Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 05.12.2021

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Бельских, М. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16810/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности.

«Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день многие педагоги знают, что истинная ценность обучения заключается не только в овладении определенными знаниями и навыками, но и в развитии воображения, наблюдательности, сообразительности, воспитании творческой личности в целом.

Уроки литературы открывают возможности для развития творческих способностей.

Вовлекая учащихся в творческую работу, стараюсь подбирать на своих уроках такие задания, которые способствуют развитию внимания, самостоятельности в решении сложных учебных задач.

Например, при изучении повести Н. В. Гоголя «Мертвые души» учащимся предлагаются следующие задания:

– подготовиться к конкурсу театральных афиш и их защите;

– предложить своё режиссерское решение постановки отдельных сцен;

– инсценирование отдельных эпизодов.

Подобные задания активизируют представления и воображение школьников, заставляют их внимательно вчитываться в текст, обращаться к дополнительной литературе.

Игровые занятия способствуют развитию познавательной активной деятельности.

Например, урок в пятом классе. Задание: создать проект по сказкам. Для детей — это работа трудная. И очень важно здесь коллективное начало. Ребята обсуждают «проект», спорят, предлагают свои решения, а в результате выбирают самое главное, что помогает раскрыть характеры героев.

Знакомя ребят с устным народным творчеством в 5 классе, можно предложить увлекательное путешествие: «Мы отправляемся сегодня с Вами в страну сказок. Нашим помощником будет всеми любимый герой. Кто он?

(учитель показывает фото Царевны-Лягушки).У нас есть и волшебный путеводитель (стрела), и карта сказочного леса. Через этот сказочный лес и предстоит пройти нашим героям…»

При изучении темы «Поэты 19 в. о Родине, родной природе и о себе» предлагаю ребятам творческие индивидуальные домашние задания: (например, сочинить стихотворение, составить кроссворд, тест по творчеству поэта или писателя).

Чтобы создать на уроке атмосферу творчества, увлечь, заинтересовать ребят, стараюсь использовать элементы театрализации. К уроку по теме «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя в пятом классе учащиеся по группам готовили задания: 1 группа — показала представление «Оксана перед зеркалом», 2 группа — «Гости Солохи «в мешках», а 3 группа — «Полет на черте в Петербург».

Можно провести словарную работу в группах. Например, что означают слова: коляда, кухоль, цыбуля, «строить куры», черевички, «ковзаться», «чернец», «кутья», «таратайка». Или «Угадай персонаж»: «Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу» (чёрт); «Как бы хорошо теперь лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами». (Чуб).

В старших классах на уроках литературы можно создать проблемные ситуации. Решению этих задач помогает проведение нестандартных уроков (уроков-диспутов, уроков-презентаций, уроков- исследований, интегрированных уроков).

Программа по литературе предлагает решить среди прочих вопросы:

— «Что делать?»

— «Кто виноват?»

— «Кому на Руси жить хорошо?»

Но главным остается вопрос «Почему?»

Подобные формы проведения уроков являются активными формами обучения, поскольку здесь значительно увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

Большое внимание уделяю проведению внеклассных мероприятий: тематических вечеров, литературных гостиных. Литературные гостиные, посвященные творчеству А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, встречи с писателями-земляками, воспитывают потребность в чтении, вызывают интерес к художественной литературе. Учащиеся любят такие мероприятия и с большим интересом готовятся к ним.

В школе долгое время вела литературный кружок «Юный филолог»

Клуб «Филолог» школьное объединение дополнительного образования учащихся лицея, созданное с целью поддержки детских талантов, творчества, мотивации учащихся к изучению литературы.

Программа клуба позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения литературы, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Чем интересна такая работа?

Дети принимают участие в разработках мероприятий, ответственно готовятся, учатся выступать перед аудиторией. В такой работе расширяются знания, кругозор. Уже вроде знакомый поэт раскрывается с новых сторон, узнаются интересные подробности эпохи, здесь и детство поэта, и время обучения в Царскосельском лицее, взаимоотношения с одноклассниками, подробности дуэли, творчество поэта в произведениях других писателей, связь творчества А. С. Пушкина и Вов.

Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные музеи, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.

Такого рода мероприятия ещё интересны тем, что на них присутствуют гости (члены Воронежского клуба «Встречи с Пушкиным»), которые занимаются изучением жизни поэта (пушкинисты), интересно освещающие творчество Пушкина, пополняющие экспонаты пушкинского музея

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, творческий клуб «Филолог» научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.

Литературное развитие школьников может осуществляться только в русле творчества.Как писал В. А. Сухомлинский «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество — вот имя этой волшебной птицы!»

Внеклассное мероприятие Басни И. А. Крылова

Рис. 1. Внеклассное мероприятие Басни И. А. Крылова

Литературная гостиная «Сказки А. С. Пушкина

Рис. 2. Литературная гостиная «Сказки А. С. Пушкина

Стенд «Филолог». Юбилейные даты поэтов и писателей. Отражение историко-культурных событий страны.

Рис. 3. Стенд «Филолог». Юбилейные даты поэтов и писателей. Отражение историко-культурных событий страны.