В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.
Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст
Фактором успешного обучения и развития личности школьника является познавательный интерес. Познавательный интерес — важное качество личности, формирующееся в социальных условиях. Познавательный интерес выступает одним из главных мотивов учебной деятельности школьника.
Формирование познавательного интереса начинается еще в дошкольном возрасте и проявляется в игре, как ведущей деятельности данного возрастного периода, а также в повышенной любознательности к предметам окружающего мира. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится — учебная. Именно в этом возрасте закладываются предпосылки успешного обучения. Для учителя крайне важно сформировать заинтересованность школьника, а затем и познавательный интерес к учебным дисциплинам.
Младший школьный возраст сменяет новый — подростковый возраст — это переходный период развития личности, который начинается в 10–11 лет и продолжается до 14–15. Все изменения данного возраста обусловлены физиологической перестройкой организма. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью, возбудимостью, импульсивностью и резкими перепадами настроения. На данном этапе учеба перестает быть основной и главной задачей подростка. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Поэтому важной задачей преподавателей на этом этапе становится стимулирование, поддержка и развитие познавательной активности подростков [1].
Сложный путь развития проходят учебные интересы подростка за четыре года его обучения в средних классах. В этом возрасте интересы многообразны и различаются как по своей направленности, так и по уровню развития. В коллективе любого класса — будь то пятый, шестой или седьмой — мы можем наблюдать это многообразие учебных интересов. От мимолетных, ситуативных, меняющихся — до устойчивых ярко выраженных. У одного — к алгебре, у другого — к физике или иностранному языку, у третьего — к химии. В учебных интересах ребят все представляется, на первый взгляд, своеобразным, непохожим. Но в этой многоликости учебных интересов подростков есть общее: путь их становления, в котором проявляется не только индивидуальный жизненный опыт детей, но и те отношения, в которые они вступают [2].
Подросткам присуща широта интересов: спортивные, технические, учебные. Все эти интересы взаимосвязаны. Взаимодействуя, они образуют сложную систему, в которой нередко одна группа интересов, допустим, спортивная, становится главной, отчетливо выражающей направленность личности, а другие проявляются только временами, и то незначительно влияя на общую направленность школьника. В свою очередь, учебные интересы подростков тоже образуют систему, которая проявляется как эмоционально- познавательное отношение к нескольким учебным предметам. В седьмом, а чаще всего в восьмом классе, как установил психолог В. Г. Иванов, в системе учебных интересов подростка появляется ведущий интерес к одному или двум предметам. Поэтому у старших подростков эмоционально-познавательное отношение к учебным предметам приводит к формированию профессионального интереса.
Интересы очень многих подростков, особенно младших, неустойчивы, часто носят ситуативный характер. Ребята быстро и страстно увлекаются, но ненадолго. Это объясняется их возрастными особенностями: повышенной эмоциональностью, потребностью в разностороннем самоусовершенствовании, устремленностью к ярким впечатлениям. А также слабостью воли и быстрой утомляемостью [2].
Существует немало примеров того, учебные интересы учащихся, возникнув в четвертом или пятом классах, сохранялись в течение всех лет обучения в школе. Следует сделать вывод, что у младших подростков, несмотря на неблагоприятные возрастные явления (повышенная утомляемость и т. д.), в определенных условиях обучения и воспитания развивается устойчивый учебный интерес.
В большинстве случаев учащиеся называют интерес к знаниям- ведущим мотивом учения. Эмоционально- познавательное отношение к учению, в свою очередь, возникает только на фундаменте прочных знаний.
Если интерес младшего школьника направлен непосредственно на учебную деятельность, которая сама по себе доставляет положительные переживания, то подростка, особенно старшего, уже привлекает содержание учебного предмета. А в старших классах интерес учащихся нередко направлен на саму науку и осознается как потребность в знаниях по данной науке. Когда подростки умеют решать задачи несколькими приемами, когда в теоретических вопросах они способны выделить главные моменты, когда учебный материал пробуждает их фантазию, мы видим признаки увлеченности. Ее главный показатель- стремление к новым знаниям [3].
Активность старшего подростка, одухотворенная интересом к предмету, проявляется в характере учебной деятельности. И во вдохновенном решении задач, и в творческих муках над страницами сочинения, и в ярком, полном мысли и чувства ответе у доски... И еще во многом и многом другом. Внешнее выражение интереса у разных учащихся неодинаково и по форме, и по силе выразительности, но его отблеск виден всегда. И не только на уроке. Учебный интерес приводит подростка в предметный кружок или библиотеку. Нередко подросток, не рассчитав своих возможностей, резерва времени, стремится успеть везде, и что-то обязательно остается несделанным. Зачитавшись в библиотеку, он забывает и про обед, и про наказ родителей… такова сила интереса, ставшего чертой личности подростка. Его мысли направлены на поиск знаний и умений, удовлетворяющих интерес. Развивается неутолимая жажда знаний.
Когда учителя или родители пытаются сдерживать инициативу подростков в приобретении знаний, то они тем самым неизбежно гасят искры живого интереса. Сила познавательного интереса подростков часто недооценивается взрослыми, в том числе и педагогами. И развитие его нередко зависит от способностей подростка самостоятельно преодолевать многообразные трудности, возникающие на пути удовлетворения интереса. Долг учителя — помогать любознательным в поиске знаний [4].
В возможности детей надо искренне верить, интересы их надо всемерно поддерживать. Сегодня еще многим подросткам присущи неустойчивые эпизодические интересы. Это особенность не только возраста, но и условий формирования интереса, которые по разным причинам отнюдь не всегда благоприятны. Каждому подростку, проявляющему в школьные годы интерес к знаниям, нужны внимание и забота старших. И в первую очередь — педагога. Такая помощь не бывает бесплодной. Она направляет развитие личности, позволяет разглядеть ее грядущий день. А это уже немало: предугадать силу интереса [3].
Направленность учебных интересов 14–15- летних школьников тесно связана с окружающей их жизнью. Более всего их воображение покоряет действенность точных наук. За будничностью и прозой формул они видят волнующий мир открытий. Сегодня — формула, а завтра — трасса полета в космические дали. Этому возрасту, как правило, присущи широкие учебные интересы, т. е. подросткам свойственно проявлять интерес ко всем предметам, по которым они устойчиво имеют хорошие знания и высокую успеваемость [4].
Таким образом, успешное формирование у подростков интереса к учению можно осуществить только на основе индивидуального подхода к ним, для чего необходимо знать: индивидуально — психические особенности воспитуемого; особенности качества, которое у него развивают; пути формирования этого качества, учитывая все виды воздействий на личность воспитуемого и непрерывность ее развития.
Чтобы знать личность ученика, надо ее изучать. Точно так же, как нет учебника «вообще», не существует и учебного интереса «вообще». Есть конкретная личность ученика с определенным уровнем развития у него интереса к учению.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. — Л., 1959.
- Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. — М., 1986.
- Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. Развитие мотивов учения у школьников, Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.