В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.
Ключевые слова: музыкальные занятия, творческий потенциал, младший школьник, творческие способности, творческая личность, творчество.
На сегодняшний день система образования уделяет особое внимание воспитанию человека, который обладает творческой активностью, стремится к саморазвитию и самореализации. В связи с вышесказанным утверждением необходимо искать пути для раскрытия индивидуальных творческих качеств личности младшего школьника. В ходе индивидуального развития личности у младшего школьника постепенно возрастает потребность в творчестве. Культура и духовная деятельность начинают приобретать более значимое место в его жизни. Благодаря формированию личностных и психологических черт характера, у человека начинает формироваться и развиваться творческий потенциал личности. Благодаря таким школьным предметам как музыка, ИЗО, труд у младших школьников активно развивается творческий потенциал. Учитывая возрастные особенности развития личности, у детей в младшем школьном возрасте (7–12 лет) меняется ведущая деятельность. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была ролевая игра, то в младшем школьном возрасте это учебная деятельность.
В отечественной психологии проблемой развития творческого потенциала у младших школьников занимались такие ученые как: Г. С. Альтшуллер, Л. С. Выготский, И. П. Волков, В. В. Давыдов, Л. Б. Ермолаева-Томина, М. В. Колосова, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов, А. А. Мелик-Пашаев, Б. Н. Никитин, З. Н. Новлянская, В. Э. Чудновский, Д. Б. Эльконин, В. С. Юркевич и др.;
В зарубежной психологии эту тему затрагивали: Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Ф. Баррон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис, Дж. Гетцелс, Ф. Джексон, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.
В своей статье мы рассмотрим лишь некоторые методы развития творческого потенциала. Для начала обратимся к словарям и трудам ученых, и посмотрим, как ученые определяют, что же такое творческий потенциал в целом.
По энциклопедическому словарю по психологии и педагогике творческий потенциал — это (общеславянское «творъ» — вид, существо, творение потенциал) — аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал человека связан со способностью к дивергентному мышлению [1].
По большому толковому социологическому словарю творческий потенциал — это (creativity) (психология) — аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, обычно требуя как можно большего числа ответов на простую ситуацию (например, необычное использование, ассоциативные связи) [2].
Немов Р. С. выделяет творческие способности. Под творческими способностями подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности» [3].
С точки зрения А. Н. Леонтьева, творческие способности — это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. д.) [4].
Наиболее активно творческий потенциал (способности) может проявляться в искусстве. У художников он будет проявляться в создании картин, архитектурных сооружений, памятников, дизайнерских проектах. У людей, которые связаны с театром, творческий потенциал проявляется в процессе актёрской игры, постановки спектакля. Писатели, естественно, выражают своё творчество в написанных ими произведениях (стихи, рассказы, романы), а у музыкантов может проявиться не только при написании песен, симфоний, опер, но и при исполнении этих же самых произведений. Благодаря творческим способностям мы можем не только познавать мир, но и представлять свое видение и понимание всего того, что нас окружает. Для этого творческие способности нужно развивать, начиная с детства. В контексте нашей статьи мы рассматриваем, как развивается творческий потенциал обучающихся с раннего возраста. Своё знакомство с исполнительской деятельностью в музыке, дети начинают с детского сада. Далее, придя учиться в школу, они погружаются в расширенный и прекрасный мир музыки, где могут использовать и реализовать свой творческий потенциал.
Болеслав Леопольдович Яворский внес огромный вклад в систему музыкального воспитания. Главной идеей Б. Л. Яворского было объединение музыки с художественной деятельностью.
Творческие предметы в школе лучше всего подходят для развития именно творческого потенциала у учащихся. На музыкальных занятиях можно применить массу методов, с помощью которых у детей будет развиваться творческий потенциал. Рассмотрим некоторые из них.
Слушание музыки. Это один из основных видов деятельности на музыкальных занятиях. Во время слушания музыки ребенок слышит не только то, что композитор вложил в свое произведение, но он также придумывает свои собственные образы и ассоциации, которые вызвала у него та или иная мелодия. Все это происходит благодаря воображению, а для того, чтобы развитие потенциально было более эффективным, то учеников можно попросить в качестве домашнего задания нарисовать или написать рассказ о полученных впечатлениях после прослушивания музыкального произведения.
Пение. Основной вид деятельности на музыкальных занятиях, который также способствует творческому развитию учащихся. Во время пения дети развивают свои голосовые данные, улучшают внимание и память, так как для того, чтобы песня было успешно исполнена, нужно выучить текст, мелодию и другие важные нюансы, которые указал композитор.
Игра на музыкальных инструментах. Этот вид деятельности вызывает самый большой интерес у учащихся. Использование музыкальных инструментов вносит разнообразие в ход урока, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, слуха, а также стимулирует детей проявлять инициативу к творчеству. В этом случае этот метод работы на уроке, является одним из более эффективных в развитии творческого потенциала. Ребенок непосредственно сам является автором и исполнителем произведения. Он создает музыку, которая звучит у него в голове, в его воображении и передаёт её через мир разнообразных музыкальных инструментов. Он творец чего-то нового, необычного.
Импровизация. С помощью данного метода можно быстрее всего развить творческий потенциал на музыкальных занятиях. Импровизировать можно с движениями, с музыкальными инструментами, с интонацией. Самым большим преимуществом данного метода можно считать то, то дети очень любят импровизировать и делают это не только те ребята, которые хороши в музыке, но и те, у которых музыкальные способности развиты в меньшей степени. В этом виде работы ребенок не боится того, что он плохо или нечисто споет, потому что в данном случае это не имеет значение, главное тут то, что он сможет раскрепоститься и проявить свое творческое начало в полной мере.
Сухомлинский говорил: «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, живописи, фантазии и творчества. Этот мир должен всегда окружать детей и тогда, когда мы хотим научить их читать и писать. То, что дети чувствуют и переживают, влияет на их дальнейший путь к познанию» [5, с. 56].
Метод, который предлагает Дайер, состоит в том, чтобы добавить инструментарий к литературе, чтобы обогатить такие виды деятельности, как чтение вслух. Это отличный способ активно привлекать учащихся, а особенно хорошо этот метод подойдет для ребят, у которых есть
трудности с концентрацией внимания. Деятельность по творческому и личностному самовыражению отлично подходит для привлечения внимания младших школьников в обучении, а музыка — это отличный путь для творчества [6].
С. М. Флор предлагает метод иллюстраций. Суть метода заключается в том, что дети под музыку рисуют иллюстрации, которые, по их мнению, отражают и передают настроение, образ произведения. Также Флор предлагает под мелодию без слов (этюд, прелюдия и др.) придумать историю или рассказ, которые тоже будут отражать смысл музыкального произведения [7].
Наиболее часто используемый метод на занятиях — метод эвристических «ключевых» вопросов. Этот метод используется для формирования путей и решений творческого задания. По-другому эти вопросы называют «наводящими».
Одним из наиболее важных условий развития творческого потенциала младших школьников является совместная исследовательская деятельность с учителем. Такая деятельность будет возможной только при условии, что ни обучающийся, ни учитель не знают точного ответа на поставленный перед ними вопрос. Исходя из этого, задача приобретает статус проблемной задачи, которая требует дальнейшего решения. Если педагог проявил творческий подход к уроку и сумел заинтересовать учащихся, то у них будет усиливаться мотивация для поиска ответа, а это в свою очередь активирует творческую деятельность. Особую роль играют мотивы, которые базируются на основе соперничества.
Таким образом, в данной статье, мы рассмотрели понятие «творческий потенциал», его развитие у младших школьников, а так же, мы разобрали некоторые методы, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальной школе. Благодаря этим методам, у младших школьников будет развиваться не только творческий потенциал, но и другие качества, которые связаны с развитием личности.
Литература:
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 28.04.2020)
- Большой толковый социологический словарь = Collins dictionary of sociology: Рус.-англ. Англ.-рус. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М.: Вече: АСТ, 1999.
- Немов, Р. С. Психология./ Р. С. Немов — М.: Просвещение, 1990. — 328 с.
- Леонтьев, А. H. Деятельность. Сознание. Личность /А. H. Леонтьев — М.: Политиздат, 1975. — 160 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский — М.: Нар. Асвета, 1981. — 288 с.
- Dyer, J. L. (2011). Musical thought: Using music to enhance literacy instruction. Illinois Reading Council Journal, 39(4), 3–9 c.
- Flohr, J. W. (2006). Enriching music and language arts experiences. General Music Today, 19(2), 12–16 c.