Статья посвящается разбору особенностей организации уроков русского языка в начальной школе, которые способствовали бы развитию творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Ключевые слова : развитие, творческие способности, урок, особенности организации, уроки русского языка, младшие школьники.
The article is devoted to the analysis of the features of the organization of Russian language lessons in elementary school, which would contribute to the development of creative abilities of younger students.
Keywords : development, creativity, lesson, organizational features, Russian language lessons, younger students.
Ввиду того, что природа каждого младшего школьника является активной и любознательной, проблема развития творческих способностей становится одной из важных. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание» [3, c.545].
Младший школьный возраст, как и любой возрастной этап, выражен своими специфическими особенностями: индивидуальные психические процессы, особые взаимоотношения с окружающим миром, система прав и обязанностей ребенка, которые должны выполняться. Творческие способности школьника развиваются, взаимодействуя с его средой и находятся под сильным влиянием обучения и воспитания.
Начальная школа — это именно та «последняя ступень» волевой коррекции психического развития и становления способностей ребенка, когда ему удается помочь реализовать собственные достижения, развивая творческие способности. Уроки русского языка в начальной школе открывают большие возможности для развития творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей требует долгой, целенаправленной работы во включение младших школьников в творческую деятельность, которая начинается с диагностики уровня сформированности творческих способностей у младших школьников. Для определения уровня развития творческих способностей учащихся 2 класса ГПИ в г. Железноводске была использована методика «Наборщик» Л. Ю. Субботиной, которая позволила выявить уровень не только творческих способностей у младшего школьника, но и уровень его речевого воображения. В ходе реализации методики «Наборщик» ребенку давалось слово, состоящее из определенного количества букв («околесица»), из этого слова учащемуся необходимо было составить другие слова. Время данной работы составляло 5 минут. Учащиеся класса показали средний уровень развития творческих способностей, что составило 63 процента, поэтому при проведении уроков русского языка было отдан предпочтение следующим методам, которые способствуют развитию творческих способностей:
– методу проблемного обучения;
– методу мозгового штурма;
– методу синквейна.
Метод проблемного обучения — это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности [4, с.34].
Мозговой штурм позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так, же формирует нестандартное мышление, то есть получение максимального количества новых идей за минимально отведённый отрезок времени. Такая технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Метод синквейна использовался как метод проверки уровня знаний учеников [6, с.22]. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, чтобы понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. Составляя синквейны, учащиеся могут показать не только свои знания, но и глубину понимания темы урока. Собрав такое количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.
Никого не могут оставить равнодушным разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов. Этот занимательный материал помогает ученикам в усвоении орфографии. Кроссворды, ребусы со словарными словами — одно из любимых творческих заданий на уроке. У детей развиваются не только творческие способности, но и увеличивается орфографическая грамотность.
Таким образом, особенная организация уроков русского языка способствовала развитию творческих способностей младших школьников, у которых при повторной диагностике по методике «Наборщик» Л. Ю. Субботиной показатель уровня сформированнсти творческих способностей стал выше на 7 %.
Литература:
- Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития, многомерного мышления и мудрости / В. И. Андреев.– К.: Центр инновационных технологий, 2015. — 288 с.
- Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
- Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости: моногр./ Е. П. Ильин. — СПб., Питер, 2008. –800с
- Мелик– Пашаев, А. А. Художественная одарённость, её развитие в школьные годы //Методическое пособие/ А. А. Мелик–Пашаев.– М.:–2010–112 с.
- Немов, Р. С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. — 496с.
- Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
- Одаренные дети. Перев. с англ./ Под ред. Бурменской Н., М.: Владос, 2008. — 135с.