Особенности организации уроков русского языка в начальной школе, способствующих развитию творческих способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 04.05.2023

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Лобчевская, Е. С. Особенности организации уроков русского языка в начальной школе, способствующих развитию творческих способностей младших школьников / Е. С. Лобчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102229/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статья посвящается разбору особенностей организации уроков русского языка в начальной школе, которые способствовали бы развитию творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Ключевые слова : развитие, творческие способности, урок, особенности организации, уроки русского языка, младшие школьники.

The article is devoted to the analysis of the features of the organization of Russian language lessons in elementary school, which would contribute to the development of creative abilities of younger students.

Keywords : development, creativity, lesson, organizational features, Russian language lessons, younger students.

Ввиду того, что природа каждого младшего школьника является активной и любознательной, проблема развития творческих способностей становится одной из важных. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание» [3, c.545].

Младший школьный возраст, как и любой возрастной этап, выражен своими специфическими особенностями: индивидуальные психические процессы, особые взаимоотношения с окружающим миром, система прав и обязанностей ребенка, которые должны выполняться. Творческие способности школьника развиваются, взаимодействуя с его средой и находятся под сильным влиянием обучения и воспитания.

Начальная школа — это именно та «последняя ступень» волевой коррекции психического развития и становления способностей ребенка, когда ему удается помочь реализовать собственные достижения, развивая творческие способности. Уроки русского языка в начальной школе открывают большие возможности для развития творческих способностей.

Проблема развития творческих способностей требует долгой, целенаправленной работы во включение младших школьников в творческую деятельность, которая начинается с диагностики уровня сформированности творческих способностей у младших школьников. Для определения уровня развития творческих способностей учащихся 2 класса ГПИ в г. Железноводске была использована методика «Наборщик» Л. Ю. Субботиной, которая позволила выявить уровень не только творческих способностей у младшего школьника, но и уровень его речевого воображения. В ходе реализации методики «Наборщик» ребенку давалось слово, состоящее из определенного количества букв («околесица»), из этого слова учащемуся необходимо было составить другие слова. Время данной работы составляло 5 минут. Учащиеся класса показали средний уровень развития творческих способностей, что составило 63 процента, поэтому при проведении уроков русского языка было отдан предпочтение следующим методам, которые способствуют развитию творческих способностей:

– методу проблемного обучения;

– методу мозгового штурма;

– методу синквейна.

Метод проблемного обучения — это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности [4, с.34].

Мозговой штурм позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так, же формирует нестандартное мышление, то есть получение максимального количества новых идей за минимально отведённый отрезок времени. Такая технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Метод синквейна использовался как метод проверки уровня знаний учеников [6, с.22]. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, чтобы понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. Составляя синквейны, учащиеся могут показать не только свои знания, но и глубину понимания темы урока. Собрав такое количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.

Никого не могут оставить равнодушным разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов. Этот занимательный материал помогает ученикам в усвоении орфографии. Кроссворды, ребусы со словарными словами — одно из любимых творческих заданий на уроке. У детей развиваются не только творческие способности, но и увеличивается орфографическая грамотность.

Таким образом, особенная организация уроков русского языка способствовала развитию творческих способностей младших школьников, у которых при повторной диагностике по методике «Наборщик» Л. Ю. Субботиной показатель уровня сформированнсти творческих способностей стал выше на 7 %.

Литература:

  1. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития, многомерного мышления и мудрости / В. И. Андреев.– К.: Центр инновационных технологий, 2015. — 288 с.
  2. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
  3. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости: моногр./ Е. П. Ильин. — СПб., Питер, 2008. –800с
  4. Мелик– Пашаев, А. А. Художественная одарённость, её развитие в школьные годы //Методическое пособие/ А. А. Мелик–Пашаев.– М.:–2010–112 с.
  5. Немов, Р. С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. — 496с.
  6. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
  7. Одаренные дети. Перев. с англ./ Под ред. Бурменской Н., М.: Владос, 2008. — 135с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, способность, начальная школа, проблемное обучение, младший школьник, мозговой штурм, проблема развития, развитие, слово, уровень развития.


Похожие статьи

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Похожие статьи

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка

Данная статья исследует важность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе изучения темы «Путешествие и досуг» на уроках английского языка. Цель исследования состоит в выявлении эффективных методов и с...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Задать вопрос