Методологические основы понятия творческой активности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 01.07.2015

Статья просмотрена: 4334 раза

Библиографическое описание:

Бондарь, М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников / М. А. Бондарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 598-601. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20763/ (дата обращения: 16.12.2024).

Большое значение в развитии школьника имеют общеобразовательные учреждения, где школьник проводит большую часть времени, приобретая знания и умения, навыки, формируя личностные качества и свойства. Именно в общеобразовательных учреждениях нужно создать условия и возможность развить творческую активность школьника. Отметим, что во все времена ценились творческие люди, умеющие нестандартно подходить к любому делу, поэтому развитие творческой активности школьников была и остаётся актуальной.

Понятие «активность» интерпретируется неоднозначно в сфере философии, психологии, педагогике и других науках.

В философии активность субъекта рассматривается как динамический процесс взаимодействия человека с объектом.

В. А. Петровский [11], отождествляет активность с движением, которое обеспечивает становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности. В свою очередь, деятельность есть единство целенаправленной и целеполагающей активности человека, реализующей и развивающей систему его отношений к миру.

К. А. Абульханова называет активность специальным высшим личностным образованием, связанным с жизненным путём, его целостной и ценностной временной организацией, что выражается в формировании смысла и концепции жизни, жизненной линии, жизненной позиции. При этом активность в трактовке К. А. Абульхановой выступает как личностное функционально-динамическое качество, интегрирующее всю психологическую структуру личности и обеспечивающее ей возможность по-своему структурировать жизнедеятельность [1].

М. И. Лисина [9] понятие активности связывает с деятельностью и рассматривает активность в трех аспектах: как вид деятельности; как состояние противоположное пассивности; как инициативность.

В современных словарях понятие «активность» является производным от слова «активный», то есть деятельный, энергичный. Понятие «активность» раскрывается как усиленно действующий, развивающийся [12]. В понятие «активность» вкладывается процесс развития, то есть, если субъект активно действует, значит, он развивается. Активность — способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества, деятельное отношение личности к миру, [8]. Активность определяется как способность той или иной системы к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию, самореализации.

В педагогике, по мнению Г. И. Щукиной активность рассматривается как основная черта личности, заключающаяся в способности трансформировать окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и обличающая в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т. п., при этом синонимируя активность и деятельность, полагая, что активность выражает уровень и характер деятельности [18].

А. И. Савенков выделяет, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность. Творчество всегда индивидуально и своеобразно, оно шире понятия «деятельность». Творчество реализовывается посредством деятельности, осуществляется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса [15].

И. С. Якиманская рассматривает активность ребёнка как приспособляемость (адаптивность) к требованиям взрослых, задающих для него нормативные ситуации с одной стороны и креативность, с другой стороны, которая позволяют ребёнку постоянно искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать её, создавать для себя новую с опорой на имеющиеся знания, способы действий [21].

По мнению А. Г. Асмолова активность как качество личности формируется под воздействием социальных условий и не может выразиться вне опыта человека. Активность личности зависит от её задатков, направленности, моральных качеств [4]. Активность, как черта личности, полагает, что школьники в детской общественной организации становятся субъектом деятельности и руководят своим личным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества и поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние школьников и его отношение к деятельности, причём это состояние выражается в виде сосредоточенности, внимании, в интересе к совершаемой деятельности и личностной инициативе.

К. Д. Ушинский отмечает, что воспитатель «должен зорко отличать упрямство, каприз и потребность свободной деятельности, и бояться более всего, чтобы, подавляя первые, не подавить последней... Он должен воспитать сильное стремление к свободе и не дать развиться склонности к своеволию и произволу» [16].

Г. И. Щукина [19] считает, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

1.                  Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется школьником в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других.

2.                  Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне школьнику нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства её выполнения.

3.                  Творческая активность представляет собой высший уровень, если задача ставиться школьниками, и пути её решения избираются новые, оригинальные.

Д. Б. Богоявленская, О. К. Тихонова, Я. А. Пономарева, Дж. Гилфорд, Л. Б. Ермолаева-Томина и др., в своих исследованиях указывают на то, что природная способность к творчеству заложена в каждом человеке и проявление её в той или иной степени возможно при условии раскрытия индивидуальности личности, при наличии у личности соответствующих мотивов, способностей, знаний и умений. Например, Л. Б. Ермолаева-Томина отмечает, что творческие потенции, заложенные у каждого человека на разной глубине подсознания можно раскрыть, опираясь на свою индивидуальность» [7].

Творчество — это деятельность, которая порождает качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество характерно для человека, т. к. всегда предполагает субъекта творческой деятельности и носителя определенных ценностных ориентиров» [14]. Отсюда следует, что для творчества необходима энергия, способствующая пробуждению внутренних сил человека и раскрытию творческих и духовных качеств.

Согласно А. Д. Александрову творчество есть характерная видовая особенность человека, которая выделяет его из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. В. В. Шаронов представляет другую точку зрения, согласно которой творчество по своему содержанию тесно связано с игрой [17]. Творчество — свойственная человеку целеустремленная работа, которая отличается неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, направленная на получение новых существенных качеств конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности [2].

Таким образом, проанализировав философскую, психологическую и педагогическую научную литературу определяем, что творчество являет высшую форму активности личности, значимое качество личности, которое создается в процессе взаимодействия с признанными общечеловеческими ценностями и характеризуется ориентацией на культурные и духовные ценности в личностном развитии и в межличностном сотворчестве с одной стороны и выступает стержневым фактором самостоятельной деятельности присущей человеку с другой стороны.

Русский учёный П. К. Энгельмейера вводит понятие «творческая личность» и определяет его следующим образом «творческая личность есть прогрессивный элемент, дающий всё новое» [3]. Процесс творчества и творческая активность — понятия, которые дополняют друг друга, без активности нет творчества и при этом творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже в той которая не носит творческий характер [5].

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10]. Таким образом, творческая активность есть свойство личности, сложное интегративное образование личности; творческая активность предполагает взаимодействие субъекта и объекта для приобретения адекватной информации об объекте и выработку эмоционально-оценочного отношения к процессу и результату творческой деятельности.

Кроме того, значительными возможностями в развитии творческой активности школьников обладает внеурочная деятельность, которая выступает как средство мотивации развития личности к творчеству через широкое разнообразие видов деятельности [6]. Развитие творческой активности школьников определяется созданием ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Творчество школьника — это создание школьником такого продукта, в процессе работы над которым самостоятельно использовались усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для него подхода к выполнению задачи [13].

Изучая особенности детского и юношеского возраста Б. П. Юсов, придавал немаловажное значение развитию творческой активности в юношеском возрасте, так как считал, что «…к 14–15 годам завершается формирование предпосылок к почти профессиональному уровню художественной деятельности — по степени созревания нервно-перцептивной основы многих способностей к художественной деятельности: к изобразительному искусству, танцу…», что способствует духовному и культурному развитию личности [20].

Итак, содержательные признаки творческой активности: творческая активность есть деятельность, состоящая в производстве новых способов деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей; творческая активность есть процесс, т. к. применяются новые средства (способы) или новые программы деятельности; творческая активность есть создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем; творческая активность есть процессом удовлетворения новых потребностей общества; творческая активность является высшим видом деятельности человека, она первична по отношению к исполнительной деятельности; творческая активность представляет собой единство духовного и материального творчества, идеальное преобразование предшествует материальному.

Творческая активность школьников предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы, развитие самостоятельности школьников, их умение самостоятельно переходить от одного этапа к другому; овладения не только приёмами логики и решения различных задач привычными способами, но и умение искать свой наиболее рациональный путь решения нестандартных задач. В этих условиях творческая активность школьника выражается во взаимодействии деятельности педагога и школьников, которая сопровождается нарастанием мотивации, самостоятельности и результатом.

 

Литература:

 

1.                  Абульханова-Славская, К. А. Личностная регуляция времени [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — с. 279–297.

2.                  Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? / Ш. А. Амонашвили. — М.: Просвещение,1991. — 175с.,с.87.

3.                  Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: ИССА РАО, 1994. — 95с., с.56–57.

4.                  Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: 1984. — 104с.

5.                  Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

6.                  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223с. — (Стандарты второго поколения).

7.                  Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества. — М., 2003. — с.3.

8.                  Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издат. центр «МарТ», 2005. 448с.

9.                  Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 230с.

10.              Манеева, О. Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках// Одаренный ребенок. — 1994. — № 4. — с.12–15.

11.              Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/ В. А. Петровский. — Ростров н/Д.: «Феникс», 1996. — 509с.

12.              Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — М., 2007. — с.28.

13.              Попов, В. В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Текст] / В. В. Попов, Ю. Г. Круглов — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 319с.

14.              Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. — с.1314.

15.              Савенков, А. И. Программа «Одаренный ребёнок в массовой школе». — Первое сентября. 2003. № 29.

16.              Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. // Избр. пед. соч.: в 2 т. — М., 1974. — Т. 2. — с.304–326.

17.              Шаронов, В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. — М: Наука, 1997. — 195с., с.182–183.

18.              Щукина, Г. И. Развитие познавательной активности школьников. / Г. И. Щукина. — М., 1989. — 142с.

19.              Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208с., с.146–148.

20.              Юсов, Б. П. Взаимосвязь культурных факторов в формировании современного художественно мышления учителя образовательной области «Искусство». — М., 2004. — с.90.

21.              Якиманская, И. С. Разборка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — с.31–42.

Основные термины (генерируются автоматически): творческая активность, активность, творчество, деятельность, творческая активность школьников, творческая деятельность, знание, творческая активность школьника, художественная деятельность, юношеский возраст.


Задать вопрос