Развитие творческой активности учащихся в школьном классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 03.08.2018

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Колчина, А. А. Развитие творческой активности учащихся в школьном классе / А. А. Колчина, Л. А. Джигит. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52247/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сегодня современное российское общество заинтересовано в воспитании инициативных, целеустремлённых, настойчивых, социально и творчески активных людях, стремящихся к преобразованию окружающей действительности на благо страны и мира в целом. В связи с этим перед классным руководителем стоит профессиональная задача, которая заключается в развитии творческой активности подростков в школьном классе. В данной статье мы рассмотрим подходы к определению понятия «творческая активность», а также раскроем содержание деятельности педагога на каждом из этапов ее развития.

Проблема развития творческой активности школьников рассматривалась в работах О. А. Болденко, Т. С. Горбуновой, В. К. Григоровой, Г. В. Маркиной, Н. В. Погореловой. Изучение творческой активности, как было замечено Г. В. Маркиной, проблема противоречивая и сложная, поскольку включает в себя выявление природы и источников творческой активности, а её предметом выступает «явление, внутренняя сущность которого не доступна для прямого и непосредственного исследования». [5] Этого же мнения придерживается А. А. Рахимбердиева, подтверждая недостаточность исследования данного феномена. [7] Таким образом, единого и общепринятого определения понятия «творческая активность» на данный момент не существует.

Рассмотрим различные подходы к определению понятия творческой активности.

Безрукова В. С. под творческой активностью понимает «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность — это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую». [1, с. 774] По мнению А. А. Кирсанова, творческая активность выступает как «система личностных качеств, своеобразное интегральное свойство личности, проявляющееся в нестереотипности, динамичности, настроенности на практическое претворение личностных установок, на воплощение творческих идей в материале и доведение их до конечного результата». [4, с. 19] Исследователь связывает творческую активность с практической деятельностью, основанной на претворении в жизнь замыслов, творческих идей личности, характеризующейся конечным результатом. Идея о том, что творческая активность является интегративным качеством личности, встречается в работах О. А. Болденко, Т. С. Горбунова, В. Б. Филимонова, И. В. Фуфаев, Л. Н. Шульпина.

Для нашего исследования важны идеи Л. Н. Шульпиной, которая отмечает, что «творческая активность — это интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Структура творческой активности включает единство мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов». [8, с. 44]

В результате анализа работ О. А. Болденко, Г. В. Маркиной, А. А. Рахимбердиевой, И. В. Фуфаева, Л. Н. Шульпиной мы пришли к выводу, творческая активность включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-мотивационный, креативный и деятельностный. Охарактеризуем особенности каждого из компонентов. Когнитивный компонент предполагает понимание школьниками значимости творчества и творческой деятельности, проявляется в умении формулировать вопросы. Эмоционально-мотивационный компонент раскрывается через положительное отношение учащихся к творческой деятельности, а также через интерес к творчеству, желание им заниматься. Креативный компонент заключается в оригинальности и новизне результатов и способов деятельности. Деятельностный компонент выражается в самостоятельности ученика, его умении достигнуть результатов деятельности.

В нашем исследовании мы рассматриваем творческую активность как интегративное качество личности, выражающееся в осознанной преобразовательной деятельности по созданию новых, оригинальных или совершенствованию существующих предметов материальной и духовной культуры, обусловленной внутренними потребностями, интересами.

Проблема развития творческой активности школьников в современных условиях приобретает особую актуальность. Её исследованием занимались такие ученые, как О. А. Болденко, М. А. Бондарь, Т. С. Горбунова, В. К. Григорова, А. М. Матюшкин, Н. В. Нефедьева, Н. В. Погорелова, А. А. Рахимбердиева, А. И. Фишелева.

Творческая активность является результатом длительного процесса развития активности учащихся, организуемого педагогом в образовательном учреждении. По мнению Т. С. Горбуновой, «развитие творческой активности — процесс и результат качественного изменения личности, увеличение комплекса качеств, характеризующих ее творческую активность, происходящее за определенное время посредством общения, обучения, воспитания и самовоспитания». [2, с. 549] Процесс развития творческой активности как феномен раскрытия внутреннего потенциала личности в определённой деятельности, основанный на признании ценности самовыражения, поддержке творческой направленности индивида, определяют В. К. Григорова и Н. В. Нефедьева. [3, 6]

В результате анализа работ О. А. Болденко, М. А. Бондарь, В. К. Григоровой, А. М. Матюшкина, Н. В. Нефедьевой, Н. В. Погореловой, А. А. Рахимбердиевой, А. И. Фишелевой по проблеме развития творческой активности школьника, нами были определены педагогические условия развития творческой активности учащихся в школьном классе. К таким условиям относится, прежде всего, совместная творческая деятельность педагогов и школьников. При этом основой содержания такой деятельности выступают значимые проблемы школьников. Целесообразно предоставить ученикам возможность выбора вида и формы деятельности, что будет способствовать их самовыражению. Классный руководитель создает ситуацию успеха, стимулирует проявление самостоятельности школьниками, использует диалоговые формы взаимодействия с подростками.

В нашем исследовании мы будем рассматривать развитие творческой активности школьника как целенаправленный процесс положительного преобразования педагогом личности учащегося, характеризующийся качественным изменением показателей структурных компонентов творческой активности, основанный на поддержке любых творческих начинаний школьника и осуществляемый в процессе совместной деятельности за определённый промежуток времени.

Согласно Г. И. Щукиной, развитие творческой активности «предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника». [9, с. 29] Опираясь на идеи Г. И. Щукиной об уровнях развития активности личности школьника [9, с. 27–30] нами было установлено, что творческая активность личности школьника в процессе своего развития проходит три этапа: воспроизводящий, поисковый и преобразующий. По мере развития творческой активности учащихся меняется их позиция в деятельности — от пассивных участников до организаторов.

На воспроизводящем этапе деятельность школьников носит репродуктивный характер и подразумевает усвоение готового опыта педагога, его дальнейшее воспроизводство. Ученики преимущественно занимают позицию пассивного участника: зрителя, слушателя. На втором — поисковом — этапе учащиеся начинают занимать позицию активного исполнителя, в большей степени проявляют самостоятельность. Педагог вовлекает воспитанников в совместную деятельность, где каждый член класса выполняет определённые поручения, обязанности. На преобразующем этапе ученики выступают в роли организаторов деятельности — самостоятельно определяют проблему, определяют цель, задачи своей деятельности по решению обозначенной проблемы, составляют план действий, а также определяют оригинальные, новые варианты её решения.

Раскроем содержание деятельности классного руководителя на каждом из этапов: определим ведущую цель воспитания, основные задачи и в соответствии с ними комплекс педагогических средств, направленных на развитие творческой активности учащихся.

На воспроизводящем этапе целью педагога является вовлечение школьников в творческую деятельность, формирование у них интереса к творчеству. Особое внимание на этом этапе уделяется установлению доверительных отношений с воспитанниками, что достигается за счёт проявления уважительного отношения к мнению учеников, учёта интересов каждого члена класса, использования диалоговых форм общения. Также, классному руководителю целесообразно создавать ситуации успеха в творческой деятельности учащихся, благоприятные условия для их самовыражения. Ведущими педагогическими средствами, используемыми на данном этапе развития творческой активности, являются: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов и видеофрагментов, прослушивание и обсуждение музыкальных композиций, игра, инсценировка, конкурс, поощрение в форме публичной похвалы и награждения.

На поисковом этапе основной целью классного руководителя выступает побуждение учащихся к самостоятельному творческому поиску. Главными задачами педагога на данном этапе являются: создание условий для творческого поиска учеников, и приобретения школьниками опыта творческой деятельности. Для этого организуется совместная деятельность учащихся в классе, в которой каждый имеет возможность проявить себя, свои умения. Она позволяет расширить сферу интересов школьников, найти им занятие в соответствии с их интересами и потребностями. Классный руководитель помогает школьникам сформулировать проблему, требующую разрешения и подобрать варианты её решения, определить цель, задачи совместной деятельности. Важно поддерживать интерес, положительное отношение воспитанников к поисковой деятельности, а также поощрять достижение результата каждого в решении проблемы.Педагогическими средствами второго этапа являются: игра, викторина, дискуссия, диспут, дебаты, творческая встреча с интересным человеком, конкурс, защита творческих работ, выставка, фестиваль, театрализованное представление, групповая форма работы поощрение в форме публичной похвалы и награждения.

На преобразующем этапе целью классного руководителя является содействие учащимся в организации совместной творческой деятельности. На данном этапе педагог выступает в роли консультанта. Ученики самостоятельно формулируют проблему, цель и задачи, продумывают содержание дальнейшей деятельности по решению проблемы, распределяют поручения между одноклассниками.Классный руководитель осуществляет индивидуальную поддержку школьникам по мере возникновения затруднений. Таким образом, ведущим педагогическим средством на данном этапе является коллективная творческая деятельность, которая реализуется в форме коллективного творческого дела. Дополнительными педагогическими средствами на третьем этапе могут выступать: беседа, дискуссия, диспут, «мозговой штурм», воспитательное событие, классное собрание, поощрение в форме публичной похвалы и награждения.

Стоит отметить, что комплекс педагогических средств развития творческой активности учащихся в школьном классе, выделенных нами на каждом этапе развития творческой активности школьников, может быть скорректирован в соответствии с возрастом, интересами, потребностями школьников, а также возможностями классного руководителя.

Таким образом, нами были раскрыты особенности развития творческой активности подростков в школьном классе. На каждом из этапов развития творческой активности подростков: воспроизводящем, творческом и поисковом было охарактеризовано основное содержание деятельности классного руководителя и определены ведущие педагогические средства.

Литература:

  1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 937 с.
  2. Горбунова, Т. С. Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии на внеклассных занятиях // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 548–552. — URL https://moluch.ru/archive/51/6536/ (дата обращения: 26.01.2016)
  3. Григорова, В. К. Развитие творческой активности старших подростков: теоретический и научно-методологический подход // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 1. — С. 17–20.
  4. Ларин, А. Е. Воспитание творческой активности учащихся в профессионально-техническом училище: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Казань, 1989. — 22 с.
  5. Маркина, Г. В. Развитие творческой активности подростков во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/10/19/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-podrostkov-vo#h.1fob9te (дата обращения: 26.01.2016)
  6. Нефедьева, Н. В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 54. — С. 341–399.
  7. Рахимбердиева, А. А. Психолого-педагогические основы развития творческой активности [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2015. — № 3. — Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2015/psih3.html (дата обращения: 23.01.2016)
  8. Шульпина, Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2003. — 142 с.
  9. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая активность, классный руководитель, творческая активность учащихся, творческая деятельность, школьный класс, проблема развития, публичная похвала, совместная деятельность, творческая активность подростков, творческая активность школьников.


Задать вопрос