Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Автор: Авторханова Хамсат Ахмедовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 08.02.2016
Статья просмотрена: 699 раз
Библиографическое описание:
Авторханова, Х. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики / Х. А. Авторханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/708/ (дата обращения: 16.12.2024).
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения — отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место тогда, когда учащиеся будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. А, следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы.
Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Активизировать — это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала –«Смертельный грех учителя — быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес — не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса — сам процесс деятельности. Здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными — не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности.
Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой — путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Учащиеся запоминают 10 % того, что читают, 26 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 70 % того, что обсуждают с другими, 80 % того, что основано на личном опыте, 90 % того, что проговаривают в то время, когда делают, 95 % того, чему они обучаются сами. Данная информация позволяет сделать однозначный вывод. Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.
Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма организации учебной деятельности мною нечасто, но эта работа даёт заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. В каждой группе выделяется свой лидер, который чувствует ответственность за работу всей группы, а менее подготовленные ученики стараются показать себя с лучшей стороны. Групповую форму обучения я применяю на следующих этапах обучения:
- закрепление пройденного материала;
- проверка знаний и умений учащихся;
- при проведении зачёта.
В группе, где организуется взаимопроверка, ученики разбиваются на пары, выслушивают друг друга и ставят оценки. Таким образом, за один урок удаётся проверить знания теоретического материала у всех учеников. Групповая форма обучения помогает ученикам преодолеть трудности при устных ответах, при решении задач.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у учащихся чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит школьника в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе, рабочее настроение. Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото («Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Признаки равенства треугольников» и другие). Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности — исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности учащихся, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью можно использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации учащихся в игре.
Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельностью как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика. Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Литература:
- Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
- Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.
- Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
- Гакаев Р. А. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 178–181.
- Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
- Гакаев Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры [Текст] / Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 19–22.
- Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.
- Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
- Гакаев Р. А. и др. Методика преподавания географии. Назрань, 2016.
- Гакаева Р. Х. Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся [Текст] / Р. Х. Гакаева // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 122–125.
- Красноперов В. И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики [Текст] / В. И. Красноперов, Л. А. Красноперова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 180–183.
- Муцаева Т. С. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] / Т. С. Муцаева // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 24–27.
- Тихомирова Л. Ф., Басова А. В. «Развитие логического мышления детей» — Волгоград: Учитель, 2002.
- Энгиноева Ф. С. Развитие логического мышления учащихся на уроках физики [Текст] / Ф. С. Энгиноева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 98–102.
- Электронныйресурс http:// nsportal. ru/sites/default/ files/2012/10/11/tv._otchyot.doc