Принципы и методы обучения учащихся критической оценке литературных героев
Автор: Болтаева Онажон Таджибаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 972 раза
Библиографическое описание:
Болтаева, О. Т. Принципы и методы обучения учащихся критической оценке литературных героев / О. Т. Болтаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2887/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье раскрыты особенности развития творческого мышления, формирования у учащихся умений критически оценивать героев художественных произведений, определены направления интеллектуальной деятельности учащихся, дана характеристика видам оценки литературных героев.
Ключевые слова: творческое мышление, интеллект, критическая оценка, анализ, герой произведения, поисковая деятельность, самостоятельность, дискуссия, логика.
В условиях постоянного возрастания информационных потоков в современном обществе, интенсивного развития объёма знаний происходит активизация мыслительных процессов у обучаемых. Поэтому основной задачей современного образования считается развитие творческого мышления учащихся. К сожалению, эта задача реализуется не в полной мере, так как не во всех звеньях системы непрерывного образования уделяется должное внимание технологиям личностно-ориентированного обучения. В частности, школьные программы не нацелены на развитие продуктивного мышления учащихся, на организацию познавательной деятельности в нестандартных ситуациях. В результате учащиеся не владеют творческим мышлением, и в основном ориентированы на запоминание, часто механическое. Поэтому они затрудняются в ответах на проблемные вопросы. У таких учащихся не будут сформированы в достаточной степени умения обобщения и творческого анализа.
Учебный процесс требует от учащихся приложения всего их потенциала, энергии. Только при этом условии развивается их познавательная активность и самостоятельность. В познавательном процессе иногда используется обучение на основе образцов, примеров, которые должны носить исследовательский, творческий характер. В результате такого обучения учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками на требуемом уровне.
Анализ современного состояния обучения показывает, что в дидактике уделяется недостаточное внимание развитию общих творческих способностей учащихся. До сего времени не разработаны критерии определения уровня творческих способностей учащихся, не создана методика их прогнозирования. Такое положение создает препятствия для реализации модели личностно-ориентированного обучения.
Невозможно одномоментно и комплексно решить задачи творческого развития учащихся. Прежде всего, необходимо, чтобы учащиеся овладели умениями выполнять отдельные задания познавательного и творческого характера, которые послужат первой ступенькой к активизации мышления.
По мнению некоторых ученых-педагогов (Р. Сафарова, Б. Адизов), постановка перед учащимися творческих задач приведёт к результативности познавательного процесса, в частности, к творческому подходу, самостоятельным наблюдениям, концентрации внимания, интенсивному мышлению. В процессе выполнения заданий учащиеся поставлены перед необходимостью определять порядок своих действий, выявлять противоречия, устанавливать причины, их взаимосвязь и т. п. Задания такого типа можно отнести к творческим.
Учащиеся испытывают затруднения, встречаясь с заданиями абстрактного характера. В этом случае учитель должен провести подготовительную работу и дать необходимые разъяснения. Учебный процесс, ориентированный на развитие творческих способностей и самостоятельного мышления учащихся, способствует ускоренному освоению новых знаний и информации.
В традиционном процессе обучения творческие задания используются как способ диагностирования сформированности у учащихся творческих навыков. Для развития творческих способностей учащихся необходимо сформировать у них глубокие систематизированные знания с помощью соответствующих заданий. Такие задания должны не только пробуждать интерес учащихся к знаниям, но и способствовать их осмыслению и усвоению. В этом случае обращается внимание и на эстетические аспекты умственной деятельности. Эффективными являются задания, которые имеют несколько вариантов решений, и, следовательно приводит к необходимости сравнения и выбора наиболее интересного решения.
Установлено, что каждый ученик обладает определенными способностями и даже талантами. Дети по природе своей любознательны и стремятся к знаниям. Но, чтобы проявились склонности и интересы учащихся, необходимо качественное управление учебным процессом. Задача учителя – использовать различные методики и технологии для постоянного движения мысли учеников. Закрепления потребности обдумывания и осознания получаемых знаний. При такой организации учебного процесса возможно обеспечить развитие исследовательской, поисковой деятельности, которая заключается в творческом подходе к решению проблем, самостоятельных выводах, поисков новых способов решения учебных задач, получении важных результатов. А главное, результаты учебного труда приносят удовлетворения учащимся.
Многие проблемы решаются учащимися быстрее и эффективнее, если используются игровые и занимательные формы подачи материала. И если достаточно сложный теоретический материал излагается с элементами занимательности, в доступной форме, усвоение его будет намного результативнее, поскольку игра активизирует мыслительную деятельность даже слабо успевающих учащихся.
Разумеется, невозможно развить способности учащихся в полном объёме и сразу. Это довольно сложный педагогический процесс, требующий длительного времени. Для того чтобы достичь успехов в данной области, требуется разработка и внедрение комплекса дидактически обоснованных заданий, направленных на развитие интеллектуальной, творческой деятельности учащихся и объединённых в систему сточки зрения поэтапного развития учебных умений и навыков. При этом учащиеся должны пройти путь от репродуктивной, формально логической деятельности к творческому, аналитическому мышлению.
Творческие способности учащихся обеспечивают интенсивное усвоение знаний, умений и навыков и практическое их применение. Большое значение для развития творческих способностей учащихся имеют механизмы развития психических свойств личности – памяти, внимания, представлений, воображения, воли.
Каждый ученик представляет собой самостоятельную личность и присущими ему особенностями и свойствами, которые проявляются в темпераменте, характере, интересах, интеллекте, потребностях и способностях. Интеллект учащегося имеет приоритетное значение в процессе обучения. С помощью интеллекта учащиеся находят нестандартные решения проблем. Интеллекту присущи свои особенности направления:
вербально-лингвистическое,
логико-математическое,
визуальное,
подвижное,
музыкально-ритмическое,
межличностно-коммуникативное,
личностное
В интеллектуальной деятельности учащегося преобладает то или иное направление мышления, и в зависимости от этого развиваются его способности. Некоторые учащиеся проявляют способности в нескольких направлениях, а у кого-то способности проявляются особенно ярко в какой-либо одной сфере. Например, музыкальное, поэтические, художественно-изобразительные. Исходя из этого, в учебном процессе необходимо создавать условия для максимального раскрытия талантов учащихся; организовать углубленное изучение предметов по направлениям, использовать факультативные формы обучения, различные виды внеклассных занятий.
Рассмотрим возможности формирования у учащихся критического мышления и критической оценки, где ведущую роль играет вербально- лингвистический интеллект. Учащиеся, обладающие им, очень ответственно используют формы устной и письменной речи. У них в большей степени, по сравнению с другими, развито «языковое чутьё». Эти учащиеся владеют навыками построения предложений, правильного чтения, пересказа художественного текста, составления характеристики героев, выражения критического отношения к литературным героям – всё это благодаря вербально-лингвистическому направлению ума.
Процесс обучения литературе следует проектировать таким образом, чтобы в первую очередь развивать вербально-лингвистический интеллект, используя соответствующие задания, в частности, задания, направленные на обучение навыкам критического оценивания героев произведений.
Этот вид умственной деятельности способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, приобретению социального опыта в процессе совместной деятельности.
Понятие критическое мышление толкуется по-разному различными педагогами. Большинство учителей понимают критическое мышление как высшую форму мышления, проявляемую учащимися в познавательном процессе, осуществляемом на высоком уровне. Критическое мышление оказывает значительное влияние на личную жизнь учащихся. Мэтттью Липман считает, систематизация знаний человека, борьба за собственные права целиком зависят от уровня его критического мышления. Критическое мышление есть способ проявления интеллектуальных возможностей человека.
Процесс формирования критического мышления и обучение учащихся умениям критического оценивания литературных героев имеют свои особенности, которые необходимо учитывать, и применять соответствующие педагогические технологии. Так, например, учащихся необходимо ориентировать на высказывание своего мнения, учить различать разные идеи и взгляды в общественном сознании, прививать им умения решать сложные проблемы, вести дискуссии, опираясь на убедительные аргументы.
Критический анализ художественного произведения, и в особенности характера героев произведения, требует создания на уроке литературы определённой ситуации, обстановки взаимного доверия. При таком подходе учащиеся смогут открыто выражать свои мысли, не боясь насмешки и осуждения со стороны учителя и одноклассников. Учитель же должен стимулировать обмен мнениями и создавать ситуации для живого обсуждения и высказывания различных точек зрения.
После такого, как учащиеся овладеют первоначальными навыками критической оценки героев, работа может направляться на определение качества самой оценки. Имеется в виду следующая классификация:
личная (индивидуальная) и коллективная;
зависимая и независимая;
основанная на чувствах (эмоциях) и логическая;
системно-масштабная, охватывающая все аспекты.
Попытаемся охарактеризовать каждый вид оценки.
Личная (индивидуальная) и коллективная оценка. В начале работы (анализа) учащиеся выражают личное отношение к героям произведения-положительное или отрицательное. Это отношение в основном объясняется личными пристрастиями. В ходе дальнейшей работы высказываются другие учащиеся с позиций своего понимания. Развитие мыслей и мнений постепенно приобретает форму обсуждения, дискуссии. Но у учащихся пока сохраняется непосредственное впечатление или отношение к литературному герою. Личное отношение является источником и гарантией движения мысли.
Зависимость или независимость оценки. Оценки, которыми учащиеся характеризуют литературных героев, бывают различными, самостоятельными. Расхождение в оценках чаще всего объясняется не проникновением в ткань художественного произведения, а жизненными реалиями и личным опытом учащихся (пусть даже небольшим). Самостоятельность в большинстве случаев проявляют те учащиеся, которые больше опираются на произведение и анализируют его с исследовательских и критических позиций. Они очень внимательно наблюдают за всеми действиями героев, их взаимоотношениями и отмечают положительные и отрицательные стороны их характеров.
Эмоциональная и логическая оценка. Критическая оценка литературных героев, основанная на чувствах или логике, обнаруживается в ситуации, когда ученик оформляет своё высказывание. В основе эмоциональной оценки большей частью лежит жизненный опыт, индивидуальные особенности психической сферы ученика. Логическая же оценка построена на доказательствах, то есть извлечениях из самого произведения. Оценок писателя, критики. В логической оценке должны присутствовать и элементы эмоционального опыта.
При таком подходе работа и учителя и учащихся будет результативной, так как оценка характеров литературных героев получится объективной, достаточно полной и самостоятельной. Кроме того, учащиеся овладеют умениями выражать мысли правильным, литературным языком.
Системно-масштабная оценка. Человек, не владеющий в достаточной степени свободным мышлением, не может точно и правильно выразить свои мысли и часто остаётся не понятым и закрытым для других мнений. Напротив, человек «здравомыслящий», владеющий навыками критического мышления, обязательно принимает к сведению точки зрения своих партнеров и глубоко их анализирует, учитывает, насколько они доказательны и убедительны и в зависимости от этого может изменить свои позиции. Учащиеся с сильной логикой мышления рассуждают примерно так:
«Я знаю, что большинство одноклассников присоединится к моему мнению после обсуждения проблемы. Разрешите мне привести доказательства для подтверждения моих мыслей». Важно, чтобы в процессе обучения критическому оцениванию героев произведений учащиеся овладели следующими навыками:
выражение непосредственно своей точки зрения;
обсуждение (дискутирование) текста произведения, литературных героев;
согласование своей позиции и позиций других при составлении критической оценки героев произведений;
отстаивание (защита) своей точки зрения в процессе обсуждения;
написание характеристик литературных героев с приведением необходимых доказательств и выражением собственной оценки (если даже она не совпадает с авторской).
Для обучения учащихся критической оценке литературных героев необходимо создать специальную методику, ориентированную на развитие критического мышления учащихся.