В данной статье раскрывается система работы в современной школе на уроках русского языка по развитию творческих способностей учащихся.
Ключевые слова: способности, творчество, творческая личность, актуальность.
Развитие современного общества требует от школы и её выпускников, чтобы они выходили в жизнь личностями, обладающими не только определенной суммой знаний, но были грамотными, умели применять эти знания в разных областях науки, имели неординарное мышление и творческие способности.
Так как в современном обществе всё быстро изменяется, то школа и учителя должны быстро реагировать на эти изменения и воспитывать личности с активной жизненной позицией, раскрывать в них индивидуальные качества, лежащие в основе мышления, формировать навыки развития способностей к творческой деятельности.
Многие современные учёные уделяют большое внимание в своих статьях развитию у детей способностей, например, Д. Б Богоявленская в книге «Основные современные концепции творчества и одарённости» пишет: «Способность есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющееся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [с.27].
Одним из приёмов повышения интереса к учебе у детей является развитие творческих способностей на уроках русского языка.
Творчество (креативность)—способность проявлять себя в этом мире, умение удивляться, познавать новое, находить неординарные пути решения в любых ситуациях, а также открытие нового и способность анализа своего собственного опыта. Это также форма самореализации личности, возможность выразить своё особое неповторимое отношение к миру. Существует мнение, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и не стоит вмешиваться в процесс развития этих способностей. Но ведь не каждый ребенок в процессе развития сможет развить свои способности дальше. Для их активизации учащимся могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки. Многое зависит также и от индивидуальности самого учителя, умения рассмотреть в каждом ребенке творческую личность.
Для развития способностей ученика нужно создавать особые уроки, которые помогут повысить качество знаний учащихся, закрепить навыки самостоятельного поиска ответов на проблемные вопросы, создают оптимальные условия для развития творческого потенциала у учащихся.
Творческий труд учителя, увлечение любимым делом, любимой профессией–самый верный путь к сердцу ребёнка.
Развитие творческих способностей учащихся будет расти, если учитель верит в способности ребенка, создает различные формы и методы работы, отбирает разнообразный дидактический материал, учит систематически и последовательно работать на уроках, подбирает разнообразные методико-педагогические приёмы, которые повышают мотивацию учащихся и эффективность обучения на уроках русского языка, а также создает различные творческие задания, которые помогают выявить личность обучающегося.
Для развития творческих способностей можно применять различные технологии, например, проектную технологию, технологию творческих мастерских, технологию личностно-ориентированного обучения и другие.
Учитель должен обеспечить психологический фон занятий, предусмотреть условия для свободного выражения эмоциональных состояний учеников, обучать групповым формам взаимодействия, организовать взаимопомощь учащихся на уроках друг другу, готовить разноуровневые задания, развивать навыки применения имеющихся знаний в новых условиях, умение оценивать полученные знания на уроке с помощью рефлексии.
Чтобы реализовать эти задачи учитель должен с увлечением принимать идеи ребенка, положительно оценивать ответы, использовать ошибку как возможность нового неожиданного взгляда на что-то привычное, привлекать других учащихся для исправления этих ошибок.
Все творческие задания строить на основе принципов индивидуализации и дифференциации. При выполнении творческих работ применять методы, которые позволяют познавать мир, создавать собственные взгляды на развитие мира, общества, воспитывать культуру поведения, прививать любовь к Родине, к малой родине, гордость за ее историческое прошлое и настоящее, верить в свои силы и способности.
Такая форма деятельности на уроках научит детей любить свой язык, ценить произведения русских писателей, поэтов и художников, научит каждого ребенка умению сострадать и отзывчивости, раскроет творческий потенциал каждого ребенка.
Литература:
- Зотова, О. И. Развитие творческих способностей учащихся через научно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы [Текст] / О. И. Зотова // В сборнике: Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции. Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н., 2014. С. 25–27.
- Левкина, О. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка [Текст] / О. В. Левкина // Новые информационные технологии и системы в решении задач инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 125–127.
- Цибарт, Н. Ю. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы [Текст] / Н. Ю. Цибарт // Педагогические системы развития творчества. Материалы 8-й Международной научно-практической конференции. 2009. С. 270–276.
- Киселева, А.Е., Костыгина, К. Г. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в 5–7 классах [Текст] / А. Е. Киселев, К. Г. Костыгина // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. Межвузовский сборник научных работ IХ Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель А. Е. Новиков. 2018. С. 196–198.
- Ходжагельдиева, Н. М. Развитие творческих способностей на уроках русского языка [Текст] / Н. М. Ходжагельдиева // Наука и образование в современной конкурентной среде. Материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2014. С. 254–258.
- Константинова, М. М. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка как средство развития творческих способностей учащихся [Текст] / М. М. Константинова // В сборнике: Проблемы теоретической и прикладной подготовки студентов к преподаванию русского языка в условиях модернизации педагогического образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Г. П. Мосолова [и др.]. 2018. С. 87–92.
- Бильядинова, Н. В. Развитие творческих способностей учащихся основной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС [Текст] / Н. В. Бильядинова //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015.
- Рыкова, Ю. В. Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках русского языка [Текст] / Ю. В. Рыкова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T31. С. 135–138.
- Иванченко, С. А. Продуктивные задания как средство формирования творческой речемыслительной способности школьников [Текст] / С. А. Иванченко // В сборнике: Наука и образование. В 5 томах Филология. Ч. 1: Русский язык и литература. Томск, 2017. С. 81–87.
- Садриева, Э. Ф. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время / Э. Ф. Садриева, Ф. Ф. Бурганова. — [Текст]: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 12–14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9632/ (дата обращения: 25.10.2022).