Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Познавательный интерес и его роль в повышении мотивации к обучению на уроках математики

Педагогика
18.12.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Олейник, Е. А. Познавательный интерес и его роль в повышении мотивации к обучению на уроках математики / Е. А. Олейник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131751.


Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.

Б. Паскаль

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики поднимает вопрос о поддержании интереса и вовлеченности учащихся на протяжении всего занятия. Поэтому поиск новых и эффективных методов и техник обучения, способных стимулировать мышление учащихся и способствовать развитию их самостоятельности, стал приоритетной задачей.

Формирование интереса к математике у значительного числа учащихся во многом зависит от методов обучения и хорошо продуманного учебного процесса. Крайне важно обеспечить активное и заинтересованное участие каждого ученика в уроках, и сделать это участие отправной точкой для глубокого познавательного любопытства и интереса. Это особенно важно в первые годы обучения, когда устойчивые интересы и способности к определенной дисциплине еще формируются или даже находятся в зачаточном состоянии. Именно в этот период мы должны стремиться раскрыть привлекательные стороны математики.

В математике образовательные игры играют важную роль: как современный и признанный метод обучения, они выполняют образовательные, развивающие и обогащающие функции, которые идеально гармонируют друг с другом. Современная дидактика, которая ставит во главу угла обучение через игру в классе, справедливо рассматривает их как возможности для эффективной организации взаимодействия учителя и ученика, продуктивную форму общения, объединяющую элементы соревнования, спонтанности и подлинного интереса.

Игра — это творчество; игра — это работа. Через игру дети развивают концентрацию и навыки критического мышления, стимулируя внимание и любопытство. Поглощенные деятельностью, они учатся, открывают для себя новое и запоминают новые вещи, даже не осознавая этого, попадают в новые ситуации, обогащают свои знания и развивают воображение. Образовательные игры прекрасно сочетаются с более формальным обучением. Интеграция образовательных игр и игр в уроки делает обучение увлекательным и интересным, прививает позитивную трудовую этику и помогает преодолевать трудности в обучении. Различные игровые занятия, разработанные для решения интеллектуальных задач, поддерживают и укрепляют интерес детей к изучаемому предмету. Игра должна рассматриваться как мощный и незаменимый инструмент интеллектуального развития ребенка. В классе образовательная игра — это не самоцель, а средство обучения и развития. Игру не следует путать с развлечением; её не следует воспринимать как занятие исключительно ради удовольствия. Образовательные игры следует рассматривать как форму преобразующей творческой деятельности, тесно связанной с другими формами образовательной работы.

Термин «образовательная игра» подчеркивает педагогический аспект и отражает многообразие ее применений. Эта тема актуальна, поскольку математика — это важная наука, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Поэтому учителя серьезно относятся к преподаванию математики и стремятся к тому, чтобы их уроки были содержательными и увлекательными. Однако им часто не хватает времени, чтобы сделать уроки интересными и захватывающими. Именно поэтому ищутся эффективные методы обучения, стимулирующие мышление учащихся. В этом отношении ключевую роль играют образовательные игры, используемые для развития познавательного интереса.

Игра — это культурный феномен. Она обучает, питает, развивает, развлекает и дарит отдых. А. С. Выготский подчеркивал, что «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, а должна продолжаться на протяжении всего его обучения и профессиональной жизни». Именно поэтому педагоги и психологи призывают учителей придерживаться такого подхода, подчеркивая, что создаваемые ими образовательные игры способствуют глубокому развитию детей.

Как мы уже упоминали, образовательные игры, и в частности педагогические игры, предоставляют возможность для всестороннего развития личности, развития навыков и объединения детей вокруг общих идей и интересов.

Познавательный интерес — важнейшая область исследований в общенаучных дисциплинах. Он касается важнейшей человеческой характеристики: способности понимать окружающий мир не только с точки зрения биологической и социальной ориентации в реальности, но и в самом фундаментальном аспекте взаимодействия человека с миром — стремлении понять его многообразие и отразить его существенные аспекты, причинно-следственные связи и модели сознания.

Интерес — сложное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон. В переводе с латыни слово «интерес» означает «важный, значимый».

Филологи дают следующее определение: «Интерес — это особое внимание, уделяемое чему-либо, желание проникнуть в его сущность, узнать, понять; развлечение, смысл».

С точки зрения психолога: «Интерес — это активная когнитивная концентрация человека на конкретном объекте, явлении или деятельности, сопровождаемая позитивным эмоциональным отношением к нему».

Независимо от того, как интерпретируется это понятие, бесспорно, что интерес имеет важное значение. Он мотивирует студентов к приобретению знаний, побуждает их к активной работе и помогает им преодолевать трудности и препятствия.

Познавательный интерес является неотъемлемой частью развития личности. Интерес имеет сложную структуру, состоящую из отдельных психических процессов — интеллектуальных, эмоциональных и регулятивных, — а также объективных и субъективных связей между человеком и миром, которые выражаются в его отношениях.

Когнитивный интерес становится важным фактором, стимулирующим когнитивную активность, когда студент демонстрирует волю и желание улучшить свои знания. В качестве мотивации к обучению когнитивный интерес предлагает ряд преимуществ по сравнению с другими мотивациями, которые могут его сопровождать (такими как более широкие коллективные, профессиональные и общественные мотивации).

Учащиеся быстрее других осознают, что их интересует на когнитивном уровне. Наиболее важными критериями оценки этого интереса являются понятия «интересно» и «неинтересно». На вопрос «Что вам нравится в школе?» значительный процент ответил: «Интересно учиться, интересно узнавать что-то новое каждый день».

В отличие от других мотиваций, когнитивный интерес явно отражает желание учиться с большей точностью.

Познавательный интерес является неотъемлемой частью мотивационного процесса и неотделим от других мотиваций, одновременно влияющих на обучающегося. Он связан с такими мотивациями, как долг, ответственность и самоутверждение. Это необходимо учитывать при развитии познавательного интереса, поскольку взаимосвязь мотиваций обогащает личность, а интерес к обучению, основанный на психологических принципах, оказывает благотворное влияние на другие мотивации.

Развитие познавательного интереса к математике имеет особое значение для методики преподавания этой дисциплины. Важный вклад в эту область внесли Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев и В. Н. Мясищев.

Рассмотрим наиболее эффективный метод развития познавательного интереса к математике посредством решения задач. Мы выделим условия, которые должен соблюдать учитель, чтобы способствовать развитию этого интереса:

– Овладение понятием познавательного интереса (учитель должен знать, что такое «познавательный интерес», и уметь различать разные уровни развития этого интереса у учеников);

– с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

– Содержание задачи (задачи должны иметь интересное содержание, т. е. формулировку и способ решения проблемы);

– сложность задачи (следует помнить, что если уровень сложности достаточно высок, интерес к решению задачи снижается);

– Свойство локальной устойчивости задачи (интерес к одной задаче может породить интерес к аналогичным задачам).

Вышеупомянутые условия являются необходимыми: если они выполняются, то возможно эффективное развитие познавательного интереса к математике. Вышеупомянутые условия являются достаточными: развитие познавательного интереса к математике достигается при выполнении выше упомянутых условий.

Таким образом, развитие познавательных процессов учащихся зависит от способности пробудить у них интерес к изучаемому предмету. Грамотное применение учителем знаний в области психологии, педагогики и данной области в целом гарантирует эффективность образовательного процесса.

Для повышения когнитивного интереса к урокам математики используется образовательная игра.

«Игра — это особая область человеческой деятельности, в которой у человека нет иной цели, кроме как получить удовольствие посредством проявления физических и умственных сил» (ОС Газман).

Формирование интереса к математике у значительного числа учащихся во многом зависит от методов обучения и грамотной организации учебного процесса. Крайне важно обеспечить активное и заинтересованное участие каждого ученика в уроках, и сделать это участие отправной точкой для глубокого любопытства и познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда устойчивые интересы и способности к определенной дисциплине еще только развиваются или даже формируются. Именно в этот период мы должны стремиться раскрыть привлекательные стороны математики.

Образовательные игры играют важную роль в курсах математики.

Образовательные игры могут широко использоваться в качестве инструмента обучения, развития и воспитания. Их основной педагогический эффект заключается в образовательном содержании и игровых действиях, которые практически автоматически направляют обучение и определяют направление деятельности детей. Важно различать образовательные игры от игр в целом и от обучения через игру, даже если это различие иногда бывает произвольным.

Природа создала детские игры как всестороннюю подготовку к жизни. Поэтому они генетически связаны со всеми видами человеческой деятельности и представляют собой особую, детскую форму обучения, труда, общения, искусства и спорта.

Образовательные игры различаются по своему педагогическому содержанию, познавательной активности детей, действиям и правилам, организации и взаимодействию детей, а также роли учителя. Эти характеристики присущи всем играм, но некоторые из них выражены сильнее других. В нескольких сборниках содержится более 500 образовательных игр, но четкой классификации по типам нет. Игры часто содержат как образовательный, так и развивающий контент. Эта классификация включает следующие типы игр:

– Сенсорные развивающие игры;

– Каламбур;

– Игры для знакомства с природой;

– О формировании математических понятий и т. д.

Иногда игры связаны с обсуждаемой темой:

– Игра с развивающими игрушками;

– Настольные игры;

– Каламбур;

– Игра с псевдосюжетом.

Эта группировка игр подчеркивает их ориентацию на обучение и познавательную деятельность детей, но недостаточно скрывает основы образовательной игры — характеристики детских игровых занятий, игровые задачи, действия и правила игры, организацию жизни детей и поддержку учителя.

Традиционно можно выделить различные типы образовательных игр, сгруппированные по виду деятельности учащихся:

– Игры для путешествий;

– Головоломка;

– Игра в угадывание;

– Головоломки;

– Игра в диалог.

Упомянутые типы игр, очевидно, не охватывают все возможные игровые методы. Однако на практике это наиболее часто используемые игры, как в чистом виде, так и в сочетании с другими типами игр: активные игры, ролевые игры и т. д.

В основе любой методики обучения, основанной на играх, должны лежать следующие принципы:

– Актуальность учебных материалов (современные формулировки математических задач, наглядные пособия и т. д.) помогает детям воспринимать задачи как игру, проявлять интерес к получению правильного результата и искать наилучшее возможное решение.

– Коллектив позволяет группе детей объединиться в единую группу, единый организм, способный решать проблемы на более высоком уровне, чем тот, с которым может справиться отдельный ребенок, и зачастую более сложные проблемы.

– Соревнование мотивирует студентов, как индивидуально, так и в группах, выполнять задание быстрее и лучше, чем их конкуренты. Это сокращает время, необходимое для выполнения задания, и приводит к реалистичным и приемлемым результатам. Классическим примером этих принципов является практически любая командная игра: «Что? Где? Когда?» (один участник задает вопросы, другой отвечает на них).

Исходя из изложенных выше принципов, мы можем сформулировать рекомендации по внедрению образовательных игр в учебный процесс:

– Каждая игра должна содержать элемент новаторства.

– Детей нельзя заставлять играть в игру, которая им нравится; игра — это личный выбор. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую.

– Игра — это не урок. Игровой подход, позволяющий детям познакомиться с новой темой, включающий элементы соревнования, головоломки, приключения и многое другое… представляет собой не только ценный образовательный инструмент для учителя, но и совместный и увлекательный опыт для детей во время урока.

– Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать виду деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методов обучения, игра требует от участника особого настроя. Важно не только уметь руководить деятельностью, но и играть вместе с детьми.

– Игра — это диагностический инструмент. Ребенок раскрывает все свои достоинства и недостатки через игру.

Детей, нарушающих правила или мешающих игре, никогда не следует наказывать. Вместо этого это следует использовать как возможность для дружеской беседы, объяснения или, что еще лучше, для того, чтобы дети собрались вместе и проанализировали ситуацию: кто вел себя во время игры, как и как можно было избежать конфликтов.

Обучение через игру создается в классе с использованием игровых методов и ситуаций, которые мотивируют и стимулируют учащихся к участию в математических занятиях.

Применение игровых техник и ситуаций на уроке происходит главным образом следующим образом: дидактическая цель формулируется для учащихся в форме игрового упражнения; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, тем самым превращая дидактическое упражнение в игру; успех дидактического упражнения связан с результатом игры.

Наблюдения показывают, что игровые техники с использованием учебных материалов и особенности игр, в которые играют учащиеся средних школ, активизируют их умственную деятельность и способствуют развитию их внутренней мотивации к обучению.

Принцип игры таков: учитель ставит перед учениками учебную задачу или создает сложную ситуацию, а ученики пытаются ее решить. Затем они обнаруживают, что их имеющихся знаний недостаточно для успеха.

Пригодность образовательных игр для разных этапов урока варьируется. Например, они значительно менее эффективны, чем традиционные методы обучения, для усвоения новых знаний. Именно поэтому обучение на основе игр чаще используется для оценки ранее полученных знаний и развития навыков.

Образовательные игры способствуют когнитивному развитию, поскольку активизируют различные мыслительные процессы. Для понимания концепции и освоения действий и правил игры необходимо внимательно слушать и понимать объяснения учителя. Решение задач требует устойчивого внимания, активного мышления, а также способности сравнивать и обобщать. Учитывая специфику математики, важно различать соревновательные игры и математические олимпиады. В соревновательных играх победа зависит прежде всего от скорости вычислений и преобразований, не пренебрегая при этом качеством ответа. В математических олимпиадах победа зависит прежде всего от качества решений, предлагаемых для все более сложных задач. Соревновательные игры способствуют развитию автоматических реакций, в то время как математические олимпиады способствуют строгому подходу к математике.

Обучение через игру включает в себя такие понятия, как сотрудничество, конкуренция, самостоятельность, командная работа, стимулирование научно-технического творчества у детей, развитие индивидуальной ответственности в обучении и дисциплины в классе, и, прежде всего, преподавание математики. Игра способствует развитию прочных математических навыков и играет решающую роль в когнитивном развитии, являясь важным двигателем образовательной и познавательной деятельности, развития логического мышления и расцвета личностных качеств ребенка.

Решение проблем, совместное исследование, игры и приключения — все это инструменты, которые помогают открыть детскому сердцу и сделать обучение приятным процессом.

Экскурсии, социальные мероприятия, КВН, викторины и внеклассные занятия — все это способствует поддержанию и развитию интереса к обучению. Хочу подчеркнуть, что стимулирование познавательной деятельности не является самоцелью. Цель учителя — воспитание творческих личностей, стремящихся использовать свои познавательные навыки на благо общества. Развитие познавательного интереса у учащихся — это целенаправленный процесс, включающий поиск способов его организации путем вовлечения их в учебные мероприятия, ориентированные на исследования и информацию, рефлексию и коррекцию, а также творчество. Эти мероприятия способствуют качественному развитию их личности. Развитие этого интереса у школьников и воспитание осознания ими своей профессиональной и личной автономии имеет первостепенное значение. Оценка учащихся, проводимая посредством наблюдения, анкетирования, интервью, экспериментов, анализа устных и письменных ответов, а также анализа результатов, позволяет нам с уверенностью заключить, что проделанная работа эффективна. Иными словами, создавая условия, способствующие развитию познавательного интереса, и организуя целенаправленное и регулярное обучение учителей, мы повышаем уровень познавательного интереса и творческих способностей учащихся, что приводит к качественному улучшению результатов обучения. Пилотное исследование подтвердило эффективность системы. Сравнительный анализ результатов этапов исследования, обучения и завершения эксперимента показал, что ее внедрение значительно способствует развитию этого интереса у школьников, мотивирует их и придает личностный смысл их профессиональному развитию.

Проведенное исследование не позволяет в полной мере понять сложную проблему развития познавательных интересов у школьников, но открывает новые направления исследований.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 163-166):
Часть 3 (стр. 145-209)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 163-166стр. 209

Молодой учёный