В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией (порождением) гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и в любом познавательном процессе.
Другими словами, творческой называется такая деятельность, которая приводит в результате к получению нового продукта. С другой стороны, поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного неэвристического перебора вариантов, то ккритерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, приём, способ действия). И еще: процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму.
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская и др.), мы пришли к выводу, что творчество — это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты бытия.
В ходе обучения перед преподавателем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в общее развитие ученика вносит освоение учебного материала. Однако как-уже подчеркивалось выше, развитие ряда личностных особенностей не предусматривается традиционной программой обучения.
Наибольший эффект, по мнению С. А. Смирнова [1], дают такие методы, как творческое задание; постановка проблемы или проблемной ситуации; дискуссия. Мы считаем, что наряду с перечисленными методами развитию творческих способностей учащихся способствует и интеграция учебных дисциплин.
Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.
Постановка проблемы или проблемной ситуации. Суть метода заключается в представлении учебного материала урока в виде доступной, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что создаёт у учащихся сильную мотивацию. Например, на уроках русского языка в академических лицеях можно использовать краеведческие тексты, опираясь на которые ученики могут составлять различные диалоги и упражнения
Дискуссия (организация обсуждения материала) — метод обучения, основанный на обмене мнениями по определённой проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательною ценность учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Именно здесь необходимо выработать следующие качества:
‒ не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т. е. научить не обижаться на замечания;
‒ доказывать правильность своего мнения не приказом, оскорбительными интонациями и словами, а фактами и примерами [1].
Интеграция — новый подход к обучению и воспитанию учащихся, средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Интеграция в обучении позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному и нравственному развитию личности учащегося, формированию его творческого мышления. Например, тема «Праздники и традиции» изучается историей, литературой, музыкой, географией. Следует пересмотреть материал таким образом, чтобы данная тема воспринималась учащимися целостно комплексно. При проектировании урока учитывается взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, т. е. позволяет рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.
Интеграция — не самоцель, а определенная система в деятельности учителя и учащихся, поэтому достигается конкретный результат интегрированного обучения. Он заключается в следующем:
‒ расширяется кругозор учащихся;
‒ повышается уровень знаний, глубже усваиваются понятия и закономерности;
‒ происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении истории, живописи и литературы и т. д.;
‒ изменяется уровень интеллектуальной деятельности учебный материал
‒ рассматривается с позиции ведущей идеи, устанавливаются естественнқе
‒ взаимосвязи между изучаемыми проблемами;
‒ учащиеся активно включаются в познавательную творческую
‒ деятельность сочиняют стихи, рассказы, выражая свое личное отношение
‒ к изучаемым явлениям и процессам.
Творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами: способностью идти на разумный риск, готовностью преодолевать препятствия, толерантностью к неопределенности, готовностью противостоять мнению окружающих.
Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания русского языка и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.
«Художественная литература, — по мнению В. В. Голубкова [2], — дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Литература — это целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни…»
Такие учебные предметы, как русский язык и литература традиционно принято считать гуманитарными, однако «раздробленность, мозаичность», отсутствие целостности воспринимаемого учебного материала и на этих уроках может привести к пассивности учащегося, к работе «ради отметки». Вследствие этого и возникает порой протест против «овладения суммой знаний, накопленных человечеством». Ориентация на «энциклопедизм» не оправдывает себя. Формально-логическое мышление зачастую опережает интуитивно-образное и снижает способность к творчеству.
Выполнение вышеуказанных рекомендаций и требований к учебному и воспитательному процессу, направленному на продуктивное развитие личности учащихся лицеев, способствует формированию самостоятельного мышления, повышению творческой активности учащихся эффективному развитию познавательных и творческих способностей.
Литература:
- Педагогика педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студентов высших и средних пед учеб заведений // С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Р. Г. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова — М., Изд. центр «Академия», 2000 -512 с.
- Голубков В. В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2005.
- Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. — М., 1998.