Основы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 20.05.2018

Статья просмотрена: 3332 раза

Библиографическое описание:

Мамбетова, Р. Р. Основы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Р. Р. Мамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50416/ (дата обращения: 21.11.2024).



С помощью познавательного интереса мы познаем окружающий мир, стремимся проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательный интерес обеспечивает глубокое изучение предметов и явлений, постоянное и самостоятельное добывание знаний в интересующей нас области, активное и деятельное приобретение необходимых для этого способов, настойчивое преодоление трудностей.

Субъективно познавательный интерес обнаруживается у школьника в положительной эмоциональной окраске познавательного процесса «Мне интересно» и во внимании к объекту интереса. Подобная учебная мотивация крайне важна для осуществления учебной деятельности детей в младшем школьном возрасте, которая с первого класса носит характер напряженного труда. Именно наличие познавательного интереса снимает трудности учебной деятельности, и последняя начинает приносить удовольствие. Однако многие стороны учебной деятельности не вызывают непосредственного интереса у школьников.

Поэтому, как и всякая деятельность, учебная деятельность в младшем школьном возрасте является полимотивированной, и часто доминирующими мотивами в ней становятся мотивы, порождаемые не самой учебной деятельностью, а позицией школьника в социуме (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова). В этом случае главным для школьника является не процесс познания и овладения знаниями, а стремление завоевать в обществе, в классном коллективе благоприятную позицию. Вот почему возникновение познавательного интереса, процесс и стадии развития устойчивых познавательных интересов являются актуальными проблемами педагогики и психологии. [1]

Можно выделить ряд стадий в развитии познавательного интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес и теоретический интерес. Все они определяют разные степени направленности и отношения ученика к предмету, а также влияния познавательного интереса на его личность.

Любопытство — первая и самая простая стадия познавательного интереса. Это интерес, возникший от каких-либо внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека. На этой стадии нет стремления к познанию, но любопытство может стать начальным толчком к нему. Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, так как на данном этапе жизни им интересно все.

Вторая стадия развития познавательного интереса — любознательность. Это стремление к более глубокому изучению какого-либо явления, закономерности. Такой интерес не пропадает с окончанием ситуации, а заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность, которая становится привлекательной для ребенка. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие самостоятельной работы ученика, и он становится субъектом деятельности.

Благодаря этому познавательный интерес переходит на следующую стадию — от любознательности к собственно познавательному интересу. Теоретический интерес — последняя и самая сложная стадия развития познавательного интереса. Под ним понимается такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. В основном это узкий интерес к определенной отрасли знаний. Заслуга в определении механизма формирования познавательной мотивации, в том числе познавательного интереса, принадлежит А. Н. Леонтьеву. Данный механизм он назвал «сдвигом мотива на цель». [2]

В процессе формирования учебной деятельности, которая всегда начинается с целеполагания, вначале учащийся осуществляет учебные действия на основе «внешней» мотивации. При последовательном и добросовестном выполнении учебных заданий прежняя «внешняя» мотивация вытесняется и на смену ей приходит мотивация внутренняя, познавательная, исходящая из самой цели учебной деятельности — познания. Происходит «сдвиг мотива на цель» при условии, что учащийся получает для себя более значимый результат, чем исходная мотивация. В этом случае происходит также превращение отдельных учебных действий в полноценную учебную деятельность, в которой имеет место совпадение мотивов и целей.

Так, ученик может выполнять задания своевременно, чтобы поскорее отдохнуть. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу у него появляется интерес к различным предметам в школе, и теперь он выполняет уроки, чтобы лучше разобраться в неизвестном ему материале. При этом то, что являлось целью, становится самостоятельным мотивом. Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, регулировать их. Сложившийся устойчивый познавательный интерес учащегося влияет и на успешность обучения, и на всю личность школьника в целом. Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень важна для построения учебного процесса. Учитель должен «привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор».

Можно выделить несколько условий возникновения и проявления познавательного интереса младших школьников в обучении:

  1. Грамотное соотношение нового материала и уже известного является основным условием возникновения познавательного интереса у учеников.
  2. Также интерес к работе может повыситься благодаря возможности использовать свою инициативу и активность для творческого преобразованияпредмета.
  3. Необходимо обращать внимание на успехи детей, поощрять их за верное выполнение заданий. Это способствует укреплению интереса.
  4. Если учитель сам заинтересован в изложенном материале, излагает его красочно и полно, то интерес детей будет лишь возрастать.
  5. Также формированию учебных и познавательных интересов в огромной мере способствует вся внеучебная и внешкольнаяработа.

Таким образом, можно выделить следующие общие закономерности, действующие в сфере интересов:

1) зависимость интересов учеников от уровня и качества знаний, сформированности способов умственной деятельности. Чем больше знаний у ученика по определенному предмету, тем выше его интерес к этому предмету, и наоборот;

2) зависимость интересов школьников от отношения к учителям. Ученики учатся с интересом у тех педагогов, которых они любят и уважают. Учитель может по-разному мотивировать детей для развития их познавательного интереса.

На уроке можно обсуждать с учениками разные варианты поиска путей решения задач, поставленных учителем. Зачастую дети активно включаются в эту деятельность, предлагают всевозможные подходы, ищут доводы, защищают свое мнение. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются успешными и верными, а другие — неуспешными, ошибочными. Помимо желания получить успешный результат появляются и познавательный интерес, и стремление обнаружить причины получения такого результата.

Возникновение познавательного интереса у младшего школьника является важным фактором для развития его личности, а его устойчивость — гарантией положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основой успешного и полного усвоения знаний. Закончить хотелось бы словами Л. С. Выготского: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты захочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». [2]

Литература:

  1. Сабанин П. В. Особенности развития когнитивных процессов у младших школьников. — М.: Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, 2015. — 96 с.
  2. Сабанин П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-логического мышления. — М.: Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, 2015. — 314 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, учебная деятельность, интерес, младший школьный возраст, деятельность, развитие, ребенок, сдвиг мотива, стадий развития, теоретический интерес.


Похожие статьи

Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Методы изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Похожие статьи

Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Методы изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Задать вопрос