Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств
Автор: Малых Наталия Васильевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 22.01.2018
Статья просмотрена: 603 раза
Библиографическое описание:
Малых, Н. В. Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств / Н. В. Малых. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3084/ (дата обращения: 16.11.2024).
Школьный возраст мы рассматриваем потому, что он является наиболее удачным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте наблюдается любознательность, впечатлительность и стремление к познанию. В этом возрасте происходит развитие всех когнитивных процессов, мотивационной сферы, индивидуальности, воображения. В учебной деятельности ребенок ищет себя. Ищет себя и в общении. Для области эмоционально-волевой сферы школьника характерны следующие черты: неумение сдерживать себя, большая страстность, резкость в поведении, слабость самоконтроля. Ему свойственно «взорваться», если в отношении проявляется несправедливость, также впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение наблюдается в состоянии утомления. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он доказывает, страстно, высказывает возмущение, с жаром спорит, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг. Познавательная сфера предоставляет школьнику совершенные возможности в процессе когнитивного оценивания.
Школьный возраст уже несколько лет привлекает пристальное внимание психологов. Эльза Френкель-Брунсвик (1908–1958) — первый психолог, которая разделила жизненный цикл на ступени, предприняла первую попытку связать психологию с социологией. У истоков многообразных теорий стояли такие крупные ученые, как С. Холл, З. Фрейд, К. Левин, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский. Их задачей было собрать и накопить конкретные данные, изучить психическое развитие в школьный период. Школьный возраст — возраст кипучей энергии, бурной активности, стремления к познанию, инициативности, жажды деятельности, пытливого ума. Это самый серьёзный период, именно здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одной из главных проблем совершенствования системы образования. Некоторые люди считают, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, не нуждаются в контроле, внимании и руководстве. Однако, такие дети восприимчивы к сенсорным стимулам, более чувствительны к оценке своей деятельности, они более, и лучше понимают отношения и связи.
Мы видим, что развитие у ребёнка происходит в школе. Та у него развиваются творческое мышление воображение и фантазия, воспитываются самостоятельность, любознательность, инициатива, активность, формируются умения, обобщать факты, проводить сравнения, критически оценивать деятельность, делать выводы. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
К творчески одарённым детям существуют разные подходы: ускорение и обогащение. В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для школьника как особая область теоретических знаний.
Словарь Ожегова С. И. дается следующее определение ученика:
- Тот, кто учится в школе или профессиональном училище.
- Тот, кто учится чему-нибудь у кого-нибудь.
- Последователь чьего-нибудь учения, тот, кто изучал что-нибудь под руководством кого-нибудь. [8, с 845]
Д. Н. Ушаков в Большом толковом словаре современного русского языка даёт следующее значение слова ученик.
- Учащийся в школе (низшей или средней). Ученик сельской школы. Ученик городской школы.
- Тот, кто обучается какой-либо профессии, проходит профессиональную подготовку.
- Тот, кто занимается или занимался изучением чего-либо под чьим-либо руководством.
- Последователь, сторонник чьего-либо учения и практической деятельности.
Значение слова Ученик по Ефремовой:
- Учащийся школы.
- Тот, кто обучается какой-либо профессии, проходит профессиональную подготовку.
- Тот, кто занимается или занимался изучением чего-л. под чьим-либо руководством.
- Последователь, сторонник чьего-либо учения и практической деятельности.
Умения учащихся мыслить неординарно, должно быть замечено и учтено каждым педагогом. Для каждого ученика очень важно раскрытие творческих способностей, выявление, развитие потенциала. Творческие идеи, нестандартность школьников требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения. Важнейшим фактором для педагога является ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, а также, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач.
Субъективная новизна продукта деятельности — это отличие в творческих способностях. По объективному значению «открытие» школьника может быть новым и необычным. Если что-то задумано школьником, проконтролировано педагогом, и выполнено по указанию педагога, то это не является творчеством. Школьник может принять такое решение, которое уже известно, которое уже практиковалось, но додумался до него самостоятельно, копируя известное. В этом случае имеем дело с творческим процессом, основанном на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении школьника. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в котором формируется умение решать не шаблонные, нестандартные задачи. [9, с 128]
Стоит отметить, что творческое мышления школьников провоцирует ряд сложностей для работы педагога с таким учеником: [3, с 10]
1) высокоинтеллектуальный школьник не всегда проявляет себя как творческая личность;
2) нестандартный ученик, творчески мыслящий, не всегда способен выполнить требования нормативов, стандартов и контрольных работ.
Для работы с такими школьниками педагогу необходимо предъявлять высокие педагогические требования, быть устремленными в своем дальнейшем развитии, обеспечивать школьникам зону ближайшего развития таким образом приучая их «не почивать на лаврах былых достижений». [5, с 158] На сегодняшний день возникла необходимость разработки модели учета творчества школьников в современных образовательных системах. Для учета и развития креативности личности свойственно формирование познавательных мотивов, познавательных потребностей, навыков дивергированности мышления, коммуникативных способностей и эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности как основных частей творческой активности личности в целом.
Соглашаясь, с определениями можно сказать, что ученик — это учащийся, который самостоятельно извлекает и изучает нужную информацию из других источников. В современном мире такими источниками, как правило, становятся: интернет, электронные книги, средства массовой информации.
На сегодняшний день перед учителями стоит задача учитывать, раскрывать и поддержать творческие способности школьников. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не получая развития. Однако каждый из учителей при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений может задействовать потенциал мозга школьника, который часто используется крайне незначительно.
Леонтьев А. Н отмечает: «…в целях развития творческого мышления необходимо как можно чаще в ткань урока встраивать нестандартные задачи, провоцирующие своим внешним видом или внутренним содержанием на ошибку, чтобы мышление учащихся находилось в тонусе…»
Таким образом, создается уровень критичности для научного мышления. Нужно постоянно оказывать педагогическое воздействие на креативных учащихся, для которых требования школьной программы кажутся излишними. [10, с 75]
Положительное формирование у школьников творческих способностей зависит от учета педагогом основных особенностей творчества и решения центральных задач в развитии креативности и творчества.
Сегодня особенно возрастает роль учета творческих способностей школьников в практической деятельности педагогов. Педагогический учет и сопровождение развития творчества школьников представляет собой единое целое, учета и поддержки, помощи ребенку. Она является особым видом организованного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого с изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок взрослых, которая создаёт оптимальные условия обучения и обеспечивающая креативное развитие учащегося.
Модель, которая обеспечивает учет творчества школьников в пространстве учебной деятельности, состоит из двух уровней: [13, с 224]
Первый уровень является программно-содержательным. Он включает разные задания на развитие дивергентности мышления; творческие работы; комбинаторные задания; задания на развитие вербальной креативности;
Второй уровень — деятельностно-операционный. Он объединяет диалоговые формы обучения; оказывает педагогическую помощь и поддержку. Осуществляет индивидуально — ориентированный подход. Использует современные технологии и методики; внедряет субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательную деятельность.
Систематический учёт педагогом творчества школьников помогает своевременно обнаружить особенности и отличительные черты в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать, направлять и развивать деятельность учащихся.
Развитие творчества школьников представляет собой единую проблему. В этой проблеме пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными проблемами являются — выявление, обучение и развитие творчески одаренных школьников. Сюда входят и другие проблемы — проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов для работы с творчески одаренными школьниками.
Развитие творческих способностей взаимосвязано с формированием навыков и исполнительских умений. Чем многообразнее умения и навыки школьников, тем более сложные задания выполняют школьники. Реальнее их замысел тем и богаче фантазия.
Развитие мышления и развитие языка, тесно взаимодействуют с друг с другом. Мы видим, что важнейшая задача в развитии творческих способностей школьников — это обучение их умению словесно описывать способы решения заданий, рассказывать о приемах работы, читать их графическое изображение, называть основные элементы задачи. Школьникам необходимо усваивать словарный запас, это очень важно для формирования и развития внутреннего плана действия. При креативном процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. [7, с 184]
Педагог, который стремится к развитию креативности учащихся, должен: обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в классе, то есть помогать учащимся и их стимулировать при появлении вопросов, новых ракурсов, идей. Но в то же время, педагогу должен уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.
При этом важнейшим условием формирования творческих способностей учащихся выступает социокультурная среда. В философии социокультурная среда составляет три совокупности: [1, с 320]
1) мегасреда — это современный социальный мир, который окружает человека и определяет духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным. [2, с 220]
2) макросреда — это общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).
3) микросреда — это социальное окружение школьника (10–12 лет) в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т. д.) различия.
Одной из составляющих социокультурной среды являются учреждения культуры, а на селе — это сельский клуб. [6, с 56]
На селе остаётся не решённой проблема деятельности клуба. Эту проблему заключается в помощи (семье, школе, общественным и производственным организациям в формировании гражданской, познавательной и творческой активности детей и подростков). Функциями клубной работы являются- техническая самодеятельность и художественная. Развитие интересы детей и подростков, техническая самодеятельность и художественная функции и способствуют педагогизации досуга, так как в процессе занятий любимым делом формируют творческие качества личности, углубляют ее общественную активность, воспитывают, развивают духовные потребности, вкусы, кругозор. [3, с 34]
Сегодня, органы народного образования и культуры максимально способствуют развитию художественной и технической самодеятельности детей, подростков, юношества. В последние десятилетие происходит утверждения положений о клубах юных техников, о смотрах — конкурсах и пр.
Во время каникул не только не прекращается деятельность клубов, но, наоборот усиливается.
Учитывая условия села, у руководителей художественных коллективов, клубов по месту жительства присутствует одна цель — создание празднично — семейной обстановки в клубе. Стать соучастниками семейных событий, принести радость людям. [11, с 85] В процессе осуществления этих целей решаются и художественно — педагогические задачи по нравственно — эстетическому воспитанию и творческому развитию участников коллектива. За основу репертуара кружков, которые располагаются в клубе, можно взять и концерты по заявкам и праздники, тематические музыкально — литературные композиции, посвященные красным датам календаря, которые отмечают в каждой семье, а также особым семейным датам.
Таким образом, клубная работа, которая объединяет детей и подростков, которые проживают в одном селе, подчиняясь основным задачам, закономерностям и принципам клубной деятельности. Специфика клубной работы, по месту жительства, определяется в синтезе следующих видов деятельности:
– организации в клубе «неофициального» общения ребят между собой и с взрослыми людьми,
– создании атмосферы сопричастности интересов и поведения детей жизни своего района, села;
– пробуждении и развитии интересов и способностей как условия и средства выявления индивидуальности каждого ребенка и подростка; совместной деятельности детей, родителей и широкой общественности.
Литература:
- Аванесова Г. А. Культурно — досуговая деятельность. Теория и практика организации.- М.: Аспект Пресс, 2006.-320 с.
- Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие / И. Н. Ерошенков. — М.: Владос, 2004. — 220 с.
- 11 Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.- 34 с.
- Золотова Т. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики: методические рекомендации — М.: АРКТИ, 2010 — С.10
- Кашапов, М. М. Психология творческого мышления / М. М. Кашапов, — М.: Пэр СЭ, 2006. — С. 158
- Каменец A. B. Клубы вчера, сегодня, завтра. М.: КАИССА, 2001
- Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А. М. Матюшкин. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 184 с.
- Ожёгов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — С.735
- Речицкая Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников — М.: Владос, 2006–128 с.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников — М.: Академия развития, 2006 — С.75
- Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. ст. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред.: Т. Г. Киселева [и др.]. — М.: МГУКИ, 2000. — 85 с.
- Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности — М.:ИПП. 2007. C.224