточно денег для себя и своей семьи? Научило ли меня образование навыкам и умениям, которые помогали мне получать удовольствие от жизни?»

Многие печальные ответы на вышеназванные вопросы можно получить из опыта школьной жизни. Люди должны понимать, что психологическая травма, нанесенная ребенку в школе (ошибка педагога и родителей) ведут к непоправимому: наказание ребенка за ошибки преграждает путь к постижению. Обучение- это процесс делания ошибок и их исправления. В школе дети привыкают к тому, что ошибки –это плохо. Они, ошибки, крадут у школьников навыки, которые пригодятся им в поисках новых знаний. [1, с. 24].

Ребенок, часто получающий двойки, тройки, работать и не старается. Пересадите такого ученика к хорошо успевающей девочке и скажите в присутствии всех, что она должна взять «такого Петю» на поруки. И двоечник начнет работать. «не дыша», от возросшей самооценки, зависящей от сидящей рядом отличницы.

К сожалению, многие молодые учителя забывают о важности психологии при обучении, воспитании детей. Важно отмечать малейший успех, при ответе слабоуспевающего ученика, вселяя тем самым уверенность в его силы. Этот принцип используют высокотехнологичные японцы: премии на предприятии получает и тот человек, чье рационализаторское предложение не принесло никакого экономического эффекта коллективу. Важно помнить еще одно положение: психологи утверждают: одни люди лучше воспринимают информацию зрительно, другие- на слух. Причем первых больше, чем вторых. Работая в устном варианте, мы работаем на меньшую часть ребят. Надо выработать у себя привычку работать с доской, меловыми схемами, опорными конспектами, таблицами.

Необходимо помнить, что работоспособность учеников на уроке не одинакова. Первые десять минут — фаза врабатываемости. Затем двадцатиминутный период высокой активности и последние десять минут-спад. Многие педагоги вводят новый материал на второй половине урока, когда накапливается усталость и внимание учеников снижается. А ведь именно введение знаний-основной и наиболее трудоемкий этап урока изучения нового материала. Именно введению знаний должен быть отдан самый работоспособный отрезок урока. Введение нового материала желательно не позднее девятой минуты урока. [2, с. 133]. Для этого требуется не перегружать учеников информацией, а тщательно отбирать действительно необходимые задания, в первую очередь- на актуализацию знаний. А задачи на повторение можно порешать и в конце урока

Нестандартно мыслящие школьники зачастую не учат определений, понятий, содержания темы. И скатываются постепенно на удовлетворительные оценки. Если не будет психологической поддержки педагога, родителей, пропадет когда-то ярко горящий интерес к учению, предмету. Известно, что талантливыми, успешными людьми становились те, с которыми были внимательны родители, любо педагоги. У Льва Толстого отец с детства всесторонне развивал своих детей. Петр Чайковский стал известным композитором благодаря своей внимательной матери, заметившей сначала незначительные успехи сына. Моцарт рос в семье музыканта, где его всячески поддерживала семья. Конечно, есть и другие примеры: сбежавший в столицу учиться Миша Ломоносов, Антон Павлович Чехов, который «всю жизнь выдавливал из себя раба», глухой и почти ослепший Людвиг ван Бетховен…. Но это сильные личности, которые «сами себя сделали». А наша задача, задача педагогов развить слабо тлеющие способности, задатки учеников. И каждому создать условия для развития личности.

Сегодня много говорят о творчестве, это запрос общества, государства, родителей. Творчество, по словарю Ожегова -это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. [3, 687] Это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… и существуют разные виды творчества- техническое, художественное, научное… [4, с. 13]. Творческое усвоение знаний означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах [4, с. 16]. Ребенку необходимы умения, которыми он должен руководствоваться в усвоении нового материала. Как известно умения формируются применением знаний на практике. Навыки вырабатываются многократным повторением действия: написал сто раз план, на сто первый он будет идеальным. Пересказываешь к каждому уроку текст, к концу года будешь запоминать его с листа. По своей мыслительной сути этапы формирования умений и навыков репродуктивны. Творчески достигаются на уроке только знания. Проблемный урок позволяет уйти от воспроизведения информации к получению ее самим учеником путем использования знаний, умений, навыков.

Если сравнивать проблемный урок с традиционным занятием, то здесь много отличий. В традиционном подходе учитель сообщает тему и также сообщает знания. В качестве закрепления используются продуктивные задания: перескажи, что услышал. Домашнее задание: выучи даты, расскажи о событии.

Проблемный урок имеет более сложную структуру. Первый этап со включением учеников: идет введение знаний. Затем, на основе первого этапа постановки учебной проблемы определяется тема урока, которая выходит из представленной информации, например слайда с противоречием (Рабы в цепях пируют. Богато одеты. Каждый спит на хорошей постели и т. д.) В классе начинается побуждающий от проблемной ситуации диалог. Сообщение темы (возможно учеником), при затруднении учителем (с помощью наводящих вопросов). Далее: коллективный поиск решения: как мы с вами можем узнать о восстании Спартака? Ученики отвечают: «На основе текста учебника, иллюстраций, представленных в книге, учебной карты». Побуждающий к гипотезам диалог может выглядеть так: Давайте посмотрим по карте и ответим на вопросы:

— Восстание Спартака произошло за пределами Италии? (Ученики отвечают -«Нет, восстание произошло в Риме);

— Пользуюсь учебником, предположите: восстание началось легко и без всяких препятствий. (Ответ учеников: Рабам было трудно. На иллюстрации видно, что они спускаются с горы по тонкой сплетенной лестнице).

Затем идет подводящий от проблемы диалог: как вы думаете, что могло толкнуть рабов на восстание? Почему именно в Риме оно вспыхнуло? Победят ли рабы правительственные войска? После активной работы с учебником, подтверждающим или опровергающим представленные ответы, активного проблемного диалога идет воспроизведение знаний. Дети отвечают на простые вопросы:

— Когда произошло восстание и где?

— Кто и почему возглавил восстание рабов?

— Какие планы были у восставших и почему они поменялись?

— Почему проиграли восставшие?

Ученики могут сами предложить классу свои вопросы. Самостоятельно составить опорный конспект в тетради, выполнить художественное задание. При временной возможности можно поработать в рабочих тетрадях на печатной основе, попросить сильных детей составить небольшой кроссворд, ответить на продуктивные творческие задания.

Да, сегодня нужны люди, не воспроизводящие много информации, пусть научной, а люди, создающие что-то новое на основе этой информации. Научные и промышленные революции, приводящие к скачку в развитии общества, проходили именно на этой основе: когда базой становились открытия, изобретения, опирающиеся на хорошую знаниевую, научную базу.

Значение образования в современном мире не вызывает сомнений. Оно по-прежнему играет огромную социальную роль. Оно приносит несомненную пользу, особенно за счет различных современных технологий, которые во многом улучшают качество жизни. Истинные знания, а не заученная информация приходят с опытом: пробами и ошибками, за которые очень часто в школе идут наказания. Свои ошибки каждый проходит в личностной деятельности. При личностно-ориентированном подходе, проблемном методе обучения, технологии развития критического мышления, тестовых технологиях, когда приходится думать каждому, выбирать верный ответ, критически оценивать его.

И наша задача — помочь детям в этом

Литература:

  1. RobertT. Kiyosaki «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу». 0–914629–02–0 (рус.) /Перевод. Издание на русском языке. Оформление ПКП «Эрбиния», 2002, с. 13.
  2. Мельникова Е. Л., Проблемный урок или как открывать знания с учениками /М., 2012, с. 133 / -с. 168 Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ М., Русский язык, 2004, с. 687
  4. Мельникова Е. Л., Проблемный урок или как открывать знания с учениками /М., 2012, с. 13/ -с. 168Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, проблемный урок, жизнь, знание, навык, ошибка, раб, введение знаний, Рим, создание новых, том, умение, урок, учебная проблема, ученик, Восстание Спартака.