Ключевые слова: изобразительное искусство, декоративное искусство, творческая деятельность, художественное мышление, красочность мысли, практическая деятельность, композиционный поиск.
Одной из главных задач, стоящих сегодня перед педагогической наукой и практикой, является задача формирования творческой личности: раскрытие сущностях сил, творческих начал личности и создание условий для их реализации.
В современных условиях встает социальная значимость творческого обучения детей основам изобразительной грамоты и современной технологии в различных сферах жизни.
Решение проблемы творческого обучения студентов изобразительному искусству заключается в методологическом и теоретическом осмыслении противоречивой ситуаций, характерной для взаимодействия человека с окружающей действительностью. С одной стороны необходимо освоить и приумножить национальное богатство, выраженное в его предметно — вещественной форме, с другой, — обеспечить развитие человека как носителя обобщенного знания, обогатить его субъективно-личностный мир. Мы исходим из важного методологического положения, что знание должно опережать в своем развитии овеществленное, отдавая тем самым приоритет социальным и гносеологическим факторам научно-технического прогресса.
Успешно реализовать себя в условиях быстро изменяющейся жизни представляются возможности при наличии у человека способности находить возможность проявить свои интересы и склонности во всех сферах деятельности. Поэтому умение выразить свои возможности, реализовать себя как личность, представляется осуществленным лишь при творческом, активном отношении к окружающему миру. Выражение активности в инициативе интуитивно принимается всеми. Никто не назовет активным, инициативным человека, выполняющего работу хорошо, но лишь в заданных пределах, это, как правило, человек добросовестный. Можно определить понятие интеллектуальной активности через следующее сравнение: если мышление есть процесс решение задач, то интеллектуальная активность — это не стимулированное извне продолжение мышления. «Интеллектуальная активность — личностное свойство, это свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон невозможна без потери самого явления». [1]
В многочисленных трудах, посвященных проблеме творчества, можно выделить два направления, которые являются характерными:
- заключается в поиске наиболее оптимального подбора черт, характеризующих творческую деятельность ученых (А. Н. Уайтхед, Е. П. Торранс, Б.Беттелгейм, Т. Вьюжек и др.), т. е., формируется своеобразный «агрегатный», а не системно-целостный подход;
- отражает в большой мере именно личную сторону творческой деятельности, зачастую не связывая ее с интеллектом, его структурой и функциями.
Представление человека о себе и окружающем мире преобразуется в систему ценностей. Тогда поведение строится в зависимости от результатов соотнесения нового факта с действующими ориентирами. Из этого следует, что восприятие, запоминание, суждение, принятие решения. З.Фрейд отмечает, что на пути взаимодействия с внешним миром вклинивается цензура, являющаяся своеобразным стражем, разделяющим все действия и воздействия на допустимые и не допустимые, которые противоречат выработанным убеждениям. [2]
Возникающие подсознательные барьеры ограничивают полноценное восприятие мира к конкретно поставленным задачам, что приводит к тому, что человек не может в силу ограниченности во взаимосвязи с внешней средой выдвинуть разнообразные и, возможно, многочисленные гипотезы. Кроме этого наличие внутренней защиты приводит к снижению самооценки человека.
Нам представляется важным для решения задачи создания педагогической технологии развития творческих способностей, и обратить внимание на сделанные важные выводы анализируемых авторов:
- базовые операции интуиции в творческом процессе основаны на развитии образного мышления учащихся 1–3 классов.
- развитие базовых операций интуиции у учеников может быть связано с подбором соответствующего учебного материала, оперирование которым способствовало бы их развитию. [7,8] В частности конденсация развивается на основе пространственного воображения; обобщения в процессе выполнения различных творческих (композиционных) заданий поисковых эскизов. Развитие смещения формируется посредством акцептации внимания на конкретных деталях события, ситуации, которые могут оказаться значимыми.
Исходя из современного понимания развивающего обучения, всю познавательную деятельность можно отнести в зависимости от направленности к воспроизводящей или репродуктивной, творческой или продуктивной. Репродуктивная — познавательная деятельность характеризуется как процесс усвоения теоретического материала и выполнения заданий по применению его на практике по заданному образцу или алгоритму действия. [3,4,9]
Творческая познавательная деятельность — процесс усвоения теоретического материала и выполнение заданий по применению знаний на практике на основе самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования, как результатов, так и способов, процессов деятельности. Творческая познавательная деятельность ученика — это высшая форма их самостоятельной деятельности. Она предполагает, что на основе заданных условии, границ, фактического материала, результатов наблюдении и пробных действии ученики могут выполнить самостоятельно: формулировать определения; давать характеристику структурных единиц знаний объектов, объяснять процессы и явления, законы и свойства; применять в новых условиях имеющиеся знания и навыки умения. Здесь наблюдается интересная зависимость, заключающая в том, что чем меньше информации получает от учителя ученик в учебном процессе, тем больше самостоятельности он должен проявить в решении проблемы т. е., должен быть выше уровень его активности. В условиях массовой практики работы творческих заданий при несформированном у ученика активном восприятии учебной информации возникает совершенно противоположный результат, когда снижается интерес к учебной деятельности, снижается успеваемость и. т.д. В преподавании теории и практики изобразительного творчества в качестве самостоятельной дисциплины и развития творческой способности синтезом двух направлений в творческой деятельности в процессе преподавания изобразительного искусства неизменно решаются несколько проблем: интенсифицируется любой учебный процесс, в плане возрастания мысленной активности:
- углубляется общеобразовательное знание;
- повышается уровень их взаимного интеллектуального обогащения.
Развитие творческой деятельности детей, таким образом, включает в себя получение ими теоретических основ изобразительного творчества, а также формирование у них практического опыта собственной деятельности в этом направлении.
Понятие «изобразительное творчество» используется для характеристики двух взаимосвязанных процессов: целенаправленной учебно-воспитательной работы по развитию этого вида творчества и самой творческой деятельности по созданию изобразительных объектов.
Творчество оказывает огромное положительное влияние на все без исключения психические функции: восприятие, память, мышление, воображение и т. д. Это также стимул для развития волевых усилий, т. к. ему обычно требуется преодолеть препятствия и трудности. С творчеством, наконец, всегда связаны эмоциональная отзывчивость, увлеченность, чувство удовлетворенности, радости от плодотворных занятий. Поэтому мировоззренческая и мотивирующая направленность деятельности являются важнейшим условием построения целостного процесса обучения.
Развитие изобразительного творчества — составная часть учебно-воспитательного процесса, успех которого определяется: а) обеспечением единства обучения, воспитания и развития на основе повышения познавательной направленности учебного процесса, усиления межпредметных связей, использования активных методов обучения и воспитания для формирования творческого мышления; б) координацией воздействий, влияющих на развитие мышления, чувства и волю личности.
Содержательная сторона формирования творческой личности характеризуется наличием осмысленности, глубины и прочности знаний, критичности, самостоятельности и доказательности в процессе их восприятия, способностью к установлению связей и взаимосвязей между фактами и явлениями, процессами. Постоянным взаимодействием старых и новых знаний, использованием их в новых условиях, является решение творческих задач, и повышение уровня усвоения учебного материала и его практического применения, который будет зависеть от вида познавательной деятельности, в которую включен ученик, т. е., от воспроизведения и их творческого решения. Поэтому главной задачей современной школы заключается в том, чтобы научить ученика учиться творчески, критически воспринимать и обрабатывать полученную информацию, самообъективно добывать новые знания, умело применять их во время учебного процесса.
Литература:
1. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей — Самара, 1997.
2. Фрейд З. Психология бессознательного М: 1989–102с.
3. Тэмон Д. Аэробика для ума М.: Эксмо, 2002–397с.
4. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения, память, внимание, интеллект М.: Эксмо пресс, 2002–295с.
5. Кислинская Т. И. Воспитательная система Б.Беттельгейма Владимир: 1996,-137с.
6. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ.-М: Прогресс, 1990–716с.
7. Соколов В. И. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений-М.: Аспект Пресс, 1995–255с.
8. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведении человека М., 1969–317с.
9. Якиманская И. С., Абрамова С. Г., Шиянова Е. Б., Юдашкина Н. Н. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения //Современная педагогика-1991г. -№ 4-с.45–49
10. Сагимбаев А. А., Алгартова Г. Руководство изобразительной деятельностью детей (на каз. яз). Методическое пособие, Алматы: 2004–50 с.