В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: творческая деятельность, способности, младшие школьники, внеурочная деятельность.
The article deals with the concept of «creative activity» in the context of development of junior schoolchildren, and the organization of this activity in the classroom. The necessity of development of creative skills of junior schoolchildren in the work of their leisure, lesson, and extracurricular activity is revealed.
Keywords: creative activity, abilities, junior schoolchildren, extracurricular activity.
Актуальность выбранной темы статьи трактуется современной педагогикой, и её постоянным поиском решения главной и важной проблемы — организации досуговой деятельности школьников не только в развлекательных целях, но и для воспитания в них всесторонне развитой личности, с привитыми им нормами эстетического, нравственного, патриотического воспитания, которое гармонично содержит в себе эмоциональное и рациональное начало.
Советский психолог, основатель теории аномального развития ребенка — Лев Семёнович Выготский писал: «детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития» [3, с. 69]. С данным выражением невозможно не согласиться, ребенок развивается и познает мир через творчество, через проявление своих возможностей. Данные возможности вселяют в младшего школьника уверенность с своих силах, что помогает ему не останавливаться на достигнутых успехах. Тенденцию Л. С. Выготского поддерживает Л. Дмитриева, педагог вокала, и объясняет её рациональность определенными факторами: «высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности» [4, с. 71].
Важность творческого развития детей, взаимосвязи педагогики и искусства отмечали в своих работах педагоги-классики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев; современные отечественные исследователи: Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров.
Проводимый анализ педагогами-психологами досуговой деятельности показал, что не все осознают важность в формировании личности школьника через работу им в творческой деятельности, она выступает у них на «любительском уровне». Однако, каждый ставит перед собой задачу — внедрение активной творческой работы в учебное время и внеучебную деятельность, так как только через творчество школьник может проявить свои истинные способности, которые, зачастую, бывают скрыты. По мнению А. А. Бодалева — советского и российского психолога, специалиста по проблемам общения и нравственного развития, основная причина, благодаря которой сохраняется интерес к проблеме способностей личности, это ее практическая значимость. «Человечество хотело знать закономерности и механизмы формирования у людей психических свойств, которые представляли в его глазах ценность, поскольку помогали им добиться высоких результатов в деятельности» [2, с. 119].
Многие современные исследователи-педагоги приходят к выводу о том, что творчество должно быть свободным, деятельностно-организованным, но разумно подконтрольным педагогом. Творчество не может быть обязательным, принудительным. Эти факторы полностью соответствует принципам социально-культурной досуговой политики — принципам интереса. Заинтересованности школьников в творческой деятельности, в её продолжительности, развитии. Само детское творчество представляет собой форму активной и самостоятельной работы школьника над своими интересам. Педагог может лишь только направлять школьника в проявлении своих способностей, через такие формы организации деятельности как: сюжетно-ролевая игра, синтез, анализ, проведение лабораторных опытов (в рамках возрастных ограничений и особенностей), рисование, конструирование, постановка и поиск креативных исследовательских задач.
Исходя из вышесказанного можно трактовать понятие «творческие способности» как сочетание индивидуальных особенностей ребенка и разумного контроля педагога, определяющее успешность организованной творческой деятельности, помогающие школьнику понять свои возможности и продолжать познавать мир и самого себя.
Основываясь на исследованиях ряда ученых (А. Н. Лука, В. Т. Кудрявцева, В. Синельникова и других), можно выделить следующие наиболее значимые творческие способности [1, с. 8]:
- творческое воображение;
- способность видеть целое раньше частного;
- способность применить приобретенные ранее навыки в новых условиях;
- гибкость мышления;
- способность образного видения общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;
- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
- способность самостоятельного выбора альтернативы;
- способность к генерированию идей.
Проекты по литературе в любом случае станут средством развития творческих навыков (работа с художественным текстом, его анализ), однако работу по математике, географии и другим дисциплинам также можно сделать творческой направленности. Например, в рамках проекта по географии обучающемуся может быть предложено сделать иллюстрации к какой-либо местности (в виде творческой карты), или: в рамках проекта по математике можно предложить младшему школьнику подготовить памятку с правилом для того, чтобы облегчить изучение (например, написать короткое четверостишие с раскрытием правила или сделать считалку с раскрытием таблицы умножения).
При выборе темы и специализации для работы с обучающимся следует учитывать его собственные интересы и интеллектуальные навыки.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что творческое начало присуще каждому ребенку, оно живет в нем. В свою очередь педагогу-наставнику необходимо правильно трактовать и развивать данные индивидуальные особенности через творческую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Поскольку творческие способности реализуются через деятельность, важно не пропустить этот момент и поощрять детей в разных видах проявления данной деятельности. Участие школьника в подобных мероприятиях является основой формирования всесторонне развитой личности, с присущими ей индивидуальными особенностями. Школьник познает себя, так формируются его личностное начало.
Литература:
- Айкина Л. П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // МНКО. — 2011. — № 5. — С. 8-11.
- Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. — 1984. № 1. — С. 12-15.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Перспектива, 2011. — 125 с.
- Дмитриева Л. Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. — 1976. — № 11. — С. 15-17.