Значимость изучения иностранного языка в настоящее время обусловливается изменениями в различных сферах жизни. В современном мире способность человека вступать и поддерживать коммуникацию с другими людьми играет особенно важную роль, так как данная способность оказывает влияние на все сферы жизни общества. В условиях непрерывного развития международных культурных, политических, экономических, социальных отношений не остается без внимания и школьное образование. Еще несколько лет назад в основе обучения иностранному языку находились исключительно чтение, грамматика, литературный перевод и пересказы текстов. Освоение любого иностранного языка требовало от обучающегося долгой и рутинной работы. В связи с выше сказанным, реализовывалась только одна функция языка — информативная. Однако сегодня взгляд на изучение иностранного языка претерпевает значительные изменения. Перед образованием в целом и в особенности перед языковым образованием были поставлены новые задачи, среди которых первоочередной является задача формирования личностных качеств ученика в процессе обучения иностранному языку, позволяющих ему уметь взаимодействовать с окружающим миром и представителями разных культур. Индивидуум, способный проявлять критическое мышление, сообразительность, наблюдательность, инициативность, то есть представлять креативную личность. Следовательно, перед иноязычным образованием встает проблема создания креативной обучающей среды, позволяющей школьнику формировать и развивать в себе качества креативной личности [2, с. 19–23].
Главная цель обучения любому языку — это обогащение, развитие личности ребенка, которая сможет вовлекаться в межкультурный диалог, а также повышение и улучшение навыков и умений в изучаемом языке. В условиях современных требований Федерального государственного образовательного стандарта результаты реализации образовательных программ в школе включают не только предметные знания, но и межпредметные умения. Важным компонентом в данной структуре выступает создание иноязычной креативной образовательной среды, которая оказывает воздействие на все образовательные ступени личностного развития школьников. Понятие креативность подразумевает творческие возможности и способности личности, проявляющиеся как в отдельных видах деятельности, так и в характеристики человека в целом. Основной целью ведения креативной деятельности является установка на расширение границ за пределы поставленных учебных задач. Учебный процесс направлен не только на выполнение предъявляемых учителем требований, но и на удовлетворение потребности в саморазвитии, к творчеству. Содержание понятия креативность подразумевает творческие способности, находящие отражение в мышлении, чувствах, общении, характеризующие личность в целом.
Креативная направленность урока способствует устранению барьеров, приводящих к снижению мотивации и успеваемости учащихся. Данная среда включает обширный набор средств для развития творческих способностей обучающихся, способствующих приобретению, обогащению, накоплению практического и профессионального опыта, умений и навыков, развивает эстетические и психические способности. Основным и наиболее эффективным способом организации креативной образовательной среды выступает применение нетрадиционных форм урока иностранного языка. Подобные формы используются после изучения темы и выполняет функцию обучающего контроля. Данный тип урока может быть применен в условиях школы, поскольку способствует созданию более непринужденной атмосферы при подведении итогов проделанной работы и снимает психический барьер совершения ошибок [1, с. 14–18].
В настоящее время, ФГОС нового поколения требует от школы формирования новой, творческой, активной личности учащегося, то есть школьник не поглощает готовые знания, а учится их самостоятельно добывать и применять на практике. Современное образование направленно на развитие не только компетентной, но, прежде всего, творческой личности. Такое развитие личность может получить только в креативной образовательной среде, наряду с изменением отношения педагогов к существующим реалиям.
Тем не менее, наиболее эффективным способом остается лишь непрерывная практика, ведь наличие развитой творческой стороны мышления учащихся не редкая и ограниченная особенность определенных индивидов, а необходимое умение для полноценной жизнедеятельности в современном мире. Данный компонент образования будет успешно развиваться в личности ученика лишь при ведении педагогом грамотной и опытной как учебной, так и воспитательной деятельности, основными компонентами которых принято выделять: создание атмосферы взаимного положительного расположения и открытого признания достижений, благоприятного сотрудничества, наличие чувства уверенности, осознание личного и профессионального роста.
Процесс развития креативности у обучающихся должен быть непрерывен. Приобретение, осмысление и запоминание информации, добытые учеником самостоятельно сменяется созданием готового творческого продукта: диалог на иностранном языке, сочинение на заданную тему, творческий проект по подготовке какого-либо проблемного материала серьёзного исследовательского характера. В соответствии с требованиями, предъявляемых для проведения урока, основным выступает обучение говорению в условиях приближенных к естественным. Тем не менее, нельзя упускать из внимания различные трудности и препятствия, встречающиеся на пути учеников в ситуациях межкультурного общения и научить их разрешать. В этом случае задания с игровой составляющей занимают важнейшее место на уроках иностранного языка [4, с. 134–136].
Однако не стоит забывать, что включение подобных пособий на среднем этапе обучения не должно превышать границы, установленные государственным стандартом, в связи с наличием лексических, фонетических, грамматических трудностей. При изучении иностранного языка школьники учатся выражать собственное мнение, вести диалог или монолог о предметах, явлениях действительности с помощью нового для них языка, как в устной, так и в письменной формах.
Внедрение в урок творческой среды способствует раскрытию одних из основных качеств — активности и субъектности, поскольку процесс учения, сегодня преобладает над процессом обучения. Это затрагивает все стороны личности обучающихся, что в свою очередь, взаимосвязано с субъектностью. Во взаимодействии субъектности и активности учащихся на уроках иностранного языка, обуславливается креативный характер творческой направленности. Теперь образовательные программы должны включать в себя такие условия образования для школьников, которые будут учитывать их индивидуальные, личностные качества. Основой выступает сам ученик, который должен быть сориентирован на достижение максимального раскрытия своих творческих способностей и предмет иностранный язык как никакой другой способствует этому. Иноязычная дидактическая среда развивает креативные качества личности ребенка, такие как активность и субъектность, носящие креативный характер. Именно активность подчеркивает преобладание процесса учения, как вида учебной деятельности в креативной иноязычной дидактической среде, над обучением, и проявляется в развитии и формировании внешней и внутренней речемыслительной активности учащихся, их критического, рефлексивного мышления, придает среде проблемный, исследовательско-поисковый характер.
Активность как характеристика креативной иноязычной дидактической среды неотделима от субъектности. С позиции реализации принципа креативности подлинная, а не формальная субъектность обуславливается креативным характером иноязычной дидактической среды [3, с.85–89].
Креативная образовательная среда — необходимое условие становления и существования творческой личности, которая нацелена на создание оригинальных моделей саморазвития самой себя и окружающего мира. Основными способами для формирования творческой ориентации у школьников являются следующие:
- Направлять к творческому началу учащихся.
- Устранять психологические барьеры и блоки по проявлению инициативности со стороны обучающегося.
- Поддерживать и стремиться к развитию различных творческих продуктов в условиях школы и дома.
- Сформировать у ребенка ценность его собственных творческих черт.
Все эти виды деятельности являются продуктивными для развития навыков креативности на всех этапах школьного обучения. Это способствует повышению интереса к учебе в целом и к иностранному языку в отдельности у учащихся и делает урок более увлекательным и продуктивным. Дети учатся проявлять самостоятельность, происходит сотрудничество с одноклассниками и педагогом, развиваются и улучшаются коммуникативные качества.
Кроме того, перед преподавателем иностранного языка встает задача по выявлению и развитию у учащихся как коммуникативных умений, к которым относят: аудирование, говорение, письмо, так и социокультурных, превращающие иностранный язык в инструмент естественного общения, образования и саморазвития, а также сотрудничества и взаимодействия в современном мире. При этом возникает необходимость создания предпосылок для раскрытия и творческой стороны, которая позволит ученикам по собственному усмотрению варьировать имеющимися у них знаниями и навыками [5, с. 94–96].
Литература:
1. Балахнова Т. А. Коммуникативные ситуации на уроках немецкого языка в средней школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Под ред. Т. А. Балахнова. — М.: Первое сентября, 2013. — С. 14–18.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования: учебник для высших учебных заведений. — М.: Просвещение, 2013. — 42 с.
3. Литов А. С. Креативная образовательная среда с использованием информационно-коммуникативных технологий // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. — № 2. — С. 85–89
4. Сороковых Г. В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема. // Современные научные исследования и инновации // Научно — методический электронный журнал «Рема». — 2013. — № 1. — С. 134–139
5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2006. — 238 с.