Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

Общие вопросы дошкольной педагогики
12.02.2021
3638
Поделиться
Библиографическое описание
Антонова, С. Г. Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников / С. Г. Антонова, И. В. Меньшова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6067/.


В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательные действия, познавательный интерес, дошкольный возраст.

Обществу нужен человек не только потребляющий

знания, но и умеющий их добывать.

Одной из актуальных проблем образования на сегодняшний день является проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Так как именно в этом возраста складываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. И наша задача, как педагогов, развить эту личность во всех областях и подготовить детей к следующей ступени обучения, начальной школе.

С первых дней жизни ребенок начинает свой путь к приобретению и усвоению новых знаний и умений. В этом ему помогают родители, по приходу в дошкольное учреждение — педагоги. Важной и основной задачей педагога будет не просто преподнести ему информацию, а научить «добывать» самому необходимые знания, посредством создания такой зоны окружения ребенка, в которой он сможет удовлетворять эту потребность, проявлять познавательную активность, свою любознательность, развивать воображение, находить ответы на свои вопросы, тем самым реализовывать свой познавательны интерес.

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [9, с.5].

В ФГОС ДО одним из основных принципов является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий у ребенка в различных видах деятельности [8, п. 1.4.7].

Главными задачам познавательного развития в ФГОС ДО являются: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии и творческой активности [8].

Познавательная деятельность — активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО использует следующие термины:

 Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

 Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие — это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка [8].

Поэтому так остро стоит вопрос познавательного развития дошкольников, так как оно оказывает неизгладимое влияние на развитие дошкольников в целом, его личности. В ребенке необходимо «разбудить» эту познавательную потребность, которая является источников его познавательной активности и составляющая основу развития познавательного интереса личности. Можно с уверенностью сказать, что познавательное развитие ребенка невозможно без «рычага давления» — познавательного интереса.

В трудах многих ученых (Ананьев Б. Г., Божович Л. Н., Выготский Л. С., Венгер Л. А. и др.) доказано, что познавательный интерес формируется лишь при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес раскрывается в стремлении ребенка узнавать что-то новое, знакомиться с качествами и свойствами окружающих предметов и явлений, в стремлении понять их сущность, найти между ними взаимосвязь. Все они сходятся в том, что познавательный интерес занимает главное место в педагогическом процессе, именно ему нужно уделять пристальное внимание.

По мнению И. В. Метельского: «Интерес — активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [3]. Познавательный интерес в педагогике понимают как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей.

Л. С. Выготский, считал, что познавательный интерес возникает в деятельности, и его цель — стремление человека вникнуть во всеразнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, неотъемлемым образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес [1].

Педагоги сходятся в том, что интерес является «внешним стимулом», для активизации познавательной деятельности дошкольников, своего рода стимулятором деятельности.

Б. П. Есипов утверждал: «познавательный интерес — неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях» [2].

Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, тем самым содействует продуктивному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

Хотелось бы отметить наиболее характерную особенность интереса — это наличие волевой направленности. Познавательный интерес нацелен не только на процесс познания, но и на конечный результат, что всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевыми усилиями. Именно в нем взаимодействуют все наиважнейшие проявления личности. Лишь при грамотной организации образовательного процесса интерес может стать устойчивой чертой личности и только тогда играть роль в его развитии. Как черта личности, познавательный интерес проявляется всегда и всюду, в любой обстановке, при любых обстоятельствах и условиях. Именно интерес способствует развитию мыслительных процессов, которые проявляются в задавании вопросов взрослому, ищут способы для удовлетворения своего интереса, что способствует формированию и развитию личности.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным и интересным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, рождающими у воспитанника непосредственный интерес. Они используют различный интересный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации [6].

Многолетние исследования И. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной показали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь формирования интереса в дошкольном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними [4;9].

Познавательный интерес выступает и как главный способ обучения и как способ развития. И работает он только тогда, когда на первый план выступают внутренние побуждения, которые способны сдержать порыв интереса, возникающий при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, несоответствие ранее изученному – все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса.

Нельзя оставить без внимания условия, соблюдение, которых служит формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у дошкольников. В трудах отечественных ученых данному аспекту уделяется большое внимание:

  1. Первое условие — максимальная опора на мыслительную деятельность ребенка. Зачатком для познавательных сил и возможностей, являются решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, выявив определенную точку зрения.
  2. Второе условие — процесс обучения и воспитания, должен быть выстроен на благоприятном уровне для развития ребенка.
  3. Третье условие — создание благоприятной, положительно эмоциональной атмосферы образовательного процесса. Благополучная атмосфера, сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают неоднозначные отношения и создают тонус личного настроения ребенка. Положительная атмосфера обучения поддерживает и подвигает на желание быть умнее, лучше и сообразительнее. Д. И. Писарев отмечает, что стремление быть лучше и не останавливаться на достигнутом утверждает чувство собственного достоинства, которое при успешной деятельности, приносит огромное удовлетворение. Создание благоприятной атмосферы для познавательной деятельности ребенка — это важнейшее условие формирования познавательного интереса, как следствие развитие личности в целом [5].
  4. Четвертое условие — это благоприятное и располагающее общение. В ходе этого необходимо учитывать индивидуальные особенности самого ребенка, переживания от успеха и неудач, его склонности, и другие интересы, а так же особенности его психологии. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ребенка, как в положительном, так и в отрицательном контексте.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий служит предпосылками для формирования познавательного интереса в процессе деятельности.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Поэтому необходимо постоянно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей, рассматриваемый и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как очень хорошее средство обучения и воспитания, повышения их качества. При этом нельзя не отметить, что особое место в поддержании познавательного интереса занимает педагог, ему отведена особая роль в процессе обучения.

Таким образом, познавательный интерес — это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основные характеристики познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он имеет волевую направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство познания.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005–1136 с.
  2. Есипов, Б. П. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / Б. П. Есипов, Н. И.Болдырев, К. П. Бельский; под ред. проф. д-ра пед. наук Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967–414 с.
  3. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст] / И. В. Метельский. — М.: Педагогическое общество России. — 2004 –57 с.
  4. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. // Педагогика и психология. — 1979 — № 2 — С. 5–46.
  5. Писарев, Д. И. Избранные сочинения [Текст] / Д. И. Писарев — М.: Просвещение, 1951–283 с.
  6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский.: в 11 т. — М.: Академия педагогической науки, 1950–59 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / ПриказМинобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата посещения 07.03.2017)
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
  9. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988–208 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
познавательное развитие
познавательные действия
познавательный интерес
дошкольный возраст

Молодой учёный