Играть или не играть на современных уроках математики?
Авторы: Галишникова Нина Владимировна, Галишникова Людмила Юрьевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 20.11.2019
Статья просмотрена: 220 раз
Библиографическое описание:
Галишникова, Н. В. Играть или не играть на современных уроках математики? / Н. В. Галишникова, Л. Ю. Галишникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15432/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: игра, дидактическая игра, учебная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный материал.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка, ведь он переходит на новый социальный уровень. В течение этого года ему необходимо адаптироваться к новым условиям жизни: новым требованиям, обязанностям, новым отношениям с одноклассниками и учителем.
Трудности связаны с тем, что вся жизнь дошкольника была связана с игрой. Поступив в школу, ребенок переходит от игровой к учебной деятельности, а по содержанию и организации они значительно отличаются друг от друга. Поэтому учитель должен четко понимать, каким будет учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий высокое качество обучения и воспитания.
Ребенок, приходя в школу, стремится учиться, общаться, познавать новое, но уже с первых уроков он понимает, что это не легко. Возрастные особенности детей этого возраста: неустойчивость внимания, преобладание наглядно-образного мышления, несформированность познавательной мотивации. В связи с этим у детей возникает непонимание — для чего они учатся. Всё это может привести к отказу, воспринимать новую информацию в школе, и к трудностям обучения.
Основной задачей учителя в обучении детей должно стать создание таких условий, которые будут в полной мере способствовать приобретению детьми прочных знаний, умений и навыков.
Математика — один из самых сложных, но и интересных предметов в школьной программе. От других он отличается большим количеством абстрактных понятий, которые начинают изучать с первого класса. С самых первых уроков учителю необходимо помочь детям овладеть этими знаниями и формировать интерес к изучаемому предмету. Появление интереса к математике зависит в большей степени от выбранной методики ее преподавания.
Одним из средств, которое создает плавный переход к учебной деятельности и помогает сформировать интерес к изучаемому предмету, являются дидактическая игра и занимательные упражнения.
Дидактическая игра с её обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Значение использования дидактических игр и занимательных упражнений на уроках в начальной школе подчёркивали и многие исследователи. В. М. Букатов, Н. В. Бабкина, Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, Н. Ф. Талызина, Д. И. Писарев, А. К. Маркова, Е. А. Тупичкина, В. В. Давыдов, Т. К. Жикалкина, П. И. Сорокина, Д. Б. Эльконин и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Какую же игру можно назвать «дидактической»?
Дидактические игры — специально создаваемые игровые ситуации с целью активизации мыслительной деятельности в процессе обучения. Специфическим признаком дидактических игр является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с её учебной направленностью (преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата). Дидактические игры, как правило, ограничены во времени, игровые действия подчинены фиксированным правилам. В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач.
В обучении младших школьников, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, при помощи упражнений. В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов обучения, игровых моментов урока и т. д.
Надобность в игре как дополнительном, косвенном приеме обучения, по мнению Р. И. Жуковской (1955), возникает тогда, когда целью является доведение предлагаемого детям учебного материала до более глубокого осознания. Дидактические игры и занимательные упражнения дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представлять, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и определять, в чем особенности их проведения. Но следует помнить, что дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работе.
Но не следует приучать детей к тому, чтоб на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках. В силу этого игру заранее планируют, продумывают и место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то после освоения в игровых ситуациях элементов учебной деятельности, игра превращается в дидактический прием.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования познавательного интереса младших школьников, т. к. вносят разнообразие в учебную деятельность, способствует более прочному усвоению знаний, мобилизует их творческие способности. А педагогическая ценность игровых приемов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Таким образом, для педагога школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.
Литература:
- Быстрова А. И. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников// Сборник № 4 материалов Международной конференции «Научные исследования стран ШОС: Синергия и интеграция» на английском языке, 11–12 февраля 2019 г. — Пекин, КНР (Minzu University of China), 2019. — С. 69–72
- Власова И. С. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока математики. / И. С. Власова // Начальная школа. — 2015. — № 10. — С. 43–48.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский. — М.: Наука, 2006. — 239 с.
- Галишникова Л. Ю., Применение занимательных упражнений и дидактических игр на уроках математики в первом классе, как одно из условий формирования познавательного интереса к предмету / Г. С. Байкова, Л. Ю. Галишникова, Л. Леженко // сб. ст. по материалам II Международная заочная научно-практическая конференция «Молодой ученый: вызовы и перспективы». — № 2 (2). — М., Изд. «Интернаука», 2015.
Ключевые слова
игра, ребёнок, начальная школа, учебная деятельность, дидактическая игра, учебный материалПохожие статьи
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.
Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях
В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.
Похожие статьи
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.
Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях
В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.