Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Знания студентов, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим А. Дистервег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». Для того чтобы знания ребят были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную и мыслительную деятельность.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные виды работы для активизации учебной деятельности студентов, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это — дидактическая игра; создание различных проблемных ситуаций; исследовательская работа.
Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру невозможно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной свези другими видами учебной работы.
При использовании деловых игр учебные навыки приобретаются студентов не путем непосредственного запоминания, а усваиваются через деятельность. Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивает действие студентов, придает ей законченность.
Ведущая идея в моей педагогической практике — максимально раскрыть перед ребёнком спектр приложений математических знаний на основе дидактических игр. Основная задача — передать свою увлечённость предметом воспитанникам.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и студента. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность ребят в определённое русло.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверки результатов обучения, выработки навыков, формирования умений. В этой же связи различают дидактические игры:
−обучающие игры, учащиеся, участвуя в них, приобретают новые знания, умения, навыки.
− контролирующие будут игры, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний
− обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению меж предметных связей.
Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у ребят вырабатываются привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся. Познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из ребят включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезными» учениями. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у подростков бодрое рабочие настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение учебного материала.
Мы не считаем, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность ребят овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но мы считаем необходимым использовать все возможности для того, чтобы студенты учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании, умственных способностей, в преодолении трудностей.
Одной из актуальных проблем в образовании является проблема активности личности в обучении. Решением проблемы является создание таких условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность. Эти условия, то есть появление познавательных мотивов и интересов, творчества, обеспечивает поисковая деятельность.
В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения.
Основной путь развивающего обучения — включение студент в творческую деятельность
Проблемное обучение, ставя обучаемого перед необходимостью решать новые, нестандартные задачи или разрешать поставленные перед ними проблемы, развивает у обучаемых умение ориентироваться в новых условиях, комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих, выдвигать гипотезы, строить догадки, искать пути более надёжного и точного решения.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед студентом задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для её разрешения. В поисках этих средств и путей, студент приобретает новые знания. При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения, ребята сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, преодоления сложностей и самостоятельно найденного решения.
Цель и назначение проблемного обучения — преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучаемых и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает студент в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.
В основе проблемной ситуации — удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснен с их помощью. Проблемная ситуация должна представлять определенный интерес для студентов и они должны чувствовать, что решение проблемы им посильно, так как часть необходимых знаний у них есть.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создания под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Данная организация учебных занятий направлена на самостоятельный поиск ребятами новых понятий и способов действий. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед ними познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал подростков счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет колледж воспитывать в студентах жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий преподаватель может сделать очень много, чтобы окрасить студенческую жизнь подростков одним из самых прекрасных человеческих чувств — радостью познания.
Эврика! — Надо искусственно создать ситуацию и вовлекать студентов процесс поиска открытий новых знаний.
Литература:
- А. П. Зенкович. Панорама методических идей (серия математика).-Калуга, КГПИ, 1991г.
- Т. А. Ильина. Педагогика: Курс лекций.-М.: Просвещение, 1984г.
- В. Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики.-М.: Просвещение, 1990г.
- Журнал «Математика в школе» № 6 1996; № 9 2000; № 1 2002; № 2 2003; № 2 2004г.