Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Авторы: Садриева Эльмира Фаритовна, Бурганова Фарида Фаатовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 28.01.2016
Статья просмотрена: 2859 раз
Библиографическое описание:
Садриева, Э. Ф. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время / Э. Ф. Садриева, Ф. Ф. Бурганова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9632/ (дата обращения: 22.12.2024).
Что мы понимаем под творчеством учащихся? Это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, — отмечает О. М. Дьяченко, — такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».
Уроки литературы и русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу — вот задача учителя-словесника. Ученик — важный участник учебно-воспитательного процесса, поэтому учителю необходимо строить свои отношения с ним не на основе учебно-дисциплинарного подхода, а на основе личностно-ориентированного подхода, когда в основе линии педагога лежит не принцип добиваться реализации поставленных задач путем требований «сверху», а принцип понимания, признания возможностей ребенка; а способ обучения — не за счет нагрузки на память (репродуктивный метод), а путем активизации мышления, развития воображения, творчества.
Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение.
Русский язык — предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости, и процесс творчества здесь просто незаменим. К примеру, игровые технологии представляют неподдельный интерес для учащихся. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная: «это — весело, а это — скучно» (о традиционных формах урока). Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником. А игра способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Важно только, исходя из цели урока, конкретного содержания изучаемого произведения, найти форму игры, органично «вплести» ее в ткань урока, чтобы помогать развитию творческих способностей детей.
Удачной формой можно считать и театрализованную игру, которую можно проводить и на уроке, и во внеурочное время. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность ее в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие.
Наиболее простой формой организации театрализованного урока является представление по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является малая доля импровизации из-за привязанности «актеров» к тексту, а самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, элементов костюма и соответствующей обстановки в классе. Театрализованная игра на уроке литературы может сделать многое: дать эмоциональный заряд учащимся и вселить уверенность в них. Например, в 11 классе при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ученики инсценировали эпизоды из 2 главы — встречу Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи. Театрализованная игра на уроке литературы может сделать многое: дать эмоциональный заряд учащимся и вселить уверенность в них. «Ученик должен учиться с весельем и отвагой, — пишет В. Ф. Шаталов. — Такой подход превращает учебно-воспитательный процесс в воспитательно-учебный, все ученики навсегда приучаются ровно и спокойно работать на конечный, поло-жительный результат». Главное же — игра приобщает ребят к книге. Урок, построенный по законам искусства, и ведет к пониманию искусства, пробуждает к нему интерес.
Продуктивными видами работы в обучении русскому языку могут считаться и уроки, и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся на уроках попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока.
Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты.
Исследовательские, основанные на исследовательском методе проекты успешно реализуются в научно-исследовательской работе учащихся. В работе помогает метод формирования научно-исследовательских процедур. Он необходим для развития познавательной активности учащихся, способности аналитического мышления, воспитания культуры научного труда. Однако исследовательские проекты используются и в учебной деятельности с целью закрепления знаний. Творческие — основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т. п.). Подобные проекты используются на уроках развития речи в 7- 8 классе при изучении темы «Жанры публицистического стиля. Интервью, репортаж». Учащиеся готовят и защищают различные виды проектов: фоторепортаж, видео, мультимедиа, газета, устный журнал.
В игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения.
Подобные проекты используются и во внеклассной работе.
Сочинение лингвистических сказок развивает способность владеть словом, почувствовать слово, практически осмыслить закономерность языка и содержательно, правильно, точно, ясно выражать свои мысли.
Лингвистическая сказка — это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок — сказку, на котором правило рассказывается как сказка, а ученик становится участником сказочного действия: путешествует вместе с героями по стране Лингвинии, отвечает на вопросы, выручает героев, когда они попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо хорошо знать правила.
Сказка, сочиненная детьми, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков учащихся, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребенка.
Сказка «Добрый суффикс -очек-».
Жили-были веселые суффиксы. И однажды пришли к ним разные слова и сказали: «Давайте жить вместе, только у каждого слова будет свой суффикс». Согласились суффиксы. Суффикс -ок- подружился со словом «друг», суффикс -ник- со словом «школа», суффикс -ик- со словом «ключ». И другие суффиксы нашли себе приятелей. Получились разные слова: дружок, школьник, ключик, молчун, школьный, силач, лисенок, морской, лесной. Только со словом «гриб» никто не хотел дружить, потому что он всегда был хмурым и неулыбчивым. В запальчивости слово «гриб» крикнуло: «Ну и пусть никто не дружит со мной, мне и одному хорошо!» А, оставшись в одиночестве, слово «гриб» село под кустом и заплакало. Услышав плач, добрый суффикс -очек- пожалел слово и сказал: «Не плачь, теперь ты будешь грибочек!» И стали они жить-поживать. С тех пор слово «грибочек» стало ласковым благодаря суффиксу -очек-.
Недостаточное знание учащимися русского языка — не единственная причина неполноценного, а иногда и искаженного понимания художественного произведения. Важную роль в процессе усвоения художественного текста играет национальная специфика мышления нерусского ученика, обусловленная его жизненным опытом. Совершенно очевидно, что постижение художественного произведения зависит от формирования способностей мыслить на русском языке. Существенную роль в этом процессе могут сыграть творческие сочинения на материале жизненных наблюдений описательного и образно-эмоционального типа.
Под творческими работами принято понимать упражнения учеников в описании природы, внешности человека, интерьера, в передаче диалога, в сочинении небольших рассказов, стихов на основе жизненных наблюдений. Такие упражнения приучают учащихся использовать личные впечатления, превращая их в запас поэтических образов. Мышлению человека всегда присущи элементы художественности, правда, у всех они различны, но поэтическая направленность даже самого обыденного мышления очевидна, если обратиться к запасам нашей памяти. Первым шагом на пути к творческим работам могут стать описания природы.
Трудность сочинения-пейзажа заключается не только в том, что могут быть не замечены существенные детали описываемого объекта, явления. Описание необходимо связать с личностью автора-ученика, с его психологическим состоянием, настроением. Поэтому необходимо внимательное отношение к эмоциональной окрашенности слова. Оно помогает учащимся осознать цели их сочинения-описания, а одновременно и роль пейзажа в художественном произведении.
Таким образом, учащиеся, которые сами испытали «муки творчества», будут более внимательными к художественному слову писателя, пойдут по пути «от маленького писателя к большому читателю» (С. Маршак).
Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником, учеником и предметным материалом. Внеклассные мероприятия по литературе помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Так, во внеурочное время возможно проведение литературно — музыкальных вечеров. Например, литературный вечер «Листая страницы Книги Любви». На фоне музыки при свечах звучат стихи, разыгрываются сценки из произведений. Или литературно-музыкальная композиция «Болдинская осень», посвященная творчеству А. С. Пушкина. Главный герой композиции — ученик, играющий роль поэта. Перед зрителями оживают страницы бессмертных творений Пушкина.Конечно, подобные мероприятия являются, в первую очередь, развивающими и воспитывающими.
Это лишь некоторые формы работы, которые можно использовать, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения школьника.
При развитии творческих способностей заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков, и это повышает качество обученности по русскому языку и литературе
Литература:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987
- Баев П. М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991
- Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983
- Хуторский А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2005.